«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через обучение игре в шахматы»
материал

Старикова Татьяна Петровна

Материал будет полезен воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx33.53 КБ
Файл 2022_g._shahmaty.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

                                             

«Развитие интеллектуальных

способностей дошкольников через обучение игре в шахматы»

Воспитатель ВКК

Старикова Т.П.

2022 г.

                                                                           Шахматы — это по форме игра,

по содержанию — искусство,

а по трудности овладения игрой — наука.  

(Тигран Варта́нович Петрося́н  —

 советский шахматист)

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

 - Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везения, поэтому ребенок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.

Шахматы развивают логическое мышление, помогают мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают не просто запоминать какую-то информацию, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь ни с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.

 Всю работу по обучению детей игре в шахматы  выстраиваю поэтапно.

На первом этапе обучения использую сказки, дидактические игры, упражнения и творческие задания для знакомства и  освоения детьми понятий:  «шахматы»,  «шахматные фигуры», «шахматная доска».  

 Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду.

Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны.

Что же делать? Ему стало скучно.

Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.

Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь, и башни, и конница, и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.

Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король – умер!», что в переводе с персидского обозначает «Шах-мат! ». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

При знакомстве с этой темой использую чтение и инсценировку сказок: «Легенда о шахматной доске»,  «Приключение в шахматной стране», «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка».

Дидактические игры – инсценировки по мотивам знакомых сказок: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Шахматная репка».

Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Прятки», «Шахматный кубик», «Шахматное домино», «Кто быстрее расставит фигуры»                

Творческие задания: «Шахматные загадки», «Вылепим шахматные фигуры», «Изготовим шахматную доску», «Нарисуем портреты   фигур», «Выложи шахматную доску».

На втором этапе обучения  знакомлю детей с особенностью хода шахматных фигур.

Для освоения этого материала использую дидактические игры и упражнения: «Чьи следы?», «Составь доску», «Лото», «Найди дорожку фигуре», «Живые шахматы».

Дети выполняют творческие задания: «Нарисуй ход фигурам»,

«Выложи дорожки к домику фигур».

Третий этап обучения будет включать, решение несложных шахматных задач и разыгрывание мини-партий. На данном этапе дети познакомятся с понятиями: «шах», «мат», «пат», «ценность фигур», получат знания об основных принципах и правилах игры.

   Для знакомства и обучения шахматной игре можно использовать загадки, шахматные викторины, стихи, так как это способствует лучшему усвоению, такого сложного понятия, как особенность хода каждой фигуры. Например, при знакомстве с особенностью хода «коня» можно использовать стихотворные строчки:                                                                                             

Не мила коню неволя,                                                                                            

Перед ним простор широк,   

Очень ловко на два   поля                                                                                

Совершает конь прыжок,                                                                             

Замечательный прыжок:                                                                                          

Два поля прямо, поле - вбок!

- Сейчас приведу примеры  использования некоторых игровых приемов при обучении детей игре в шахматы.

Больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Чтобы детям было интересно быстро выстроить свои войска на доске использую стихотворение

Начальное положение 

Белый отряд, черный отряд –

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же – в отряде другом.

В        каждом отряде – ты сам погляди –

Оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине?

Ферзь с королем –

Самые главные в войске своем.

Чтобы не путать,

Какие поля тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ –

Белый на белом квадрате стоит,

Черному черный удачу сулит.

А перед всеми – ладьей и конем,

Перед слоном, королем и ферзем –

Пешки-малышки встали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Предложить детям убрать войска в коробочку и по сигналу расставить их, кто быстрее.

- Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки».

«Волшебный мешочек» игра для закрепления названия шахматных фигур.   Предложить детям поиграть с шахматными фигурами. Найти фигуру в мешочке на ощупь и угадать, что это за фигура.

Физминутка

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом       (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разминаем.               (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.  (садятся за столы)

В своей работе использую  также отгадывание  загадок на шахматную тематику

Меня все атакуют,

со мной вступают в бой!

Я – главная фигура,

зовут меня… (король)

Хожу, как черепаха,

могу – как кенгуру,

спешу напасть я даже

на сильную ладью.

Иду я только прямо,

но ем наискосок,

пройду весь путь упрямо

и становлюсь ферзем.

Меня король страшится

и пятится, как рак;

король меня боится:

ему за шахом шах!

Прочнее я орешка,

хотя я просто… (пешка)

Не поймешь, куда он скачет:

прыг, скок, а следом вбок.

Королю объявит шах,

съест ферзя и скок назад.

Всюду вилки расставляет

и усталости не знает.

Ну, конечно, это он –

очень-очень хитрый… (конь).

Где-то хобот потерял,

похудел и стройным стал.

Полюбил диагонали,

презирает вертикали.

Он бывает белопольным,

он бывает чернопольным.

И силен на поле он…

Потому что это… (слон)

Самый храбрый – это я!

Самый сильный – это я!

Хожу, как слон и как ладья,

и нет преграды для меня!

Узнаете вы, друзья,

чуть хвастливого (ферзя)

Я, как башня, велика…

Но я – не башня:

я – ладья).

«Шахматный театр»

В шахматном королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому они часто устраивают шахматные спектакли.

- Предложить детям  превратиться в персонажей сказки «Шахматная репка».

Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть.

Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку.

Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Я люблю шахматы – эту древнюю интеллектуальную игру. Мне очень хочется передать свою любовь и интерес к этой игре  своим воспитанникам.

        Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд.  В.В.Путин, Президент России


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Р азвитие интеллектуальных способностей дошкольников через обучение игре в шахматы» Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок» Старикова Т.П. 2022 г.

Слайд 2

«Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука» Т. В. Петрося́н — советский шахматист

Слайд 3

Этапы обучения Знакомство с шахматной доской. 2. Знакомство с фигурами и пешками. 3. Обучение правилам шахматной игры. 4. Решение шахматных задач и этюдов. 5. Игра в шахматы.

Слайд 4

Легенда о шахматах

Слайд 5

ШАХМАТЫ «Шах - мат! », с персидского «Шах»- король – «мат» - умер! »

Слайд 6

Легенда о шахматной доске

Слайд 7

Легенда о шахматной доске Оказалось, чтобы расплатиться с мудрецом, нужно 18 446 744 073 709 551 615 зерен пшеницы. Вот как звучит это число: 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615!

Слайд 8

Фигуры и пешки В этой стране - Король с королевой живут без корон Ладья без весел, без хобота слон, Конь без копыт, седла и уздечки А рядовые - не человечки .

Слайд 9

Игра «Чьи следы?»

Слайд 10

Не мила коню неволя, Перед ним простор широк, Очень ловко на два поля Совершает конь прыжок, Замечательный прыжок: Два поля прямо, поле - вбок! Продвигается на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо.

Слайд 11

Начальное положение Белый отряд, черный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом.

Слайд 12

Ладья В каждом отряде – ты сам погляди – Оба угла занимают ладьи.

Слайд 13

Конь Рядом с ладьями кони видны

Слайд 14

Слон . Рядом с конями встали слоны

Слайд 15

Ферзь и король Кто ж посредине? Ферзь с королем – Самые главные в войске своем. Запомните : белый ферзь всегда стоит на белом поле, а черный ферзь на черном поле. Шахматисты говорят так: «Ферзь любит свой цвет».

Слайд 16

Пешка А перед всеми – ладьей и конем, Перед слоном, королем и ферзем – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой.

Слайд 17

Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Слайд 18

Парад шахматных фигур Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия

Слайд 19

Игра «Волшебный мешочек» .

Слайд 20

Физкультминутка _______________________ - А сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом (вращение головой) 3- 4, приседаем, Наши ножки разминаем. (приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Слайд 21

Шахматный театр .

Слайд 22

« Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд » В.В.Путин , Президент России

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы

Статья   «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»                          Шахматы – это не тол...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

План самообразования по теме: Развитие интеллекта дошкольников посредством обучения игры в шахматы

Шахматы – как средство интеллектуального развития дошкольников интересовали меня всегда. Первое знакомство с методикой преподавания шахматам у меня началось с книги Анатолия Карпова «Учите...

презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников через обучение игре в шахматы»

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Шахматы -  это уникальный инструмент развития тв...

Стендовый доклад по теме: «Развитие связной речи дошкольников через обучение игре в шахматы»

 Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь...