ПРОЕКТ: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
проект (старшая группа) на тему
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Музыка — целитель здоровья.»
Бехтерев В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 60.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛЕСОВИЧОК» П. ТАЛАКАН
Проект:
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Автор проекта:
Халимова Марина
Олеговна
Музыкальный руководитель
I Квалификационной категории
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Музыка — целитель здоровья.»
Бехтерев В.
Краткая аннотация проекта
Актуальность: В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.
Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.
На музыкальных занятиях, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.
Научная основа: проект базируется на программах и методических пособиях музыкального воспитания – а. Бурениной. Н. Ветлугиной, О. Радыновой, а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике – В. Алямовской, Г. Урунтаевой и др.
Сущность проекта: музыкально-оздоровительный проект состоит из блоков:
- Определение проблемы, выбор темы проекта, определение цели проекта и задач
- Сбор, систематизация, хранение информации
- Условия (создание предметно-развивающей среды и условий для музыкального воспитания)
- Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
- Взаимодействие ДОУ с родителями по музыкальному воспитанию
Степень распространения:
- Представление проекта в ДОУ
- Публикация материалов проекта на личной страничке интернет сайта
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники ДОУ, квалифицированные педагоги, музыкальный руководитель, медицинский работник, старший воспитатель, родители.
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.
Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом и является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка). С другой стороны использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемых на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развитию и укреплению здоровья ребенка.
Этот вывод послужили для меня стимулом к созданию проекта и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.
Новизна проекта:
• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению посредством фольклора, праздниках и развлечениях.
• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.
• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.
• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию, инструктором по плаванию, медицинским персоналом.
Цель проекта:
- включать в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой. Физически здоровой личности.
- Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
- Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, патриотические чувства, через детский фольклор.
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе.
Гипотеза:
развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- развитие физической и умственной работоспособности.
Этапы реализации проекта:
этапы | цель | форма работы | содержание | сроки |
1 этап организационный |
|
| Определение основных источников информации и необходимых ресурсов работы | На протяжении всего учебного года 2014-2015 |
2 этап диагностический |
|
|
| сентябрь-октябрь 2014 |
3 этап практический | Создание методических разработок для реализации проекта |
| Мастер-классы, консультации, творческие площадки | октябрь-май |
4 этап обобщающий |
|
| Анализ, обобщение полученных результатов. предварительное подведение итогов. Разработка методических рекомендаций. Коррекция деятельности | Май 2015 |
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Условия
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.
Поэтому при организации предметно - развивающей среды старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Организация педагогического процесса музыкального развития старших дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги...
Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками инструментами, музыкально - дидактическими пособиями и играми, инструментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.
Помещения | Процессы | Участники |
1 | 2 | 3 |
Музыкальный зал | Утренняя гимнастика Музыкальные занятия Индивидуальные занятия Танцевальный кружок Праздники, досуги, развлечения | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Групповая комната | Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках. Индивидуальная работа с детьми. | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели. |
Физкультурный зал | Утренняя разминка. Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением. Музыкально-спортивные праздники и развлечения | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели. |
Территория детского сада | Праздники. Развлечения. Музыкально-физкультурные праздники Спортивные праздники и развлечения | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели. |
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:
- литературно-музыкальные гостиные,
- театрализованные постановки;
- беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников.
Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важнейшая задача всех ДОУ.
Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников"
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...
Проект "Сохранение и укрепление здоровья детей"
Сохранение и укрепление здоровья детей...
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...
ПРОЕКТ "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"
quot;СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"...
Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»
Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»...
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: организовать образовательную деятельность, обеспечивающую разностороннее и гармоничное развитие воспитанников, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здо...
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...