Здоровьеформирующие технологии
методическая разработка на тему
Основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveformiruyushchie_tehnologii_v_dou.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьеформирующие технологии
Основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит оздоровительной физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. Дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.
Здоровьесберегающая технология (ЗСТ) имеет структуру и содержание, описание особенностей развития здоровых и часто длительно болеющих детей дошкольного возраста; классификацию технологий сохранения и укрепления здоровья детей; рекомендации по проведению мониторинга и оценке эффективности здоровьесберегающих технологий в детском саду; врачебно-педагогический контроль и рекомендации по проведению технологии оздоровления детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающую технологию можно определить как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех приемов, принципов, методов, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития.
Целью ЗСТ является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья. Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима, который отвечает возрастным возможностям детей дошкольного возраста и содержит различные формы оздоровительной физической культуры и оздоровительные мероприятия.
2. Разработать модель сочетания занятий физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями.
3. Оценить эффективность и влияние двигательного режима с включением оздоровительных мероприятий на повышение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников, на реабилитацию и коррекцию нарушений здоровья детей.
Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанной учеными Института возрастной физиологии Российской академии образования. Эта система имеет научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий и комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности дошкольных учреждений по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового и безопасного образа жизни.
Реализация здоровьесберегающей технологии осуществляется по блокам:
Здоровьесберегающая инфраструктура
состояние и содержание здания детского сада и помещений в соответствии с гигиеническими нормативами;
оснащенность спортивного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
наличие и оснащение медицинского кабинета;
организация качественного питания;
необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с воспитанниками (медицинские работники, воспитатель физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию детского сада.
Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
введение любых инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов;
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);
рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития).
ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.
Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;
организацию работы групп корригирующей гимнастики;
организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;
регулярное проведение оздоровительных мероприятий.
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей физической культуры, медицинских работников, психологов, всех педагогов.
Просветительско-воспитательная работа с воспитанниками, направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, включает:
· образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
· проведение “Дней здоровья”, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Просветительская и методическая работа с воспитателями, специалистами, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
· проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
· приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
· привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
· лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
· приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
· организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;
· привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, родителей детей детского сада.
Организация динамического наблюдения, проведение профилактики и систематического мониторинга здоровья.
Показателями мониторинга являются: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
· регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого педагога;
· регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья детей и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение «Карты здоровья ребенка»;
· создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям.
Для внедрения ЗСТ в образовательный процесс дошкольного учреждения необходимы мониторирование и оценка физического развития, физической подготовленности, которую мы проводим с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки их уровня, степени гармоничности; оценки состояния здоровья; изучения внешних факторов окружающей среды и различных видов деятельности; оценки эффективности оздоровительных мероприятий
ЗСТ включает рациональную двигательную активность детей наряду с их самостоятельной деятельностью, которая обеспечивает многообразные формы работы и виды занятий по физической культуре. Каждое занятие решает задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых и семейный досуг.
Физкультурно-оздоровительные технологии являются логическим продолжением развития воспитательно-оздоровительной и организационно-педагогической деятельности в детских учреждениях. Оздоровительные технологии должны сочетаться с другими процессами, как в детском учреждении, так и за его пределами. Каждый блок физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками содержит вариант конструктивной составляющей организации технологии здоровьесбережения.
Структура и содержание программы оздоровительной физической культуры в детском саду компенсирующего вида (из опыта работы)
При создании структуры и содержания программы оздоровительной физической культуры необходимо было решить задачу существенного повышения функциональных возможностей организма детей. На всех этапах обследования дошкольников проводились по следующей программе: 1) беседы с воспитателями, родителями, детьми; 2) анкетирование, сбор данных семейного анамнеза; 3) антропометрические измерения; 4) изучение состояния здоровья; 5) тестирование физической подготовленности. На основании практического опыта было доказано, что количество и разнообразие двигательных действий должно быть таким, чтобы можно было обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение дня, недели, учебного года.
Технология здоровьесбережения предполагает настроенность на определенную цель, специализированные (оздоровительные) нормы с дозированием нагрузок и временным ограничением их действия, а также системное использование ряда методик.
Методы по оценке эффективности развития и организации здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения на различных ее фазах предлагаются в виде экспериментальных проектов, диагностики, реализации, статистики, договоров о сотрудничестве всех инфраструктур дошкольного образования.
Методика сочетания занятий физическими упражнениями с различными оздоровительными мероприятиями в нашем саду построена на основе базисного содержания дошкольного образования с учетом разнообразных форм занятий, описанных нами в программе оздоровительной физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...
Здоровьеформирующие технологии на занятиях по обучению плаванию.
Работа по теме: "Здоровьеформирующие технологии при обучении плаванию детей дошкольного возраста": теория, конспект окружного семинара-практикума с фотографиями, презентация, план-конспект...
Использование нетрадиционного физического оборудования в здоровьеформирующих технологиях развития детей
Движение составляет основу практисчески любой деятельности ребенка. Однако,в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объема двигательной активности детей. Опираясь на...
« Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовательном учреждении»
« Здоровьеформирующие технологиив дошкольном образовательномучреждении»( городское методическое объединение воспитателей группмладшего...
Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"
Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом в работе с детьми со зрительной патологией....
Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий
В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее вр...
Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий
Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологийВ последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуа...