Игры для релаксации для детей младшего и среднего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Солдатенкова Дарья Дмитриевна

Картотека игр

Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.

Дети дошкольного возраста нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть эмоциональный стресс, кризис возраста, усталость и другие причины. Воспитатели могут помочь детям снять это напряжение, успокоить их, используя игры для релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_relaksatsii.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для релаксации

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека игр

Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.

Дети дошкольного возраста нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть эмоциональный стресс, кризис возраста, усталость и другие причины. Воспитатели могут помочь детям снять это напряжение, успокоить их, используя игры для релаксации.

Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела
  • Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой
  • Игры с монотонными движениями руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции. Например с прищепками

Волшебное перо (с 3 лет)

Описание. Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.

Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете использовать кончики собственных пальцев.

Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье.

Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.

(Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая.

Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы можете доверить волшебное перо одному или нескольким ребятам.)

Мороженое

Описание. Это красивая игра-фантазия для летнего времени, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он — вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?.. А цвета?..

Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть.

Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят!

Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть.

Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден...

И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать. 

Волшебный воздушный шарик (с 4 лет)

Инструкция детям. Давайте вместе поколдуем и превратимся в воздушные шарики. Каждый скажет мне, какого цвета он хочет быть...

Теперь ложитесь на пол. Сейчас вы — ненадутые шарики, вы совсем без воздуха. Я хочу, чтобы по мере того, как я буду вас надувать, вы меняли свою форму и все больше становились похожими на надутые воздушные шарики. Приступаю немедленно: я вдохну в вас немного воздуха, так что вы сразу станете больше и красивее. Каждый раз, когда я вдуваю в вас воздух, чуть-чуть приподнимайтесь. (Выдохните воздух с четким звуком. Дети должны слегка приподняться над полом.) Старайтесь оставаться в этом положении до тех пор, пока я не наполню вас новой порцией воздуха.

Я задую в вас немного воздуха, а вы еще чуть-чуть приподнимитесь, чтобы стать побольше. (Громко выдохните.) Сохраняйте и эту новую форму, пока я не выдохну еще раз...

Теперь я вас опять немного увеличу. (Снова выдохните.)

Сейчас я вдохну в вас последнюю порцию воздуха, а вы встаньте прямо. (Снова выдохните.) Теперь вы совсем большие шары. Старайтесь сохранить свою форму, не двигайтесь. Кому-нибудь нужен еще воздух? Я буду обходить вас и наполнять ваши руки дополнительным воздухом до тех пор, пока не увижу красивые, тугие шары. (Обойдите детей.) И тебе я даю еще воздуха... и тебе...

Теперь мы можем уменьшить шарики. Слушайте шум воздуха, выдувающегося из шарика. Когда вы услышите этот звук, станьте чуть меньше. Но только когда услышите шум! Если шум прекратится, замрите и не двигайтесь.

(Издавайте легкое «с-с-с...», чтобы дети поняли, что из них выходит воздух.)

С-с-с... теперь вы стали чуть меньше. С-с-с... еще немного меньше. С-с-с... и еще меньше. С-с-с... и еще меньше.

Теперь ложитесь на пол. В вас больше не осталось воздуха... Я подойду к каждому из вас и проверю, действительно ли весь воздух из вас вышел.

(Переходите от ребенка к ребенку, и если вы видите, что у кого-то остались напряженными плечи или коленки, обратитесь к нему.) Я помогу тебе выпустить отсюда воздух, чтобы ты смог лежать на полу более расслабленно и легко. (Нежно прикоснитесь к нужной части его тела, произнося «с-с-с...».)

Медведь после спячки

Описание. В этой подвижной игре дети могут сосредоточиться и расслабиться, постепенно растягивая все мышцы.

Материалы: для первой части игры (медведь в зимней спячке) поставьте мелодичную музыку.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Вы уже знаете, что медведи впадают в зимнюю спячку. Они сворачиваются калачиком в своей берлоге, и когда начинает падать снег и в лесу дует ледяной ветер, им снятся спелые ягоды, которые они найдут летом.

Представьте, что каждый из вас — медведь. Ложитесь на пол и свернитесь калачиком, пока вам не станет достаточно тепло. Вы можете спать всю зиму вплоть до весны. Чтобы медведи смогли мечтать во сне, я включу подходящую музыку.

(Когда колыбельная закончится, продолжите рассказ о медведях.)

Наступила весна. Солнце светит ярче, и снег начал таять. Первые весенние цветы протягивают свои лепестки к солнцу. Медведи медленно просыпаются. Они ложатся на спину. Вы еще совсем-совсем сонные и усталые. Очень медленно вытяните вперед одну руку. Протяните ее в сторону... А теперь назад...Поднимите другую руку и протяните ее вперед... в сторону... назад...

Медленно, очень медленно, как медвежата, встаньте на четвереньки. Надавите обеими руками на пол и почувствуйте, как он устойчив.

Покачайтесь назад и вперед; сделайте это четыре раза... Упираясь руками в пол, качнитесь назад так далеко, как только сможете. Растяните спину. Вы почувствовали, как растягиваются ваши пальцы?

Проснуться вам помогут движения ногами. Пусть обе руки упираются в пол, поднимите вверх одно колено и медленно потяните ногу назад... Растяните таким же образом вторую ногу... Теперь ложитесь на живот. Вытяните обе руки далеко вперед, а ноги — назад... Продержитесь так как можно дольше, а я тем временем буду считать: раз... два... три... четыре...

Теперь вы можете расслабиться. Радуйтесь пришедшей весне, а я тем временем включу вам какую-нибудь красивую музыку... (Включите «Мечтания» Шумана.)

Могучий лев

Описание. Это короткая интересная игра, помогающая детям расслабить мышцы лица и шеи. Одновременно она способствует углублению дыхания.Эта игра нравится детям прежде всего потому, что они могут идентифицировать себя с могучим зверем и показать свой голос.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Встаньте на колени на пол и положите руки на ноги. Сейчас вы можете превратиться в великолепных львов: сильные когти... хвост с коричневой кисточкой... могучая голова с громадной пастью и блестящими зубами...

Широко откройте свои львиные глаза. Теперь распахните

львиную пасть и высуньте львиный язык.

Очень устрашающе!.. Но можно сделать еще кое-что...

Издайте негромкий, но мощный львиный рык; он, вероятно, звучит как далекий гром или рычание большой, очень большой собаки. А сейчас попытайтесь издать действительно страшный рык. Рычите на меня страшным рыком... Теперь порычите на своих соседей с одной, а потом с другой стороны от вас... Закройте глаза и постарайтесь почувствовать свою львиную морду и львиный язык... Опять откройте глаза и еще раз порычите на меня... на ребят с левой стороны... на ребят с правой стороны... Не закрывайте львиную пасть.

Закройте глаза, еще раз почувствуйте свои львиные глаза, морду и язык...

А теперь закройте свою пасть. Оближите львиным языком львиные губы, сильно потрясите головой... и откройте глаза.

Праздничные свечи

Описание. Эта игра поможет детям урегулировать дыхание и автоматически начать глубже дышать. Одновременно ребята смогут расслабить мышцы лица.

Это прекрасное, очень простое упражнение захватывает внимание детей и помогает им собраться.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят?..

Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее.

Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей.

Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их все. Дуйте очень сильно!

Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта...

Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед...

Положите руки на колени и дайте им передохнуть.

Оттаивание и замерзание

Описание. В этой игре дети постарше получают замечательную возможность сосредоточиться и потренировать разные части тела. Малышам не очень просто выполнить предлагаемые задания, но со временем они улучшают свои результаты и достигают успеха.

Музыка придает детям бодрости и уравновешивает их эмоции.

Возраст участников: с 4 лет.

Материалы: инструментальное соло.

Инструкция детям. Игра, в которую мы будем играть, очень сложная. Возможно, вам предстоит немного потренироваться, чтобы выполнить задания.

Разойдитесь, пожалуйста, равномерно по комнате. Представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его, часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми.

Представьте, что ваши пальцы оттаяли и шевелятся... Сейчас вы можете двигать также и ладонями... Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей...

Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча...

(Продолжайте в том же духе, пока не задействуете все тело. Тогда вы можете предложить обратное «замораживать» части тела одни за другими, так чтобы к концу лишь пальцы двигались под музыку.) В завершение игры хорошенько встряхните руками и ногами.

Воздушный шар

Описание. Чтобы построить один большой воздушный шар, дети должны включить свое воображение. В ходе игры они начинают глубже дышать, расслабляются и получают приятное чувство свободы и единения со всеми.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Не размыкая рук, все одновременно ложитесь на спину на пол. Спокойно лежа на полу, представьте, что вы — большой красивый воздушный шар. В шаре совсем мало воздуха. Вы можете лежать совершенно расслабленно?

Если вы услышите звук «шшш...», это значит, что шар начинает медленно наполняться воздухом. (Произнесите: «Шшш...»)

Каждый из вас немного наполнился воздухом: воздух проникает всюду — в ступни, ноги, живот, руки...

Я буду вдувать в шар еще воздух, а вы постепенно поднимайтесь. Мне хочется увидеть, как все больше детей встают и шар все больше наполняется воздухом. Старайтесь не размыкать рук.

(Не спеша идите вперед и дайте детям возможность представить, что они медленно наполняются воздухом.)

Шар надувается все больше. Теперь уже видны красивые пестрые кольца, украшающие шар: желтые, красные и зеленые...

А теперь все дети встают. Продолжайте держаться за руки и дайте шару еще немного надуться. Сделайте круг шире и почувствуйте, как велик шар. Глубоко дышите, наполняйте

воздухом живот, спокойно вдыхайте и выдыхайте... вдыхайте и выдыхайте...

Теперь представьте, что шар медленно-медленно взлетает в небо. Легкий ветерок уносит его за собой. Шар легко парит в воздухе. Его цвета сверкают на солнце, а внизу на земле стоят дети и говорят: «Смотрите, вот летит красивый разноцветный воздушный шар».

А теперь пришло время опять опустить шар на землю. Это совсем не сложно: надо выпустить немного воздуха из шара. Это сделаете вы, все одновременно издавая звук: «Сссссс... сссссс... ссссс...»

Почувствуйте, как в шаре остается все меньше воздуха. Держитесь за руки и пройдите немного вперед. Выпустите еще воздух из шара и почувствуйте, как он становится тяжелее. Ваша голова становится тяжелее, ваши руки и ваши ладони становятся тяжелее, ваши ноги становятся тяжелее. Выпустите еще воздуха и вместе медленно-медленно опуститесь на пол и останьтесь там лежать очень расслабленными. Когда окажетесь на полу, вы можете разомкнуть руки. Я пройду мимо каждого из вас и посмотрю, где в шаре остался воздух.

(Переходите от ребенка к ребенку и «расслабляйте» части тела, которые еще выглядят напряженными.) Возможно, ты сможешь еще отсюда выпустить воздух. (Издавайте вместе с ребенком звук «сссс...».)

Зарядка для черепахи

Описание. Это очень короткое расслабляющее упражнение для маленьких детей, основное действие которого направлено на мышцы плеч и затылка.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. (Дети сидят на стульях или на полу.) Представьте, что вы — черепахи. Вы услышали громкий шум и прячетесь в панцирь. Поднимите плечи вверх, а подбородком надавите на грудь...

Теперь опять стало спокойно, и вы медленно вытягиваете шею из панциря. Поднимите голову медленно наверх и вытяните шею... Опустите плечи и повращайте головой в разные стороны. Посмотрите вокруг своими черепашьими глазами: убедитесь, что вы находитесь в полной безопасности...

Я хлопну в ладоши. Когда вы услышите этот громкий звук, быстро прячьтесь в панцирь... (Громко хлопните.)

А теперь снова все спокойно, и вы можете медленно выбраться из панциря, вытянуть шею, опустить плечи и осматривать окружающее вас пространство.

Ветер, дождь и гром

Описание. Это замечательная игра, дающая в дождливую погоду ощущение уюта. Она способствует повышению групповой сплоченности: по завершении игры дети часто начинают чувствовать большую близость друг с другом.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. Каждый должен в точности повторить то, что я буду делать.

Мы поиграем вместе в игру, которая называется «Ветер, дождь и гром». Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер.

Теперь я буду мягко хлопать руками по коленям — это дождь...

А сейчас я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром...

(Каждое из этих трех действий совершайте приблизительно в течение минуты. Закончите игру, перевернув первоначальную последовательность, чтобы погода успокоилась.)

Положите руки на колени и закройте глаза. Представьте красивую радугу. (15 секунд.)

Теперь вы можете открыть глаза и поаплодировать себе за то, что так хорошо справились с этим заданием.

Зоопарк

Описание. Воображая себя различными животными, дети двигаются всем телом и одновременно расслабляются занимательным способом.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Давайте устроим зоопарк в нашей комнате. Сейчас вы должны превратиться в разных зверей и птиц и показать мне, как они ведут себя.

Станьте птицам. Машите руками, как птица, когда она хочет взлететь...

А теперь расставьте руки, как красивая птица, парящая в небе...

Широко взмахивайте крыльями так, как это делает гигантская птица: альбатрос, кондор или орел...

Теперь машите крылышками очень быстро и часто, как совсем маленькая птичка, к примеру, колибри или королек... У вас хорошо получается!

А сейчас изобразите мне, как выглядит черепаха, когда она опрокинута на спину... Ложитесь на спину, поднимите руки и ноги вверх и быстро притяните их к себе. Повторите это пару раз... У вас хорошо получается!

А как ведет себя кошка? Станьте на четвереньки и покажите мне, как она изгибает спину, когда ссорится с другой кошкой или хочет напугать собаку. Теперь расслабьтесь и опустите спину вниз, чтобы ваш кошачий «горб» исчез. Два раза выгните и выпрямите спину по-кошачьи. Делайте это очень медленно и мягко, как только что проснувшаяся кошка... У вас замечательно получается!

52

Изобразите мне очень высокого жирафа. Станьте, широко расставив ноги, и вытяните шею. Откройте свои красивые огромные глаза и вытяните шею вперед, вниз, в одну сторону, в другую... У вас получается великолепно!

А сейчас изобразите молодого кенгуру. Я знаю, что этот зверь очень хороший прыгун. Прыгайте на месте вверх и покажите мне, какой высоты может быть прыжок.... У вас хорошо получается!

Покажите мне, как ведет себя змея. Ложитесь на пол и вытяните руки, ноги, растяните все тело как можно сильнее... А теперь покатайтесь по полу... Свернитесь в клубок... Снова немного вытянитесь... Еще чуть-чуть покатайтесь и снова свернитесь. У вас хорошо получается!

Встаньте и встряхните руками и ногами.

Зевок

 Описание. Эта игра — прекрасная возможность для детей полностью расслабиться.

Материалы: мягкая музыка, например, «Ребенок засыпает» из «Детских сцен» Шумана.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сегодня вы хорошо поиграли и многое попробовали. Теперь мы все заслужили отдых. Я включу успокаивающую музыку.

Несколько раз глубоко вздохните и расслабьтесь... Теперь давайте покажем друг другу, как мы устали. (Здесь вы сами должны глубоко зевнуть.)

Покажите мне своим телом огромный зевок. Вытянитесь, как только можете, и руками, ногами и всем туловищем изобразите один большой зевок... Покажите этот зевок другу или подруге из группы... Затем покажите этот зевок полу, медленно опустите его на пол...

Отдохните минуту, пока музыка не кончится...

Снежинки

Описание. Это поэтичная подвижная игра, в которой дети могут хорошо расслабиться и получить возможность лучше осознать такие понятия, как «чувство тяжести», «сила» и «темп».

Лучше всего, если, играя, дети будут босиком.

Материалы: медленная музыка, например, «Танец благословенных духов» Глюка.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Вы можете представить снежинку? Чем снежинка отличается от капли дождя?..

Можете представить, как снежинка падает с неба на землю? Можете это показать?

Издает ли снежинка при падении такой же звук, как дождевая капля?.. Ударяются ли снежинки подобно дождевым каплям о землю?

(Расскажите детям немного об отличиях снежинок от дождевых капель.)

Сейчас я включу музыку, а вы покажите пальцами, как изящно и легко кружатся снежинки в воздухе.

Теперь не только пальцы, но и вся ваша рука должна стать снежинкой. Вы можете время от времени поднимать одну руку вверх, в то время как другая будет опущена...

Представьте мягкий ветер, который слегка сдувает снежинку в сторону, в то время как она медленно, медленно опускается на землю. Подумайте о том, какой легкой и изящной чув-

ствует себя снежинка. Сверкающие снежинки настолько бесшумны, что мы почти не слышим их.

Здесь в комнате у нас тоже должны будут появиться легкие мягкие снежинки, которые будут кружиться бесшумно, почти невесомо...

Начните с одной ноги. Поднимите ее немного вверх, примерно на 10 см от пола. Почувствуйте, как палец за пальцем становится легче и тоньше.

Теперь вы чувствуете, как ваша ступня и лодыжка делаются мягкими. Почувствуйте, как все ваши мышцы до колена становятся расслабленными, мягкими. Чувствуете, как вся ваша нога тянется вверх? Когда пальцы на ногах, ступня и вся нога станут расслабленными, ваша нога сама по себе опустится на пол.

Теперь попробуйте то же с другой ногой. Начинайте ее немного поднимать...

(Повторите инструкцию.)

Теперь я хочу увидеть, как все ваше тело превращается в снежинку. Станьте прямо. Думайте, что все ваше тело — снежинка. Почувствуйте, как расслаблены ваше тело и шея... Легкий ветерок качает вашу голову то в одну, то в другую сторону...

Плечи становятся мягкими. Они освобождаются от давящей сверху тяжести...

Грудь и спина не чувствуют тяжести, и руки тянутся вверх. Ощущайте, как все ваше тело теперь нежно приземляется на пол медленно, медленно и так бесшумно, что нельзя услышать. Это выглядит так, будто сияющие снежинки мягко опускаются на землю и остаются лежать там.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного ко...

Музыкально-дидактическая игра "Веселые ладошки" для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Задачи:-  учить детей определять характер музыки  ( что  делают ладошки: спят, гуляют или пляшут). -  выполнять движения ладошками в соответствии с музыкой, доставить ра...

Сценарий развлечения для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Играй, веселись и с друзьями подружись!»

Задачи: 1. Способствовать физическому развитию детей, повышению активности.2. Совершенствовать двигательные навыки и умения у детей.3. Приобщать родителей к активному и здоровому образу жизни....

Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через опытно- экспериментальную деятельность и игры.

(«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры».)Игры и экспериментирование полностью отвечает интересам детей, их способ...

Хороводная игра "Теремок" для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Цель: Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего  настроения; знакомить детей с древними традициями и обычаями через народные хороводные игры....

Игры-эксперименты и игры-этюды для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Игра-экспериментирование «А ладошки-то отмылись»Цель: Создать условия для расширения представлений оводе (смачивает, очищает), способствовать формированию навыка мыть руки водой через эксп...