Доклад на тему: "Безопасность и здоровье детей".
консультация (младшая группа) на тему

В докладе я попыталась донести до родителей и своих коллег, насколько важно уделять внимание вопросам безопасности и здоровья детей уже в дошкольном возрасте. Важно, чтобы дети знали основы поведения в тех местах, где им может грозить опасность, чтобы знали, куда и как обратиться в случае опасности. На мой взгляд, необходми начинать говорить об этом с детьми дошкольного возраста, когда они с легкостью "втитывают" информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Безопасность и здоровье детей.36.88 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Дмитрий\Desktop\images (1).jpg         

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть. Но, к сожалению, так не всегда бывает... Начиная познавать окружающий мир, маленький человек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью или жизни.                        

 

Безопасность и здоровье детей во многом зависит от того, насколько развиты у них чувства самостоятельности и ответственности.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение применять их на практике. Дети, как показывает жизнь, чаще оказываются в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим следует больше уделять внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенных навыков поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа «Радуга» имеет специальный раздел «Правила личной безопасности», в котором учитываются такие ситуации, как «Ребенок заблудился или потерялся», «Огонь – стихия и помощник», «Правила поведения в природе», «Правила пешехода», «Один дома», «Общение с незнакомыми людьми».

         Чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об экстренных ситуациях в быту, мною была проведена работа по выявлению уровня их знаний, интересов и коммуникативности. Для этого я провела с ними беседу, в ходе которой задала ряд вопросов:

  • Как тебя зовут (имя и фамилия)? – 20 человек
  • Домашний адрес? – 16 человек
  • Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество)? – 16 человек
  • Место работы родителей? – 13 человек
  • Знают ли они номера телефонов экстренных служб (скорая помощь, полиция, газовая служба, пожарная служба)? – 16 человек

В результате беседы мною были сделаны выводы, что дети хорошо знают, как их зовут, где они живут, знают своих родителей и место их работы, но не имеют знаний относительно того, что делать в опасной ситуации и куда обратиться за помощью (экстренные службы помощи).

Мы должны отправить ребенка в школу не только с большим багажом знаний, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями. Для того, чтобы понять, что именно знают, чувствуют и думают дети, я составила перспективный план работы, включающий в себя использование бесед, игр, дискуссий, различных наглядных материалов. Опираясь на уже имеющиеся знания детей, мною были выделены те задачи, по которым необходимо вести работу:

  1. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
  2. Развивать умение детей предвидеть опасные ситуации.
  3. Научить правилам поведения на дороге, в воде, при пожаре.
  4. Способствовать развитию у детей умений преодолевать опасности.

Для решения этих задач было создано пространство, где дети могут познакомиться с различными материалами по ОБЖ:

  • Разные альбомы по данной теме: «Один дома», «Один на улице», «Профессия пожарных», «Служба 01, 02, 03, 04», «Дорожные знаки».
  • Настольно-печатные игры («Что необходимо пожарному», «Предметы – источники пожарные»).
  • Наборы иллюстраций.
  • Художественная литература: Л. Толстой «Пожар», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и др., сборник стихов, загадок, пословиц.
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Юные пожарные», «Правила дорожного движения» - обогащение игровой среды элементами, которые стимулировали бы познавательную активность детей.

Игра – это отличная возможность проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить дошкольников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. При обыгрывании определенных ситуаций (например, пожар в доме, наводнение, правило поведения на дорогах) дети стараются пережить, осмыслить и, затем, воспринять ее и лучше усвоить.

В играх ребенка отражаются наиболее значимые события. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение и отношение друг ко другу. Например, Владик с Артемом очень любят играть в «пожарных». Они представляют, как спасают людей из горящего дома. Соня и Кристина спешат на помощь – они «врачи» - чтобы оказать помощь людям, которых вынесли «пожарные из горящего дома».

Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миров, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре.

В своей работе я использую познавательные игры:

  • Словесно наглядные «Горит – не горит».
  • Настольно – печатные «Законы улиц и дорог».
  • Дидактические «Поднимай – отгадай».
  • Сюжетно – ролевые «Мы водители», «Мы пожарные».

Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Ребенок рисование соединяет с игрой. От того как ребенок воспринимает социальное явление, какое у него сложилось отношение, зависит характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположения предметов на листе, их взаимосвязь.

Например, Владик В. рисует пожарных в ярких красных тонах. Он объясняет это так: «Чтобы люди их видели, и никогда не зажигали ни леса, ни дома. Не бросали окурки непотушенные и были всегда внимательные».

