Здоровьеформирующие технологии
проект по теме

Богатырев Владимир Николаевич

План воспитания здоровья ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdoroveformiruyushchie_tekhnologii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 По определению Всемирной Организации Здравоохранения - Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

 Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

 Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.

 Организация непосредственной образовательной деятельности по воспитанию, сохранению и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.

 Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

 Цель:   Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:

  • разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
  • развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
  • укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
  • внедрение инновационных технологий в работе с детьми.

 Задачи:

  • создание предметно – оздоровительной и воспитательной среды в детском саду;
  • культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
  • формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма;
  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
  • помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи;
  • способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
  • формирование культуры правильного питания;

 План реализации проекта включает в себя семь основных направлений.

  1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
  • Работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);
  • Уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).
  1. Физическое развитие и оздоровление детей: 
  • Закаливание;
  • Массаж;
  • Игры, которые лечат;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Здоровый сон;
  • Сбалансированное питание;
  • Организация двигательного режима.
  1. Лечебно-профилактическая работа:
  • лечебная физкультура;
  • лечебный и общеукрепляющий массаж;
  • кислородные коктейли;
  • фитотерапия;
  • самомассаж;
  • Точечный массаж;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Электронные физкультминутки;
  • Динамические паузы;
  • Ортопедическая гимнастика;
  • физиотерапия.
  1. Обеспечение психологического и эмоционального благополучия: 
  • Музыкотерапия;
  • Арттерапия;
  • Сказкотерапия;
  • Логоритмика;
  • Коррекционно-развивающая работа.

Современные здоровьеформирующие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно -    развивающей работы:

1.Приобщение детей к физической культуре

2.Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Основные формы организации здоровьеформирующих работ:                            *физкультурные занятия                                                                               *самостоятельная деятельность детей                                                              *подвижные игры                                                                                                     *утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)    *двигательно-оздоровительные  физминутки                                       *гимнастика пробуждения                                                                              *физкультурные досуги, дни здоровья                                                              *спортивные праздники                                                                              *оздоровительные процедуры в водной среде.                                                                              

Существующие здоровьеформирующие образовательные технологии можно объединить в три подгруппы:                                                                                                                    1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления;                                                   2.Психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой  педагога с детьми;                                                                               3.Учебно – воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья.      

 В нашем детском саду широко используются многие здоровьеформирующие технологии. Одной из самых известных и чаще других используемых здоровьеформирующих  технологий во время организационной образовательной деятельности является физминутка. Проводится она с детьми всех возрастных групп в качестве профилактики переутомления.

Длительность физкультминутки составляет от 2 до 5 минут в зависимости от функциональных возможностей воспитанников, но не реже, чем  через 4-7 минут образовательной деятельности.                                                              

Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного  занятия, а также на прогулке, в групповых комнатах. Они бывают малой, средней и высокой степени подвижности  ( ежедневно во всех возрастных группах). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.                                                                                      

Релаксация проводится в любом подходящем помещении детского сада. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность этой технологии. Ею завершаются занятия, связанные  с интенсивной физической нагрузкой,  логоритмика, иногда музыкальные занятия. Для релаксации используется спокойная классическая музыка( Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Пальчиковая гимнастика проводится детьми, начиная с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Планируется пальчиковая гимнастика обычно в утренние и вечерние часы индивидуально, а также она включена в организованную образовательную деятельность по развитию речи.                                                                          

Гимнастику для глаз чаще всего используется во время организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Проводится она с младшего возраста.

Длительность её проведения от трёх до пяти минут. Для проведения гимнастики для глаз необходимо использовать наглядный материал, мультимедийную технику и личный показ.                                                                      

В нашем детском саду широко применяется дыхательная  гимнастика, которая  на ряду с другими здоровьеформирующими технологиями, в основном включена в организованную образовательную деятельность, связанную с такими образовательными областями, как  физическая  культура, здоровье и, а также на других занятиях. Например, во время организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, педагог с детьми отправляется в лес в весенний или зимний   лес  и обязательно используем возможность «подышать свежим воздухом». Важно помнить, что перед началом занятия педагог даёт детям инструкцию о гигиене полости носа, а также необходимо обеспечить ряд санитарно – гигиенических требований. В частности, влажная уборка помещения, тщательное проветривание перед её проведением. Для усиления профилактического эффекта используются аромалампы. В детском саду « Ладушки» пять лет назад была введена гимнастика пробуждения во всех возрастных группах. Она очень нравится детям и педагогам. На первом этапе её проводили медицинские работники детского сада, а затем и воспитатели.

Проводится гимнастика пробуждения в течении   пяти – десяти минут в зависимости от возраста детей. Гимнастика пробуждения завершается оздоровительным бегом  из тёплого в более прохладное помещение. Одеваются дети в тёплом помещении. Также в гимнастику пробуждения включается элементы самомассажа стоп. Здоровьеформирующие задачи также решаются в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на спортивных и оздоровительных досугах. В нашем детском саду это ложится на плечи инструктора по физической культуре, но в тесной связи взаимосвязи с воспитателями и медицинскими работниками.                                                                                                                       Все выше заявленные здоровьеформирующие технологии в детском саду связаны с календарно – тематическим планированием: в каждой теме подобраны физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и другие технологии.                                                                                                            

По возможности занятия по физической культуре связаны с общим тематическим планированием детского сада. Все здоровьеформирующие технологии отражаются в плане работы воспитателя, что является очень удобным  для аттестации педагогов. В конце выступления хочется сказать, что все наши усилия должны быть направлены не только на овладение данных технологий и заполнение соответствующей документации, но главное на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Здоровьеформирующие технологии на занятиях по обучению плаванию.

Работа по теме: "Здоровьеформирующие технологии при обучении  плаванию детей дошкольного возраста": теория, конспект окружного  семинара-практикума с фотографиями, презентация, план-конспект...

Использование нетрадиционного физического оборудования в здоровьеформирующих технологиях развития детей

Движение составляет основу практисчески любой деятельности ребенка. Однако,в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объема двигательной активности детей. Опираясь на...

Здоровьеформирующие технологии

Основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умст...

« Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

« Здоровьеформирующие            технологиив дошкольном образовательномучреждении»( городское методическое объединение воспитателей группмладшего...

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий

В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее вр...