Вдох глубокий, руки шире...
консультация по теме
Советы о правильном дыхании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dykhatelnaya_gimnastika_dlya_rebenka_deti.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика для ребенка
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Правильное дыхание.
Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»
Дыхательная гимнастика для детей.
Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.
Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».
Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти. Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).
Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время — лучше на воздухе во время прогулки.
Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.
Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.
Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.
1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.
Оградить ребенка от простудных заболеваний - задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с малышом дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.
Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.
Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.
1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.
8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
Как закаливать грудного ребенка
Здоровый малыш — счастье родителей. Найдутся ли на свете мать или отец, которые не хотели бы видеть своего ребенка крепким, выносливым, закаленным? А такими дети не становятся сами. Необходимо своевременно выработать в растущем организме умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, нужно приучить ребенка не бояться сквозняков, гулять в любую погоду. Закаленные дети легко переносят холод и жару, менее подвержены простудным заболеваниям, воспалению легких, не болеют рахитом. Под влиянием закаливания укрепляется сердце, улучшается деятельность органов дыхания и нервной системы, обмен веществ.
Результаты изучения организма ребенка показывают, что повторные дозированные систематические охлаждения, проводимые с целью закаливания, развивают в организме приспособительные реакции, которые снижают чувствительность к холоду, а, следовательно, уменьшают возможность простудных заболеваний и отморожений.
Как закаливать грудного ребенка?
Средства закаливания просты и доступны. Основные правила закливания— не кутать малышей, обеспечить им возможность большую часть времени находиться на свежем воздухе. Осенью и зимой 4-5 раз в день, и не меньше чем по 10-15 минут, надо проветривать комнату. Летом окна в комнате, на веранде нужно держать открытыми целый день.
Оконные стекла не пропускают ультрафиолетовых лучей, играющие роль в предупреждении ракита. Если есть возможность, то и ночью надо держать окна открытыми в помещении, где находится ребенок, категорически запрещается курить. Уборку комнат надо производить только влажным способом.
Прекрасно действуют на детей прогулки. Если ребенок родился в теплое время года, надо выносить его на воздух уже через 3-4 дня после выписки из родильного дома. С детьми, родившимися зимой, можно совершить первую прогулку спустя 2-3 недели после возвращения домой, если в этот день на улице нет ветра и температура не ниже минус 10°. В средней полосе 2-3-месячных детей выносят на прогулку зимой и при более низкой температуре, например, при минус 15°, но без ветра. В более теплые дни прогулка детей этого возраста может продолжаться до,2 часов, а в холодные дни лучше погулять 2—3 раза по 20-30 минут.
Дети в возрасте до 2 лет в холодное время года должны находиться на открытом воздухе не меньше 4 часов, а дети старше 2 лет — 5-6 часов в сутки.
Если у ребенка небольшой насморк без повышения температуры тела, не надо бояться свежего воздуха. Перед прогулкой следует прочистить малышу нос, чтобы он свободно дышал.
Во избежание перегревания и переохлаждения, надо учитывать индивидуальные особенности ребенка и условия погоды. Переохлаждение может привести к простудным заболеваниям.
Очень полезен сон на свежем воздухе. Детей в возрасте до года можно укладывать спать на открытом воздухе, если его температура не ниже минус 10-12°. Дети на воздухе быстро засыпают, сон у них всегда ровный и спокойный, просыпаются они бодрыми и веселыми.
Для детей старше 6 месяцев сон на улице в зимнее время допускается при температуре воздуха не ниже минус 15° при безветренной погоде.
Как надо одевать ребенка для сна на воздухе зимой?
Прежде всего, подготавливают весь комплект одежды: теплое и байковое одеяло, теплую и тонкую пеленку, подгузник. Ребенка, одетого в распашонку, теплую кофточку, ползунки, ситцевую косынку и шерстяную вязаную шапочку, заворачивают последовательно в подготовленное заранее белье, начиная с подгузника. На ребенка старше 6 месяцев поверх шерстяного костюмчика надевают пальто с зашитыми рукавами, а затем заворачивают в одеяло до подмышек.
Ребенку старше одного года и дошкольного возраста также полезно организовать сон на свежем воздухе.
Конечно, советы, как одевать ребенка, являются примерной схемой, в нее можно вносить те или иные изменения, в зависимости от климата, погоды, индивидуальных особенностей организма ребенка.
Хорошо действуют на малышей воздушные и световоздушные ванны. Температура воздуха в комнате при воздушных ваннах для закаливания должна быть 20-22°. Ее постепенно понижают путем предварительного проветривания и доводят до 17-18°, а для детей старше 2 лет — до 15—16°. 1C воздушным ваннам детей надо приучать постепенно, пользуясь сменой белья и пеленок. Начиная с 2 месяцев жизни ребенка его следует оставлять голеньким на 1-2 минуты, а затем и на более длительное время, проводя подобные процедуры несколько раз в день.
Продолжительность воздушной ванны увеличивают постепенно. Для детей до 6 месяцев ванна может длиться 8 минут, а к концу первого года жизни 12—16 минут. Процедуру закаливания можно повторять 2 раза в день. Температура воздуха в комнате для детей 3 лет должна быть 18-19°.
Воздушную ванну рекомендуется сочетать с утренней гигиенической гимнастикой и умыванием.
Для детей дошкольного возраста воздушную ванну следует проводить при температуре воздуха 16-18°. Ее так же можно осуществлять одновременно с утренней гигиенической гимнастикой и умыванием. Необходимо менять положение ребенка: то на спине, то на животе.
Детям ослабленным или непривычным к прохладному воздуху обнажать тело надо постепенно: сначала руки и ноги, затем раздевать до пояса и, наконец, оставлять ребенка совсем раздетым.
Летом воздушные ванны проводят на открытом воздухе в «кружевной» тени деревьев (световоздушные ванны). Рассеянный солнечный свет, богатый ультрафиолетовыми лучами, является важнейшим средством предупреждения рахита.
Световоздушные ванны для закаливания надо начинать при температуре воздуха в тени не ниже 22°, а затем можно проводить их и при более низкой температуре, но не менее 17° в тени. Продолжительность такой ванны увеличивают постепенно, начиная с нескольких минут и доводя до получаса.
Солнечные ванны для закаливания. Закаливание солнечными лучами в детском возрасте должно быть несколько ограничено. К нему можно приступать лишь после предварительной подготовки ребенка посредством воздушных и световоздушных ванн.
Детям нельзя проводить солнечные ванны так, как взрослым, в силу их физиологических особенностей. Солнечные ванны дети принимают во время прогулки, спокойной игры. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5-6 минут. Лишь постепенно, после появления загара на теле ребенка, ее можно увеличить до 10 минут. Голова малыша должна быть защищена панамкой; целесообразно пользоваться светозащитными очками. За время прогулки солнечную ванну можно повторить 2-3 раза.
Чрезвычайно важно тщательно наблюдать за состоянием ребенка как во время проведения солнечной ванны, так и на протяжении всего периода приема этих ванн. Надо учитывать настроение, самочувствие ребенка, аппетит, сон. Необходимо остерегаться перегревания, так как это может привести к тепловому (или солнечному) удару, ослабить сопротивляемость организма к разным заболеваниям.
Очень полезно маленьким детям закаливание водой. Приступать к нему нужно постепенно и осторожно. Начинать лучше всего с влажных обтираний в 3-4-месячном возрасте.
Профессор Г. Н. Сперанский советует предварительно готовить кожу ребенка к влажным обтираниям. Для этого сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани растирают тело и конечности ребенка, до тех пор, пока они не порозовеют. Целесообразно проделывать эту процедуру 2 раза в день. Спустя 1-2 недели можно переходить к обтиранию водой. При этом лучше пользоваться варежкой из мягкой ткани. Варежку нужно намочить в воде, отжать и обтереть сначала руки ребенка, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги, вытирая смоченную часть мохнатым сухим полотенцем до покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом. Целесообразно добавить на стакан воды чайную ложку соли. Как правило, обтирание делают сразу после утреннего сна ребенка. Температура воды для обтирания должна быть вначале 32-33°, постепенно ее снижают до 27°. Продолжительность обтирания 5-6 минут.
Гигиеническую ванну для малышей не нужно делать горячей. Температура воды для детей 1-3 лет должна быть 36-37°, для детей дошкольного возраста 35°. После ванны малыша надо облить более прохладной водой (на 1-2° холоднее). Продолжительность ванны 5-6 минут. Летом очень хорошо делать гигиенические ванны днем на воздухе. При этом температуру воды снижают до 35-33°.
Для детей в возрасте 1—3 лет температура воды для умывания вначале должна быть 20°, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18-16°. Дети дошкольного возраста должны умываться водой температуры 16-14°.
Очень полезно для закаливания после прогулки общее обливание. Температура воды для детей старше года должна быть вначале 35-33° и постепенно снижаться до 28-26°.
Детям в возрасте одного года и старше очень хорошо проводить обливание ног перед дневным сном. Температура воды вначале 28° с постепенным снижением ее до 18-16°.
Комплекс закаливающих процедур должен входить в общий режим дня ребенка на протяжении всего года, причем силу действия процедур необходимо увеличивать постепенно. Закаливание должно вызывать у ребенка хорошее, радостное настроение, сами процедуры должны быть ему приятны. Если же малыш во время процедур плачет, беспокойно себя ведет, значит закаливание проводится неправильно.
Закаливание полезно всем детям, а болезненным, ослабленным просто необходимо. Но в таких случаях проводить его надо еще более осторожно, индивидуально выбирать вид закаливания и его дозировку, точно следовать советам врача, который хорошо знает состояние наблюдаемых детей.
Противопоказаниями к назначению тех или иных видов закаливания являются острое заболевание или обострение хронической болезни, падение в весе или чрезмерная нервная возбудимость ребенка, кожные заболевания.
Очень хорошо сочетать воздушные ванны с массажем и гимнастикой. Это улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и других внутренних органов, способствует правильному формированию костей и мышц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для освоения правильного вдоха и выдоха при обучении детей плаванию.
Утром или вечером, когда позволяет время, налейте воды в тазик (или другую большую ёмкость) и поставьте его на стол. Наденьте на ребенка фартук или целлофановую накидку , чтобы не намочить одежду, пос...
Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг!
Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг! ...
Раз-два-три-четыре! Руки выше-ноги шире!
Занятия спортом с раннего детстваспособствуют не только гармоничному развитию всех системорганизма ребёнка, но и учат способности быстро адаптироваться в коллективе, общению со взрослыми и сверстникам...
Сценарий новогоднего утренника !Шире, шире круг!"(2 младшая группа)
Роли: Ведущая, Снегурочка, Снежная Баба, Дед МорозДети: Петрушки, снежинкиПод музыку в зал заходят дети, встают перед елкой ёлкой.1 реб: Нам праздник весёлыйЗима принесла,Зелёная ёлка к намВ гости при...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Шире круг, шире круг, музыка зовет всех детей, всех друзей в дружный сибирский хоровод » в подготовительной к школе группе. Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.
Целью занятия является формирование основ гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста через приобщение к культуре народов родного края....
Три-четыре, руки шире…Психогимнастика
http://doshkolnik.ru/psihologiya/34110.htmlЕсли ввести в поисковике Психогимнастика в ДОУ, попадется, как минимум, несколько статей, где перепечатывается одно из пособий по психогимнастике.Популяризац...
Игры направленные на развитие у ребенка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха и развитие мелкой моторики рук .
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступае...