Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 278.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
БОРИСОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
СМОЛЕНСК
Проект
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
на музыкальных занятиях»
Образовательная область «Музыка»
Актуальность
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Для решения задач по сохранению и укреплению здоровья детей был разработан данный проект.
Цель проекта:
Разработать и включить в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.
Повысить интерес детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровье сберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности: музыкально – ритмические движения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – игровое и танцевальное творчество.
Проект позволяет решать следующие задачи:
- Создание предметно – развивающей среды и условий для формирования гармонично развитой, физически здоровой личности.
- Развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей и индивидуальности каждого ребенка.
- Повышение адаптивных возможностей детского организма с помощью использования здоровьесберегающих технологий на традиционных музыкальных занятиях, интегрированных занятиях.
Новизна проекта:
- Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях.
- Использование в работе с детьми здоровье сберегающих технологий: валеологические песенки с оздоровительным массажем, дыхательная гимнастика, динамические упражнения, релаксация, оздоровительный массаж, Фонопедическое упражнение, музыкотерапия.
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на интегрированных музыкально – валеологических занятиях.
- Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
- Активное сотрудничество музыкального руководителя с логопедом
Сущность: Проект музыкально – оздоровительный.
Состоит из 5 блоков:
1 блок «Создание условий»: создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания;
2 блок «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий»: технологии и их описание;
3 блок «Музыкально – валеологические занятия»;
4 блок «Логоретмические занятия».
5 блок «Взаимодействие с родителями».
Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на традиционных музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Доступность: Проект может быть использован в образовательном процессе других дошкольных учреждений.
Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Участники проекта: дети и воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап – организационный.
Цель: изучение литературы по данной проблеме, накопление материала, определение задач реализации проекта на учебный год.
Формы работы: саморазвитие, знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, изучение и возможность их применения на музыкальных занятиях.
2 тап – практический.
Цель: создание методических разработок для реализации проекта.
Формы работы:
- традиционные музыкальные занятия с использованием здоровье сберегающих технологий,
- интегрированные занятия,
- музыкально – валеологические занятия,
- логоретмические занятия
- взаимодействие с педагогами (мастер – классы, консультации, совместные проекты).
3 этап – обобщающий.
Цель: исследование результатов практической деятельности, перспективное планирование с учетом результатов на следующий учебный год.
Формы работы: диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, диагностика физической подготовленности дошкольников (совместно с педагогами), диагностика заболеваемости в ДОУ (совместно с медицинской сестрой, заведующей ДОУ), создание методических рекомендаций и пособий.
1 БЛОК: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ»Создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания.
Для реализации проекта в музыкальном зале создана развивающая среда:
- технические средства: ноутбук, два магнитофона, телевизор, фортепиано;
- записи детских пьес, песен;
- фонотека произведений для музыкотерапии;
- театральная ширма для кукольных спектаклей;
- мини – сцена;
- театральный уголок;
- музыкальный уголок;
- шапочки животных;
- костюмы, элементы костюмов;
- декорации;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека этюдов и упражнений:
- на развитие эмоций и чувств
- на развитие пластичности и координации движений
- на выразительность жестов
- на развитие чувства ритма
- на развитие артикуляции и дыхания
- на развитие интонационной речевой выразительности
- стихи для ритмизации;
- картотека речевых игр;
- картотека: психогимнастика, релаксация, песенки – приветствия;
- картотека валеологических песенок - распевок;
- картотека упражнений по логоритмике;
- картотека игрового массажа;
- картотека «Музыкотерапия»
- музыкальные дидактические игры.
2 БЛОК: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»: технологии и их описание
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
- Валеологические песенки – распевки;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Оздоровительные и фонопедические упражнения;
- Игровой массаж;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры;
- Музыкотерапия
Валеологические песенки-распевки.
Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Физкультминутки
Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
Дыхательная гимнастика
Она позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика
Основная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения могут проводиться совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж
Тысяча лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.
Пальчиковые игры
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры
Позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия
Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы.
Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.
Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности.
Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет:
- обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников,
- выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
- валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Применение валеологической песни - распевки.
Занятие начинается с песни-распевки.
Активизирует внимание детей, создает у них положительный эмоциональный настрой на занятие.
Применение музыкотерапии
Ребенка необходимо подготовить к восприятию музыки (предложить сесть удобно, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе).
Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.
Применение пальчиковых игр
Применяю во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Кошка», при разучивании песни про котика).
Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение.
Применение речевых игр
Играя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок тем самым само выражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать.
Применение физкультминутки
Физкультминутку проводят с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием
здоровьесберегающих технологий.
( Виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия
и настроя детей)
1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.
2.Приветствие. Валеологическая песня - распевка для настройки на
рабочий лад.
3. Слушание музыки (активное и пассивное).
Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
5. Танцы, танцевальное творчество.
6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание.
3 БЛОК: «МУЗЫКАЛЬНО - ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Музыкально-валеологические занятия:
- носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников.
- ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.
- занятия проводятся 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями, на них приглашаются медицинские работники.
Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных
- Валеологическая песенка-распевка;
- Проблемные ситуации;
- Актуализация знаний и опыта детей и приобретение («добывание») новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
- Закрепление нового материала в практической деятельности.
Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне:
- познавать окружающий мир и свой организм,
- самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы,
- анализировать.
Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени (занятие не должно длиться больше 25-30 мин) нужно уместить всю самую важную информацию по теме.
