«Система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР-Д/с№17(из опыта работы)
материал по физкультуре на тему

Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для решения этой задачи в Центре постоянно проводятся закаливающие и оздоровляющие мероприятия. В начале каждого года педагогами и медиками Центра проводится обследование физического развития детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка, перенесенные инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети делятся на группы здоровья. Специалистами: руководителем физвоспитания, инструктором ЛФК, медсестрами, врачом-педиатром намечаются пути оздоровления и физического развития детей. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце, земля (хождение босиком). Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняется в зависимости от сезона и погоды.

В Центре разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора

( см. приложение - структура оздоровительных мероприятий). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_fizkulture.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка -  

детский сад №17 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Краснодарский край

Из опыта работы

«Система физкультурно-оздоровительной работы

в МБДОУ ЦРР-Д/с №17»

Составил:

заместитель заведующего по ВМР

МДОУ ЦРР-Д/с №17 г. Кропоткин

Кавказский район

Краснодарский край

Добрина Елена Викторовна

Система физкультурно-оздоровительной работы.

  Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для решения этой задачи в Центре постоянно проводятся закаливающие и оздоровляющие мероприятия. В начале каждого года педагогами и медиками Центра проводится обследование физического развития детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка, перенесенные инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети  делятся на группы здоровья. Специалистами: руководителем физвоспитания, инструктором ЛФК, медсестрами, врачом-педиатром  намечаются пути оздоровления и физического развития детей. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце, земля (хождение босиком). Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняется в зависимости от сезона и погоды.

   В Центре разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора  

( см. приложение  - структура оздоровительных мероприятий). В период адаптации детей начинаем применение воздушных ванн (облегченная одежда, оголение конечностей, сон при открытых фрамугах). После адаптационного периода в группах проводим сухое обтирание варежкой в течение 2-х недель, затем переходим на влажное обтирание. В младших группах водные процедуры проводятся способом хождения по мокрым дорожкам.

   Особое внимание уделяется часто болеющим детям – осуществляется индивидуальный подход к их закаливанию: более длительно проводятся мягкие формы закаливания. Все закаливающие процедуры осуществляются в облегченной одежде и заканчиваются полосканием полости рта и горла водой комнатной температуры. Параллельно с закаливанием в Центре проводятся лечебно-профилактические мероприятия, разработан помесячный план названных мероприятий, который включает в себя фитотерапию, использование оксалиновой мази, поливитамины, ЛФК (см. приложение – план лечебно-оздоровительной работы).

   По физическому развитию и оздоровлению коллектив работает по программе «Здоровье» автора Г. Алямовской. Соблюдая основную ее структуру построения физкультурно-оздоровительной работы в Центре, мы не стоим на месте, а внедряем в ее разделы новые методики и технологии.  Так, с 1995 года была внедрена парциально программа «Театр физического развития и оздоровление детей» Н.Ефименко, а  в 2007 году «Из детства - в отрочество» Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой. Наш Центр развития ребенка №17 является в городе базовым по физкультуре. Здесь постоянно работают семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, соревнования, открытые занятия по программе «Здоровье» для заведующих и методистов, воспитателей, руководителей физвоспитания, учителей физкультуры города.  За многие годы накоплен большой опыт работы по программе «Здоровье», он обобщен и представлен на краевую педагогическую выставку в 1999г. Наш опыт переняли несколько детских садов города, района, края. Используя эту программу, мы создали здоровый образ жизни для ребенка в нашем Центре, что является первоосновой его полноценного воспитания. Наши дети подвижны, жизнерадостны, любознательны. Они много играют, двигаются, с удовольствием принимают участие во всех делах. Осуществляют эту программу специалисты высшей категории, руководители физвоспитания Ласточкина Н.П., Дудникова М.А., ст. медсестра Венецкая И.Л., врач-педиатр Копылова Н.И., физиомедсестра Иванова Т.Ю., педагог-психолог Глущенко С.Ю., зам. заведующего по ВМР Добрина Е.В.

   Вся работа построена на предварительной диагностике. Все специалисты тщательно изучают анализ поступивших в Центр детей, определяют группу здоровья. Руководители физвоспитания ведут карту физического развития детей (см. приложение – карта физического развития), строят обоюдный план работы, четко расписан двигательный режим (см. приложение – планы).

Модель двигательного режима в МДОУЦРР-д/с№17

1. Вид занятие в форме двигательной деятельности.

   1.1. Утренняя гимнастика.

   1.2. Двигательная разминка во время перерыва между занятиями.

   1.3. Физминутка.

   1.4. Подвижные игры и физические упражнения во время прогулки.

   1.5. Дифференцированные игры  - упражнения на прогулке.

   1.6. Оздоровительный бег.

 1.7. Пробежки по массажным дорожкам с контрастными воздушными ваннами.

   1.8. Гимнастика после сна.

   1.9. Обливание тела холодной водой.

   1.10. Лечебная гимнастика (с частоболеющими детьми – дыхательная гимнастика, плоскостопием).

   1.11. Занятия ритмической гимнастикой.

2. Занятия в режиме дня.

   2.1. Физкультурные занятия.

   2.2. Самостоятельная двигательная деятельность.

   2.3. Физкультурно-массовые занятия.

   2.4. Неделя здоровья – каникулы.

   2.5. Физкультурно-спортивные праздники на воздухе.

   2.6.  Физкультурный досуг.

3. Внегрупповые дополнительные виды занятий.

   3.1. Секция баскетбола

   3.2. Секция художественной гимнастики.

4. Совместная работа Центра с семьей.

   4.1. Домашнее задание.

   4.2. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях («Папа, мама, я – спортивная семья»).

   Большая работа проводится  кабинетом оздоровления. Физиомедсестра по назначению врача-педиатра осуществляет фитотерапию (фиточаи), ингаляцию на аппаратах «Вулкан», витаминотерапию, профилактику простудных заболеваний. Нами разработаны и ведутся «Паспорт здоровья детей» и лист назначений для детей, в  которых отражены: динамика физическое развитие, частота заболеваемости за год, диагноз (если такой имеется), рекомендации специалистов и педагогов, план оздоровительных мероприятий (см. приложение – «Паспорт здоровья», лист назначений).

   Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. В центре нашей системы физкультурно-оздоровительной работы  стоят семья плюс детский сад, как две основные  социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому  в МДОУ ЦРР-д/с№17 проводится много мероприятий совместно с семьями.

 Совместная работа с семьей основывается на следующих принципах:

1. Систематичность и исследовательность работы в течение всего года и всего пребывания ребенка в д/саду.

2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье и основа учета их интересов.

3. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

4. Своих родителей мы обязательно знакомим с результатами диагностики  состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития через индивидуальные беседы, выпуск бюллетеней и др.

5. Ведем санпросвет работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

6. Знакомим с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, обучаем конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания: обливание ног холодной водой, обтирание, полоскание горла прохладной водой).

7. Знакомим с лечебно-профилактическими мероприятиями, нетрадиционными видами оздоровления (фитотерапия).

    В этих целях широко используем информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, консультациях, устных журналах, дискуссиях с участием психолога, медиков, а так же родителей с опытом семейного воспитания.

  • Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги, решение педагогических кроссвордов.
  • «Дни открытых дверей» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в спортивном зале и на спортивной площадке.
  • Совместные физкультурные досуги и праздники. Мы постоянно уделяем внимание совершенствованию мастерства педагогов – курсовая переподготовка, аттестация, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей организма.

   Каков же итог нашей работы по программе Г. Алямовской «Здоровье» и парциальных программ.

1. Диагностические данные показывают, что дети в большинстве своем опережают и превышают установленные нормы в освоении основных движений по программе «Здоровье».

2. Владеют культурно-гигиеническими навыками.

3. С радостью участвуют в «Днях здоровья», проводимых каждую неделю в среду (см. приложение – план Дней здоровья») туристических походах в сосновый бор.

4. Являются активными участниками и победителями городских спортивных праздников «Спортиашка» - 3 года подряд занимаем 1 место. Команда «Папа, мам, я – спортивная семья» - заняла в городских соревнованиях 1-место.

5. Активно работает секция баскетбола «Школа мяча» и художественной гимнастики (см. приложение – перспективные планы). Выпускники продолжают заниматься в школе в спортивных секциях. Учителями физкультуры отмечен большой интерес и потребность выпускников в физических упражнениях. Наши выпускники являются призерами городских и краевых спортивных соревнований.

6. У детей сформированы первоначальные знания по ОБЖ и валеологии, что облегчает задачу учителей в школе.

7. Много семей из нашего Центра ведут здоровый образ жизни.

9. Перенесенные заболевания проходят в легкой форме.

9. Повысился психоэмоциональный статус ребенка.

   Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и оздоровительной деятельности,  показал, что в Центре созданы все условия для достижения высокого уровня физического развития и укрепления здоровья (смотреть приложение – анализ заболеваемости).  

Организация питания.

   Устройство, оборудование и содержание пищеблока соответствует санитарным правилам и нормам организации общественного питания.  В целях соблюдения требований СанПиНа 2.4.1.1249-03 п. 2.10. организации правильного питания детей в Центре утвержден график закладки продуктов питания (см. приложение – график), который проводится только в присутствии старшей медицинской сестры. Также в Центре утверждена комиссия по питанию, которая периодически в целях проверки правильности закладки основных продуктов проводит контрольное взвешивание продуктов, выделенных на приготовление указанных в меню блюд, с составлением соответствующего акта (см. приложение – копия акта). С целью организации сбалансированного рационального питания детей в учреждении, питание осуществляется по примерному 10-денвному меню на осенне-зимний и весенне-летний периоды года для детей ясельного и дошкольного возраста, утвержденному главным врачом Гулькевичского филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» (см. приложение – копия меню), также разработаны технологические карточки-раскладки приготовления блюд в соответствии с нормами питания, заверенные заведующим Центра (см. приложение – копии карточек-раскладок). В целях контроля за рациональным питанием в Центре утвержден Совет по питанию (см. приложение – копии: Положения о Совете по питанию, приказа о создании Совета по питанию). В соответствии с основными направлениями деятельности Совета его основными задачами являются:

- обеспечение детей сбалансированным питанием;

- взаимодействие  с поставщиками продуктов питания по вопросу качества сырья и полуфабрикатов;

- разработка, внедрение и корректировка перспективного меню согласно выполнению норм продуктов питания на одного ребенка, возраста детей, сезонности;

- обеспечение качества и контроля над приготовлением и выдачей готовых блюд;

- формировать у детей навыки культурного приема пищи;

- создание психологического микроклимата во время приема детьми пищи;

- соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на пищеблоке и в местах приема детьми пищи;

- ведение документации по питанию;

 освещение вопросов организации питания детей в учреждении (родительские собрания, дни открытых дверей, информационные уголки). Совет по питанию осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, утвержденном заведующим Центра (см. приложение – план работы Совета по питанию).

   Медицинское обеспечение воспитанников Центра осуществляется медицинским персоналом, находящимся в штате Центра, организационно-методическая работа по вопросам медицинского обеспечения осуществляется  детской городской поликлиникой (см. приложение – копия договора с поликлиникой). Медицинский персонал Центра проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, наряду с администрацией контролирует режим и качество питания, соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и норм. Медицинский кабинет полностью оснащен оборудованием и инструментами. В Центре оборудован кабинет оздоровления, где по назначению врача-педиатра, работающего в Центре, проводятся профилактические мероприятия. В соответствии с действующими нормативными документами, проводятся профилактические осмотры детей, 2 раза в год (осень, весна) проводится оценка физического развития детей по данным антропометрических показателей (длина, масса тела) и для детей дошкольного возраста по результатам тестирования физической подготовленности. Оценивается комплексно состояние здоровья каждого ребенка с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, наличие или отсутствие хронических заболеваний, уровня функционального состояния основных систем организма.

    Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, сбалансированное питание, качественное медицинское обслуживание обеспечивают развитие адаптационных возможностей детей, улучшение работоспособности детского организма, формирование опорно-двигательного аппарата, правильной осанки – здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Детские туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"

Нетрадиционное оздоровление детей в нашем детском саду заключается ещё и в том, что одной из интересных форм работы стал детский туризм. Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Ро...

Система физкультурно-оздоровительной работы МБДОУ

Данный материал поможет систематизировать мероприятия по здоровьесбережению детей....

План работы по самообразованию Тема: «Использование фитнес-технологий в системе физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ»

Цель:1.Совершенствование своего профессионального уровня с учетом ФГОС.2.Повышение   качества занятий по физической культуре.3.Формирование комплекта  дидактических материалов.4.Фо...

Система физкультурно-оздоровительной системы в МБДОУ "Д/с"Островок", с.Малокурильское

Система физкультурно-оздоровительной системы в МБДОУ"Д/с"Островок", с.Малокурильское...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....