Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы
статья на тему

Султанова Рита Сафиулловна

Статья   «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»

                          Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.    Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Идеальным инструментом для формирования умственных действий  являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Известно, что человек гораздо охотнее  и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения.    Игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.  Несомненно,  благотворное влияние шахмат на развитие памяти. Причем особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание. Гораздо важнее понимать смысл - стратегических и тактических идей, чтобы применять разные планы и комбинации.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Интеллектуальное развитие дошкольников

 через обучение игре в шахматы»

«Шахматы – это пробный камень  человеческого  ума».

И.Гете

Подготовила: Султанова Рита Сафиулловна,

педагог-психолог АУ ДОУ ДСОВ №18 «Северяночка»

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.  Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как: усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.  Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

В связи с этим есть необходимо рассмотреть понятие, «интеллект», «интеллектуальное развитии».  Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие». В психологическом  словаре  интеллект трактуется   как  (от лат. Intellectus – понимание, постижение) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. В. Штерн: «Интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам  и условиям  действительности». Р. Немов: «Интеллектуальное развитие – это развитие  логического мышления и речи». С. Л. Рубинштейн:  «Интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей». Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития  внесли П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев,  Ю.К.Бабанский,  И.Я.Лернер.

 Проблему интеллектуального развития исследует  Н.А.Менчинская. Эти исследования исходят из положения, сформулированного Д.Н.Богоявленским и  Н.А.Менчинской о том, что интеллектуальное развитие связано с двумя категориями явлений:

 -знания;

- операции, с помощью которых приобретается знание.

Также автор  рассматривает в этой связи такие особенности интеллектуальной деятельности, как:

- быстроту (или, соответственно, замедленность) усвоения;

- гибкость мыслительного процесса (легкость или соответственно, трудность перестройки работы, приспособления к изменяющимся условиям задач);

-тесную связь (или, соответственно, разрозненность) наглядных и отвлеченных компонентов мышления;

-различный уровень аналитико-синтетической деятельности.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Таким образом, интеллектуальное развитие предполагает:

-дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

-рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

-логическое запоминание;

-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

-овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

        Отечественные психологи придерживаются мнения, что интеллектуальное развитие представляет собой непрерывный динамический процесс, протекающий в деятельности. В соответствии с этим определяется необходимость включения ребёнка в активную, разнообразную, прежде всего в ведущую деятельность,   и   использовать для этой цели нужно  не только сюжетно-ролевую игру, но и игру с правилами. Доказано, что игры с правилами дети начинают осваивать обычно с возраста четырех лет, а в жизни детей старшего дошкольного возраста эти игры, занимают особое место.  Одной  из таких игр могут быть шахматы.

        Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что ее считают одним из феноменов современной цивилизации. Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства. Отмечалась важная роль шахмат для развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская); развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев);  полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский); формирования образного мышления (Л.А.Венгер).

        Существует  многомерность определений   «шахматы», «шахматная игра».  Нам импонирует  следующее  определение,  «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления» (Г. Клаус). Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

        1.Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2.Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

        3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

        4.Физическую:  побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

        5.Коррекционную:  помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

         Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций. Ученый Г. Лейбниц указывал, что шахматы служат «…для усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности». Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Идеальным инструментом для формирования умственных действий  являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Известно, что человек гораздо охотнее  и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения.    Игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.  Несомненно,  благотворное влияние шахмат на развитие памяти. Причем особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание. Гораздо важнее понимать смысл - стратегических и тактических идей, чтобы применять разные планы и комбинации.  

Шахматы влияют не только на интеллектуальные функции, но и на характер человека в целом. Выдающийся советский психолог Б. Ананьев справедливо подчеркивал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». На развитие самостоятельности и активности личности в процессе шахматной деятельности указывают А. Бинэ, А. Нечаев и другие ученые. Приведем еще одно высказывание Г. Клауса: «…Шахматы – замечательная школа воспитание воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя».

         Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения  интеллектуальной работоспособности.   Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

Сообщение « Интеллектуальное развитие дошкольника через подвижные игры» .

Сообщение « Интеллектуальное развитие дошкольника через подвижные игры» . Подвижные игры способствуют умственному развитию ребёнка . В игровой деятельности создаются благоприятные усл...

презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Шахматы -  это уникальный инструмент развития тв...

Стендовый доклад по теме: «Развитие связной речи дошкольников через обучение игре в шахматы»

 Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь...