семинар-практикум
консультация (младшая группа) на тему

Михайлюк Надежда Александровна

 

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_zozh_mikhaylyuk_n._a.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

семинар-практикум

Тема:

«Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»

подготовила:

Михайлюк Надежда Александровна воспитатель первой младшей группы

2013


Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. В последнее время здоровье наших детей ухудшается. Период дошкольного детства – период максимального пребывания ребенка в детском саду – закладываются основные навыки здорового образа жизни. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Ребенок должен знать, что такое здоровье и что такое болезнь.  При организации различных форм физической активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физические упражнения после дневного сна, дни здоровья) необходимо формировать у детей правила безопасного поведения и ценного образа жизни, развивать представление о полезности физической активности и личной гигиены.

 Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены, говорить о бережном отношении к своему телу, уходу за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться и т. д. Эти правила, ребенок должен выполнять сам, осознавая какую пользу они принесут его организму.

Цель валеологического образования: формировать у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни. 

 Задачи:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: формировать представление о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека (глазки - смотреть, ушки – слышать, носик – нюхать, язычок – пробовать на вкус, ручки – хватать, держать, ножки – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны).

- формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;

Наш тематический план по валеологическому образованию детей первой младшей группы содержит следующие разделы:

  • «Здоровье»

  • «Я учусь раздеваться и одеваться»

  • «Я – человек»

 Занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе проводятся через дидактическую игру с куклой, что позволяет решать поставленные задачи.

1 раздел тематического плана включает следующие задачи. «Здоровье»

Задачи: формировать умение мыть руки, лицо с мылом, развивать умение пользоваться мылом, формировать привычку умываться перед сном и едой, после улицы. Развивать навыки пользования предметами личной гигиены (расческой, носовым платком). Формировать положительное отношение к своему телу. Формировать привычку заниматься физическими упражнениями. Формировать навыки правильного выполнения упражнений.

2 раздел. «Я учусь раздеваться и одеваться»

Задачи: формировать умение правильно и последовательно одевать и снимать одежду. Развивать навыки складывания одежды на место аккуратно.

3 раздел. «Я – человек!»

Задачи: формировать у ребенка осознание себя личностью с определенными чертами характера и поведения, развивать индивидуальность ребенка.

Все вышеперечисленные темы являются основополагающими в формировании привычек к элементарным навыкам самообслуживания и личной гигиены.  

Программное содержание:

В разделе «Здоровье» входят следующие темы:

  • «Ладушки – ладушки». Мытье рук перед едой.
  • «Водичка, водичка, умой мое личико! » Навыки правильного умывания.
  • «Зайка учит Мишку ухаживать за зубами». Формирование привычки ухода за полостью рта.
  • «Мы едим». Учить правильно пользоваться ложкой.
  • «В гостях у Кати». Режимные моменты.
  • Утренняя гимнастика. Комплексы.
  • Культурно – гигиенические навыки. Носовой платок.
  • «Катя заболела». Воспитание привычки следить за своим здоровьем.
  • Расчесывание волос. Формирование умения пользоваться расческой.
  • Особенности внешнего строения. Назначение частей тела.
  • Лицо. Назначение частей лица.
  • Дыхательная гимнастика. Комплекс для разучивания.
  • «Пропавший малыш». Навыки называния частей лица и тела.
  • «С добрым утром! » Строение тела. Комплекс утренней разминки.
  • «Мальчик Вова моется». Польза купания перед сном.
  • Гимнастика после сна. Комплексы.
  • Зеркало. Строение организма.
  • «Салфетка». Учить правильно пользоваться салфеткой.

В раздел «Я учусь раздеваться и одеваться» входят следующие темы:

  • «Кукла Маша – растеряша». Навык последовательности одевания куклы.
  • Укладывание куклы спать. Навык умения складывания одежды.
  • Одевание после сна. Формирование культуры одевания после сна.
  • Кукла показывает свой наряд. Умение называть предметы одежды.
  • Учимся ухаживать за одеждой. Формирование навыков ухода за одеждой.
  • «Кукла Катя собирается на улицу». Воспитывать привычку одеваться самостоятельно.
  • Одежда. Обувь. Формирование умения одеваться последовательно.
  • «Оденем куклу после сна». Воспитание привычки использовать предметы по назначению.
  • «Сказка про Машу – растеряшу». Закрепление навыков раздевания.
  • «Кукла Маша ложится спать». Учить детей складывать одежду на место.
  • «Вот как мы умеем». Закреплять умение одеваться и раздеваться самостоятельно.

В раздел «Я человек! » входят темы:

  •  «Я и кукла». Сходство и различие человека и куклы. Чем отличаются дети друг от друга.

Работа строиться на протяжении учебного года через такие формы как:

  • Анкетирование, тестирование;
  • конкурсы, выставки;
  • совместные праздники;
  • индивидуальные, групповые, подгрупповые консультации воспитателей, узких специалистов, родителей;
  • информационные и тематические стенды, газеты, фотомонтажи;
  • встречи за круглым столом;
  • обмен опытом (с воспитателями);
  • семинары - практикумы;
  • родительские встречи в нетрадиционной форме;
  • беседы;
  • выставки;
  • папки-передвижки;
  • наблюдения с детьми;
  • игры с детьми.

Работа по валеологии в первой младшей группе проводиться на протяжении всего рабочего дня (и в утренние приемы, на гимнастике, при умывании, при непосредственной образовательной деятельности, прогулке, после сна).

В плане отражена работа по валеологии: указаны игры, которые проводятся с детьми, беседы с детьми и родителями, консультации, рекомендации, наглядная информация, которая выставляется для родителей в раздевалке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...


 

Комментарии

Спасибо за интересный и познавательный семинар-практикум! Я согласна с Вами, действительно в период дошкольного детства закладываются основные навыки здорового образа жизни. Поэтому именно в семье и детском саду, на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье.