«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через обучение игре в шахматы»
материал
Материал будет полезен воспитателям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 33.53 КБ |
2022_g._shahmaty.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие интеллектуальных
способностей дошкольников через обучение игре в шахматы»
Воспитатель ВКК
Старикова Т.П.
2022 г.
Шахматы — это по форме игра,
по содержанию — искусство,
а по трудности овладения игрой — наука.
(Тигран Варта́нович Петрося́н —
советский шахматист)
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.
- Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.
Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везения, поэтому ребенок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.
Шахматы развивают логическое мышление, помогают мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают не просто запоминать какую-то информацию, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь ни с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.
Всю работу по обучению детей игре в шахматы выстраиваю поэтапно.
На первом этапе обучения использую сказки, дидактические игры, упражнения и творческие задания для знакомства и освоения детьми понятий: «шахматы», «шахматные фигуры», «шахматная доска».
Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду.
Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны.
Что же делать? Ему стало скучно.
Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.
Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь, и башни, и конница, и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.
Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король – умер!», что в переводе с персидского обозначает «Шах-мат! ». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.
При знакомстве с этой темой использую чтение и инсценировку сказок: «Легенда о шахматной доске», «Приключение в шахматной стране», «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка».
Дидактические игры – инсценировки по мотивам знакомых сказок: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Шахматная репка».
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Прятки», «Шахматный кубик», «Шахматное домино», «Кто быстрее расставит фигуры»
Творческие задания: «Шахматные загадки», «Вылепим шахматные фигуры», «Изготовим шахматную доску», «Нарисуем портреты фигур», «Выложи шахматную доску».
На втором этапе обучения знакомлю детей с особенностью хода шахматных фигур.
Для освоения этого материала использую дидактические игры и упражнения: «Чьи следы?», «Составь доску», «Лото», «Найди дорожку фигуре», «Живые шахматы».
Дети выполняют творческие задания: «Нарисуй ход фигурам»,
«Выложи дорожки к домику фигур».
Третий этап обучения будет включать, решение несложных шахматных задач и разыгрывание мини-партий. На данном этапе дети познакомятся с понятиями: «шах», «мат», «пат», «ценность фигур», получат знания об основных принципах и правилах игры.
Для знакомства и обучения шахматной игре можно использовать загадки, шахматные викторины, стихи, так как это способствует лучшему усвоению, такого сложного понятия, как особенность хода каждой фигуры. Например, при знакомстве с особенностью хода «коня» можно использовать стихотворные строчки:
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок,
Замечательный прыжок:
Два поля прямо, поле - вбок!
- Сейчас приведу примеры использования некоторых игровых приемов при обучении детей игре в шахматы.
Больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Чтобы детям было интересно быстро выстроить свои войска на доске использую стихотворение
Начальное положение
Белый отряд, черный отряд –
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
В каждом отряде – ты сам погляди –
Оба угла занимают ладьи.
Рядом с ладьями кони видны,
Рядом с конями встали слоны.
Кто ж посредине?
Ферзь с королем –
Самые главные в войске своем.
Чтобы не путать,
Какие поля тут для ферзя и для короля,
Нужно запомнить одну из примет:
ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ –
Белый на белом квадрате стоит,
Черному черный удачу сулит.
А перед всеми – ладьей и конем,
Перед слоном, королем и ферзем –
Пешки-малышки встали стеной,
Им начинать этот сказочный бой.
Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Предложить детям убрать войска в коробочку и по сигналу расставить их, кто быстрее.
- Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки».
«Волшебный мешочек» игра для закрепления названия шахматных фигур. Предложить детям поиграть с шахматными фигурами. Найти фигуру в мешочке на ощупь и угадать, что это за фигура.
Физминутка
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разминаем. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
В своей работе использую также отгадывание загадок на шахматную тематику
Меня все атакуют,
со мной вступают в бой!
Я – главная фигура,
зовут меня… (король)
Хожу, как черепаха,
могу – как кенгуру,
спешу напасть я даже
на сильную ладью.
Иду я только прямо,
но ем наискосок,
пройду весь путь упрямо
и становлюсь ферзем.
Меня король страшится
и пятится, как рак;
король меня боится:
ему за шахом шах!
Прочнее я орешка,
хотя я просто… (пешка)
Не поймешь, куда он скачет:
прыг, скок, а следом вбок.
Королю объявит шах,
съест ферзя и скок назад.
Всюду вилки расставляет
и усталости не знает.
Ну, конечно, это он –
очень-очень хитрый… (конь).
Где-то хобот потерял,
похудел и стройным стал.
Полюбил диагонали,
презирает вертикали.
Он бывает белопольным,
он бывает чернопольным.
И силен на поле он…
Потому что это… (слон)
Самый храбрый – это я!
Самый сильный – это я!
Хожу, как слон и как ладья,
и нет преграды для меня!
Узнаете вы, друзья,
чуть хвастливого (ферзя)
Я, как башня, велика…
Но я – не башня:
я – ладья).
«Шахматный театр»
В шахматном королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому они часто устраивают шахматные спектакли.
- Предложить детям превратиться в персонажей сказки «Шахматная репка».
Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть.
Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку.
Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.
В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.
Я люблю шахматы – эту древнюю интеллектуальную игру. Мне очень хочется передать свою любовь и интерес к этой игре своим воспитанникам.
Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. В.В.Путин, Президент России
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука» Т. В. Петрося́н — советский шахматист
Этапы обучения Знакомство с шахматной доской. 2. Знакомство с фигурами и пешками. 3. Обучение правилам шахматной игры. 4. Решение шахматных задач и этюдов. 5. Игра в шахматы.
Легенда о шахматах
ШАХМАТЫ «Шах - мат! », с персидского «Шах»- король – «мат» - умер! »
Легенда о шахматной доске
Легенда о шахматной доске Оказалось, чтобы расплатиться с мудрецом, нужно 18 446 744 073 709 551 615 зерен пшеницы. Вот как звучит это число: 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615!
Фигуры и пешки В этой стране - Король с королевой живут без корон Ладья без весел, без хобота слон, Конь без копыт, седла и уздечки А рядовые - не человечки .
Игра «Чьи следы?»
Не мила коню неволя, Перед ним простор широк, Очень ловко на два поля Совершает конь прыжок, Замечательный прыжок: Два поля прямо, поле - вбок! Продвигается на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо.
Начальное положение Белый отряд, черный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом.
Ладья В каждом отряде – ты сам погляди – Оба угла занимают ладьи.
Конь Рядом с ладьями кони видны
Слон . Рядом с конями встали слоны
Ферзь и король Кто ж посредине? Ферзь с королем – Самые главные в войске своем. Запомните : белый ферзь всегда стоит на белом поле, а черный ферзь на черном поле. Шахматисты говорят так: «Ферзь любит свой цвет».
Пешка А перед всеми – ладьей и конем, Перед слоном, королем и ферзем – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой.
Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Парад шахматных фигур Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия
Игра «Волшебный мешочек» .
Физкультминутка _______________________ - А сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом (вращение головой) 3- 4, приседаем, Наши ножки разминаем. (приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Шахматный театр .
« Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд » В.В.Путин , Президент России
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы
Статья «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы» Шахматы – это не тол...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....
План самообразования по теме: Развитие интеллекта дошкольников посредством обучения игры в шахматы
Шахматы – как средство интеллектуального развития дошкольников интересовали меня всегда. Первое знакомство с методикой преподавания шахматам у меня началось с книги Анатолия Карпова «Учите...
презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Шахматы - это уникальный инструмент развития тв...
Стендовый доклад по теме: «Развитие связной речи дошкольников через обучение игре в шахматы»
Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь...