Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы
статья на тему
Статья «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Несомненно, благотворное влияние шахмат на развитие памяти. Причем особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание. Гораздо важнее понимать смысл - стратегических и тактических идей, чтобы применять разные планы и комбинации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие интеллекта дошкольника через шахматы | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Интеллектуальное развитие дошкольников
через обучение игре в шахматы»
«Шахматы – это пробный камень человеческого ума».
И.Гете
Подготовила: Султанова Рита Сафиулловна,
педагог-психолог АУ ДОУ ДСОВ №18 «Северяночка»
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как: усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В связи с этим есть необходимо рассмотреть понятие, «интеллект», «интеллектуальное развитии». Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие». В психологическом словаре интеллект трактуется как (от лат. Intellectus – понимание, постижение) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. В. Штерн: «Интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности». Р. Немов: «Интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи». С. Л. Рубинштейн: «Интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей». Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер.
Проблему интеллектуального развития исследует Н.А.Менчинская. Эти исследования исходят из положения, сформулированного Д.Н.Богоявленским и Н.А.Менчинской о том, что интеллектуальное развитие связано с двумя категориями явлений:
-знания;
- операции, с помощью которых приобретается знание.
Также автор рассматривает в этой связи такие особенности интеллектуальной деятельности, как:
- быстроту (или, соответственно, замедленность) усвоения;
- гибкость мыслительного процесса (легкость или соответственно, трудность перестройки работы, приспособления к изменяющимся условиям задач);
-тесную связь (или, соответственно, разрозненность) наглядных и отвлеченных компонентов мышления;
-различный уровень аналитико-синтетической деятельности.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Таким образом, интеллектуальное развитие предполагает:
-дифференцированное восприятие;
-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
-рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
-логическое запоминание;
-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
-овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Отечественные психологи придерживаются мнения, что интеллектуальное развитие представляет собой непрерывный динамический процесс, протекающий в деятельности. В соответствии с этим определяется необходимость включения ребёнка в активную, разнообразную, прежде всего в ведущую деятельность, и использовать для этой цели нужно не только сюжетно-ролевую игру, но и игру с правилами. Доказано, что игры с правилами дети начинают осваивать обычно с возраста четырех лет, а в жизни детей старшего дошкольного возраста эти игры, занимают особое место. Одной из таких игр могут быть шахматы.
Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что ее считают одним из феноменов современной цивилизации. Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства. Отмечалась важная роль шахмат для развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская); развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский); формирования образного мышления (Л.А.Венгер).
Существует многомерность определений «шахматы», «шахматная игра». Нам импонирует следующее определение, «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления» (Г. Клаус). Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1.Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2.Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
4.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций. Ученый Г. Лейбниц указывал, что шахматы служат «…для усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности». Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Несомненно, благотворное влияние шахмат на развитие памяти. Причем особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание. Гораздо важнее понимать смысл - стратегических и тактических идей, чтобы применять разные планы и комбинации.
Шахматы влияют не только на интеллектуальные функции, но и на характер человека в целом. Выдающийся советский психолог Б. Ананьев справедливо подчеркивал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». На развитие самостоятельности и активности личности в процессе шахматной деятельности указывают А. Бинэ, А. Нечаев и другие ученые. Приведем еще одно высказывание Г. Клауса: «…Шахматы – замечательная школа воспитание воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя».
Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....
Сообщение « Интеллектуальное развитие дошкольника через подвижные игры» .
Сообщение « Интеллектуальное развитие дошкольника через подвижные игры» . Подвижные игры способствуют умственному развитию ребёнка . В игровой деятельности создаются благоприятные усл...
презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Шахматы - это уникальный инструмент развития тв...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Опыт работы пообучению детей игре в шахматы...
Стендовый доклад по теме: «Развитие связной речи дошкольников через обучение игре в шахматы»
Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь...
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через обучение игре в шахматы»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...