Физиологические особенности развития опорно-двигательного аппарата, на которые необходимо опираться в профилактической и коррекционной работе.
статья на тему
Вопрос о характере и степени участия мышечной системы в развитии нарушений опорно-двигательного аппарата остается предметом постоянной дискуссии, при этом ряд авторов приписывают двигательному аппарату ведущее значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologicheskie_osobennosti.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Физиологические особенности развития опорно-двигательного аппарата, на которые необходимо опираться в профилактической и коррекционной работе.
Общая масса мускулатуры у детей составляет 20-25% по отношению к массе тела. Скелетная мускулатура ребенка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Мышцы бедны неорганическими солями, белками и жирами. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы развиты недостаточно. Длинные мышцы, сокращаясь, обеспечивают большую амплитуду колебаний, а короткие мышцы - большую силу при малой амплитуде («выигрывая в силе, проигрывают в скорости», Лесгафт, 1938). По сравнению с взрослыми, костная система ребенка богата хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению.
Развитию костно-мышечной системы детей способствует рациональная двигательная активность (Фомин, Вавилов, 1991; Shiian, 1986; Richardson, 1999). Рациональная нагрузка оказывает положительное влияние на деятельность и формообразование мышц в процессе их роста,
Под влиянием физических нагрузок химический состав костной ткани сдвигается в сторону увеличения содержания неорганических веществ, что обеспечивает большую плотность костной ткани. Укрепление губчатого вещества кости проявляется утолщением костных пластинок и превращением его структуры из мелкоячеистой в крупноячеистую. Динамические нагрузки стимулируют продольный рост трубчатых костей и несколько задерживают сроки окостенения скелета; статические нагрузки вызывают преждевременное завершение роста костей в длину (Ткачук, 2003). Кроме того, адаптация скелетных мышц к динамическим нагрузкам проявляется в удлинении брюшка и укорочении сухожилий, - это позволяет мышце интенсивно сокращаться, обеспечивая скорость и быстроту. При статических нагрузках наблюдается постепенная гипертрофия мышц, обеспечивая прирост силы и выносливости. Старших дошкольников при подготовке к школе следует постепенно приучать к удержанию определенных статических положений стоя и сидя с целью выработки и сохранения правильной осанки (Фонарев, 1975).
В. С. Гурфинкель и др. (1965) детально изучили работу мышц при вертикальном положении тела. Для сохранения вертикального положения тела особое значение имеет функция мышц и связочного аппарата. Исследователи считают, что наибольшая активность проявляется при стоянии в мышцах нижних конечностей, диафрагмы таза и спины, а наименьшая - в мышцах живота. При нарушениях опорно-двигательного аппарата возникает мышечный дисбаланс физических и тонических мышц.
В. А. Кашуба (2001, 2003), В. И. Усаков (1995) считают, что при вертикальной позе устойчивое положение тела сохраняется не только за счет работы мышц, выпрямляющих позвоночник, диафрагмы, подвздошно-поясничных мышц, передних большеберцовых мышц, также за счет грудной и брюшной полости, играющих роль своеобразных гидродинамических опор, особенно при поднятии тяжестей, когда напряжение мышц туловища и брюшного пресса создает в этих плоскостях повышенное давление.
К. Levil, а. Sachse, У. Yanda (1993), В. Ghasemi (2002) подчеркивают, что при нарушениях опорно-двигательного аппарата изменяется последовательность включения в работу мышц агонистов, антагонистов, синергистов, нейтрализаторов и стабилизаторов, что приводит в свою очередь к неоптимальному двигательному стереотипу.
Л. В. Васильева (1996) также описывает патобиомеханические изменения мышц при нарушениях статики и динамики с формированием атипичных моторных паттернов при различных типах нарушений опорно-двигательного аппарата.
Вопрос о характере и степени участия мышечной системы в развитии нарушений опорно-двигательного аппарата остается предметом постоянной дискуссии, при этом ряд авторов приписывают двигательному аппарату ведущее значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система НОД, оздоровительная, профилактическая и коррекционная работы в МДОБУ "Детский сад №1"
Схема работы ДОУ по образовательной области "Здоровье"...
особенности строения опорно-двигательного аппарата дошкольников (осанка)
Особенности строения опорно-двигательного аппарата дошкольников (осанка). Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного нап...
Гимнастика пробуждения - как средство развития опорно-двигательного аппарата.
Для развития опорно-двигательного аппарата необходимо выработать у детей потребность в двигательной активности .В своей работе при разработке гимнастик пробуждений использовалась программа Н. Н.Ефимен...
Консультация. Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Это методический материал в помощь инструктору по физической культуре о строении и особенностях развития организма ребенка старшего дошкольного возраста....
Особенности профилактической и коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реаби...
Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
Сценарий педагогического совета на тему: «Развитие опорно-двигательной системы организма и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности»
Сценарий педагогического совета на тему: «Развитие опорно-двигательной системы организма и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности» с интере...