Психологический климат в коллективе
статья на тему

Булычёва Софья Евгеньевна

ЭССЕ

Тема: Влияние психологического климата в  педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

 

Всякий человек знает,

что ему нужно делать не то,

 что разъединяет его с людьми,

а то, что соединяет его с ними.

Л.Н. Толстой.

 

Психологический климат в коллективе -   это устойчивая система в коллективе , которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.

Работа педагога – такой вид трудовой деятельности, который просто невозможен вне общения: непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми, родителями .

В качестве основных характеристик психологического климата в педагогическом коллективе     выделяются  следующие показатели:

- удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;

- преобладающее настроение;

- психологическая совместимость членов коллектива;

- взаимопонимание и авторитетность руководителя и подчиненных;

- степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива;

- сплоченность и сознательная дисциплина;

- мастерство педагогического общения;

- особенность стиля руководителя коллектива;

- оценка и самооценка членов коллектива.

Труд педагога всегда представлял собой деятельность,  насыщенную как положительными, так и отрицательными переживаниями, высоким нервно-психическим напряжением и высокой социальной ответственностью.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения,  несет непосредственную ответственность за  состояние благоприятного  социально-психологического климата в коллективе:   сплачивает людей вокруг общих целей; создаёт условия для удовлетворения их профессиональных потребностей;  готовит каждого члена коллектива к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития; устанавливает необходимые деловые отношения; мотивирует и стимулирует труд, создаёт в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления является для  руководителя  залогом стабильности и успешного функционирования   ДОУ  не только в режиме развития, но в  инновационном режиме.

Создание благоприятного психологического климата в ДОУ – результат сложной и кропотливой работы руководителя учреждения и всего педагогического коллектива. 

ПАМЯТКА 2

Стиль общения руководителя                                                                                Реакция педагогического коллектива

 

1.Скрытое, опосредованное, затемненное насилие.              Отсутствует вдохновение в работе, появляется сопротивление воспитателя руководителю.

 

2.Грубая, прямая неприязнь к людям.                  Доминируют конфликтные взаимоотношения ,желание работать угасает.

 

З.Демагогическая авторитарность (призывы и             Подчиненный игнорирует руководителя

разглагольствования единственный стиль общения)                    пропускает его установки "мимо ушей", работает в силу сложившегося стереотипа в деятельности.

 

4.Либеральные отношения (со всеми запросто).         Порождает дух безответственности в работе, авторитет руководителя падает.

5.Административная авторитарность

(требовательность-единственный епособ общения).             Внешне и внутренне выраженная Српротивляемость подчиненного руководителю ,интерес к работе притупляется.

 

Правила руководителя дошкольного учреждения  

Никогда не повышать голос на подчиненных, не унижать их достоинство, всегда быть вежливым, деликатным, доброжелательным. По возможности не делать никаких замечаний, особенно перед началом занятия с детьми. Анализировать посещаемые занятия, и другие режимные моменты, даже неудачные, спокойно, объективно, не фиксировать положительные и теневые стороны работы воспитателям предлагать для обсуждения те, как лучше распространить лучшее, не противопоставлять воспитателей по принципу "лучший-худший". Знать эмоциональные особенности каждого воспитателя и вносить соответствующие коррективы в общение. Проявлять максимум заботы о здоровье, ежедневном самочувствии воспитателя, быть в курсе его забот. Показывать воспитателям личный пример работы, выдержки, трудолюбия, заинтересованности в педагогическом поиске.       

 

Влияние на педагогический коллектив

Спокойная и деловая обстановка в коллективе. Взаимопонимание между руководителем и подчиненными; творческая обстановка, взаимное доверие между людьми, товарищеская взаимопомощь, трезвая оценка каждым членом коллектива своих способностей без опасения стать "притчей во языцех", либо быть возведенным на вызывающий у остальных зависть пьедестал. Встречное движение подчиненного, его желание работать лучше. Глубокое желание работать с с полной отдачей сил и возможностей, душевный покой. Стремление к творчеству.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....

семинар для педагогов "Психологический климат в коллективе"

·         Повышение психологической компетентности педагогов·         Содействие сплочению коллектива....

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...