Прогнозируемые результаты организации и проведения музыкально – валеологических воспитания детей:
- Снизился общий уровень заболеваемости детей;
- Снизился уровень заболевания у детей верхних дыхательных путей;
- Уменьшилось количество детей, заболевших ОРЗ;
- Повысился уровень общего физического развития детей;
- Улучшились двигательные способности детей: пластичность, координация, ориентирование в пространстве;
- Повысился интерес детей к здоровому образу жизни
4 БЛОК: «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте проводятся логоретмические занятия. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
В планировании логоретмических занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.).
Основа занятий разнообразна:
- сказочный сюжет,
- воображаемое путешествие или экскурсия,
- фольклорные источники,
- сюжетные и дидактические игры,
- музыкальные игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий:
- способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности,
- поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям,
- помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Логоретмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность:
- общеразвивающие упражнения,
- работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса,
- простейшие приемы массажа,
- гимнастика для глаз,
- дыхательные упражнения (основаны на методе Б. Толкачева, звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова)
В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.
Структура логоритмического занятия:
- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
- танец (хоровод);
- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
- песня, сопровождаемая жестами;
- логопедическая гимнастика (по Т.В. Буденной);
- мимические упражнения;
- массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
- пальчиковая игра;
- подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать:
- упражнения на релаксацию под музыку,
- чистоговорки,
- речевые или музыкальные игры;
- занятия на развитие чувства ритма или внимания.
На логоретмических занятиях реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети стоят вместе с педагогом в кругу или сидят полукругом.
Средства, используемые в логоритмике:
– ходьба и маршировка в различных направлениях;
– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
– упражнения, регулирующие мышечный тонус;
– упражнения, активизирующие внимание;
– счетные упражнения;
– речевые упражнения без музыкального сопровождения;
– упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;
– упражнения, формирующие чувства темпа;
– ритмические упражнения;
– пение;
– игровая деятельность;
– упражнения для развития творческой инициативы;
– разнообразные виды движения;
– творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры,
- творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
– упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кистей, пальцев;
– упражнения для развития мимики лица и орального праксиса;
– игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
– упражнения на релаксацию;
– этюды для развития воображения, творческих способностей;
– упражнения на ориентировку в пространстве;
– ритмико-гимнастические упражнения;
– танцевальные упражнения;
– упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;
– чтение стихов, сопровождающееся движением;
– мимические упражнения;
– логопедические упражнения;
– разные виды массажей;
– корригирующая гимнастика;
– игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;
– пластические этюды.
Принципы построения всех перечисленных видов работы:
– тесная связь движения с музыкой.
- обязательное включение речевого материала.
Слово может быть введено в самых разнообразных формах:
- тексы песен, хороводов,
- драматизации с пением,
- инсценировки на заданную тему,
- команды водящего в подвижных играх,
- указания ведущего и т.п.
5 БЛОК: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка»
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1. | Какое место занимает музыка в жизни вашего ребёнка | |
2. | Любит ли он её слушать? | |
3. | Какое самое любимое произведение Вашего ребёнка? | |
4. | Любит ли ребёнок танцевать под музыку? | |
5. | Передаёт ли в движении характер музыки, ритм? | |
6. | Насколько эмоционально реагирует на музыку? | |
7. | Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка:
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой Издательство Мозаика – синтез Москва, 2014 г.
- Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеньевская,
Волгоград: Учитель, 2011.
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева.
- Речевые игры Т. Э. Тютюнниковой.
«Дошкольное воспитание» -1998-№9.
- «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
авт. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.
- Арсеньевская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
- Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
Моделирование оздоровительной работы в музыкальной деятельности детей.
Музыкально – ритмические движения («Ритмическая мозаика» Буренина.)
Младший возраст: «Чебурашка», «Куклы – неваляшки», «Плюшевый медвежонок».
Средний возраст: « Разноцветная игра», «Антошка», «Белые кораблики», «Мячик», «Волшебный цветок», «Птичка польку танцевала».
Старший дошкольный возраст: «Весёлые путешественники», «Кузнечик», «Чунга – чанга», «Дразнилки», «Кукляндия», «Карнавальное шествие», полька «Кремена», «Найди пару», «Какадурчик».
Дыхательная гимнастика в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
( А. Н. Стрельникова)
Упражнения : «Ладошки», «Шарики», «Дерево», «Кошка», «Маятник», «Повороты головы», «Насос», «Перекаты».
Попевки на одном звуке: «Сорока», «Андрей – воробей», «Люли», «Сапожок».
Попевки на двух и нескольких звуках : «Баю-бай», «В школу», «Лесенка», «Теремок», «Самолёт», «Ракета», «Горошина».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики встречаются», «Твёрдые ладошки», «Весёлые пальчики», «Пальчики танцуют», «Что умеют мои пальчики».
Музыкальные подвижные игры: «Ай-дили-дил-дили!», «Игра с лентой», «Найди листок», «Огуречик», «Мой ребёнок», «Беги ко мне».
Игры – это часть музыкального занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ): упражнения «Водоворот», «Мельница», «Солнечные зайчики», «Лови мяч», «Покачаемся в лодке» и т.п.
Проводится с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Релаксация. Упражнения: «Отдохнём», «В лесу», «На волнах», «Птички», «Погреемся на солнышке», «Загораем».
Релаксациюможно проводить в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.
В данном материале представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...

ПРОЕКТ: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» Бехтерев В....

"Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях"
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах вос...
«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»
Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста, и их целью является оказание практической помощи родителям по реализации музыкально-оздоровительной работы с до...
ПРОЕКТ "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"
quot;СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"...