Огонь – друг. Благодаря ему жизнь стала лучше. Но огонь, также, может стать и врагом при неправильном обращении с ним.

Возникновение пожаров из-за шалости проблема, требующая решения, четких действий взрослых.

Я провела конкурс по безопасности «Внимание, опасность!», где дети рисовали пожар. Побеседовала с детьми на темы: «Пожароопасные предметы», «Обогревательные приборы» - объяснила их назначение и опасность.

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, загадки, стихи, пословицы. Познавательные: Б. Житков «Пожар в море», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Юмористические: С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».

Особое место уделила сказке Г. Х. Андерсена «Огниво». Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желанию доставить людям радость. Иллюстрации в книгах также могут стать средством приобщения детей к ознакомлению с основами безопасности, так как конкретизируют их через наглядность и образность. Это детские энциклопедии Р. П. Шалаева «Как вести себя зимой, летом, весной», «Самые новые правила поведения для воспитанных детей».

Также, использовала игровые методы. Они позволяют лучше усвоить познавательный материал. Воображаемая ситуация является одним из приемов: «Встреча с воображаемыми героями». Например: «Давайте представим, что мы в далеком прошлом, спичек у людей нет. Древние люди добывали огонь тем, что терли палочкой о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры; древние люди не знали, что есть другие способы добычи огня». Детей это очень заинтересовало. «Ребята, если бы к нам приехал в гости человек из далекого прошлого, что бы вы ему показали, рассказали об основах безопасности в группеНикита сказал, что он бы рассказал об электрическом токе, Андрей рассказал бы об электрическом свете, как надо бережно и аккуратно к нему относиться.

Особое место занимают наблюдение и целевые прогулки («Улицы нашего поселка»), где дети закрепили представление об улице (проезжая часть и тротуар), разные виды транспорта, правила поведения на улице и правила дорожного движения.

Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражена слабо. Именно из нее ребенок черпает «материал для формирования миропонимания, своей картины мира». Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Экспериментирование и опыт дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, был задан такой вопрос: «Почему петарды нельзя взрывать домаАндрей ответил, что в квартире мало места и не видно, как красиво они взрываются; Женя сказала, что в квартире нельзя взрывать петарды, так как могут пострадать люди. Ценность этого решения заключается в том, что дает ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение, или опровержение собственных представлений.

Сейчас наши дети знаю правила дорожного движения, поведения в общественном транспорте, телефоны пожарной службы, скорой помощи, полиции, но не все применяют на практике.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, бегать не уставая, кататься быстро на велосипеде, не страдать от головных болей, или от постоянной простуды. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, и не вредить своему организму.

Поэтому на занятиях в свободной деятельности проводятся беседы «Уход за зобами», «Здоровье и болезнь» - где учимся заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Совместно с физруком используем разные формы физической активности: гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры «Два Мороза», «Жизнь-это движение», «Познай себя».

Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Воспитательные функции семьи и ДОУ связаны, для того чтобы ребенок рос всесторонне развитым.

Был разработан план работы с родителями по ОБЖ. Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях.

Привлекательно оформленные информационные уголки «Безопасность детей на городских улицах» для родителей в коридорах нашего детского сада помогают получить необходимый совет. В группе оформлена полка-передвижка «Один в лесу, один дома», плакат «Внимание дорога». А так же родители принимают участие в совместных праздниках, спортивных мероприятиях: «Папа, мама, я – спортивная семья».

Важно, чтобы родители были примером для своих детей! Недостаточно теоретических знаний. Их нужно применять на практике. А эта задача в большей степени лежит на их плечах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа по теме "Безопасность на транспорте". Для детей младшего дошкольного возраста.

Ведущий проводит с детьми игры на закрепление знаний по правилам поведения на автодороге и железнодорожном транспорте....

Доклад на тему : "Безопасность детей в природе"

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно должна осуществляться подготовка...

Доклад на тему"Безопасность на дороге"

Доклад на тему"Безопасность на дороге"...

Доклад на тему "безопасные шаги на пути безопасности на дороге"

Изучение правил дорожного движения и поведения на улице...

Дидактические игры по теме: «Безопасность жизни и здоровья»

Сохранение, поддержание здоровья, формирование здорового образа жизни детей должно происходить непрерывно и целенаправленно в урочной, внеурочной деятельности и в семье. Вашему вниманию предлагаю...

Доклад на тему: « Безопасность детей дошкольного возраста в летний период».

Доклад на тему:« Безопасность детей дошкольного возраста в летний период»....

Доклад "Влияние физического развития на здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека....