Авторский проект "Семейный Оздоровительный клуб "Здоровей-ка""
проект на тему
Данный проект выполняет функцию организатора взаимодействия и просвещения педагогов ДОУ , детей и их родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников и здорового образа жизни в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub.doc | 948 КБ |
vzaimodeystvie_s_semey.docx | 1 байт |
dokument_microsoft_office_word.docx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида № 5 «Семицветик»
Проект
«Семейный Оздоровительный Клуб «Здоровей-ка»»
Автор – составитель Гунина Евгения Александровна
Должность инструктор адаптивной физической культуре
первой квалификационной категории
Адрес городской округ Протвино, Московская область,
улица молодежная дом 1.
телефон 8(4967)74-55-51; 8(925)725-75-07
Введение.
Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Современная форма дошкольного образования открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах равенства, партнерства, равнозначности. Взаимодействие педагогов и родителей определяется главной и общей целью – воспитание здорового ребенка, развитие личности в целом. Этой цели подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении.
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. К сожалению, анкетирование, проведенное в начале работы, показало, что уровень знаний и умений родителей в области организации здорового образа жизни является не высоким, что 70% родителей нуждаются в помощи специалистов детского сада. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания и оздоровления и не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасны.
I Пояснительная записка
Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности и здоровья ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила воздействия не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.
Мы, педагоги, ищем новые формы сотрудничества родителей и детского сада, привлекая их к построению предметно – развивающей среды, к участию в образовательном процессе детского сада, к физическому оздоровлению дошкольников.
Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в семейных клубах. Участие родителей в экспериментальной работе семейного клуба на базе ортопедической группы (2013-2014 учебный год) помогло сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения в вопросах здоровьесбережения. Семейные клубы помогают активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулировать детей и их родителей к поиску разнообразной информации.
Проект «Семейный Оздоровительный клуб «Здоровей-ка»» является составной частью проекта «Здоровый ребенок – это здорово!», нацеленного на построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного учреждения, внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих принципиально новое качество физической подготовки детей к школе. Данный проект выполняет функцию организатора взаимодействия и просвещения педагогов МБДОУ д/с №5 «Семицветик», детей и их родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников и здорового образа жизни в целом (ЗОЖ).
- Основание для разработки проекта
Статистические показатели и анализ состояния здоровья и физического развития воспитанников.
Одновременно с увеличением объема учебно-воспитательной работы в области умственного развития дошкольников ежегодный анализ состояния здоровья и физического развития воспитанников из года в год, на протяжении нескольких лет показывал стойкую тенденцию к увеличению количества детей со 2-ой группой здоровья.
При детальном изучении причин снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, среди часто встречающихся нарушений, большое место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (задержка развития свода стопы и другие нефиксированные нарушения опорно-двигательного аппарата), т.к. занятия умственной деятельностью требуют длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, что влечет за собой нарушение развития опорно-двигательного аппарата.
Статические нарушения опорно-двигательного аппарата
В данном направлении мы работаем уже более 10 лет. За эти годы мы накопили бесценный опыт в работе с детьми имеющими НОДА.
За это время, у большинства детей, имеющих НОДА и посещающих специализированные группы, коррекция была успешной, а так же улучшились общие физические показатели в целом
.
Но показатели состояния ОДА всех воспитанников нашего д/с. улучшались крайне медленно. Чтобы проанализировать свою работу, мы провели мониторинг детей, которые посещали ортопедические группы, оказалось, что у 65%-в этих ко 2-3 классу обучения в школе появлялись признаки НОДА вновь.
Анкетирование родителей показало, что 70% родителей нуждаются в помощи специалистов детского сада в воспитании и оздоровлении своих детей.
С целью пролонгации и повышения эффективности работы фронтального проекта «Здоровый ребенок – это здорово!» разработан локальный проект «Семейный Оздоровительный клуб «Здоровей-ка»», который является его составной частью.
- Цель проекта:
- Организация взаимодействия и просвещения педагогов МБДОУ д/с №5 «Семицветик», детей и их родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников и здорового образа жизни в целом (ЗОЖ), в рамках фронтального проекта «Здоровый ребенок – это здорово!», объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольников.
- Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.
- Задачи проекта:
Организационные:
- создать необходимые условия для формирования у детей и их родителей стойкого стремления к здоровому образу жизни
- предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом по вопросам здоровьесбережения детей.
- составить план работы клуба;
- выявить запросы родителей, мотивацию участия в работе клуба;
- определить изменение состава участников в работе клуба, путем анкетирования, опроса.
Познавательные:
- привлечь специалистов (учителя-логопеда, педиатра, педагога-психолога, медицинскую сестру, хирурга-ортопеда, невролога) с целью формирования у родителей определенных представлений и практических умений в укреплении здоровья детей;
- побуждать родителей делиться собственным опытом семейного здоровьясбережения, обмениваться знаниями, помощь родителям и детям обрести целостный чувственный опыт партнерского, доверительного взаимодействия друг с другом, в совместной двигательно-игровой деятельности.
- эмоциональное взаимодействие родителей с детьми, направленное на улучшение психофизического здоровья дошкольников.
- повышение уровня родительской компетенции в вопросах оздоровления дошкольников.
- активизация творческого потенциала родителей.
- стимулирование родителей к выполнению режима дня и питания детского сада в домашних условиях.
- пополнение предметно – развивающей среды физкультурного центра.
- крепление здоровья дошкольников.
- Срок реализации: 2014-2015 гг
- Основные принципы:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
- Ожидаемые результаты:
- Активное участие родителей во всех мероприятиях, нацеленных на укрепление здоровья детей и их физического совершенствования.
- Увеличение и стематизация знаний родителей по вопросам здоровьесбережения дошкольников и здорового образа жизни в целом физического воспитания детей.
- Увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.
- Повышение уровня здоровья детей.
- Форма подведения итогов:
- Анализ заболеваемости детей,
- анализ уровня физического развития,
- диагностика физических качеств и двигательных навыков,
- анкетирование родителей в начале учебного года и в конце.
- Риски и факторы, не способствующие достижению поставленной цели:
- Невозможность 100-процентного посещения клубных мероприятий.
- Нерегулярное посещение детьми детского сада.
- Меры, принимаемые по устранению рисков:
- Максимальное согласование даты и формы проведения клубных мероприятий.
- Максимальное оповещение о дате и форме проведения клубных мероприятий.
- Основные формы сотрудничества детского сада с семьей:
Форма | Цель |
Презентация дошкольного учреждении | Познакомить родителей с дошкольным учреждением. |
Открытые мероприятия с детьми в ДОУ для родителей | Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения мероприятий. |
Педагогические совет с участием родителей | Привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей. |
Анкетирование семьи | Выявить общие условия семейного воспитания. |
Педагогические беседы с родителями | Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. |
Тематические консультации | Дать родителям квалифицированный совет. |
Групповые родительские собрания | Знакомство с содержанием, задачами и методами воспитания данного вопроса |
«Круглый стол» с родителями | В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания |
Конференция с родителями | В занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывают их. |
Общие собрания родителей | Обсуждаются общие организационные вопросы |
Наглядная пропаганда | Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду, основами ЗОЖ. |
II. Организация проекта
2.1. Оснащение проекта.
Гигиенические условия |
а) мячи разного диаметра, в том числе массажные мячи; б) прыгалки; в) диск «Здоровье»; г) гантели; д) спортивные тренажеры; е) гимнастические палочки;
|
Зал для занятий оздоровительно-профилактической и коррекционной гимнастикой |
|
Тренажерный зал |
|
Массажный кабинет |
|
Закаливание |
|
- Схема работы Семейный Оздоровительный клуб «Здоровей-ка»
2.2.1. Работа с педагогами
Месяц | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь | Изучение литературы | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
Октябрь | Разработать проект Подбор мебели по росту детей | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
Ноябрь | Оформление уголка «здоровье» в каждой группе Проведение семинара: Представление данного проекта | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
Декабрь | Раздать методический материал | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
Январь | Проведение семинара: «Нарушения развития ОДА дошкольников» | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
Февраль | Оформление папок-передвижек по ЗОЖ | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
Март | Круглый стол: «О здоровье всерьез» | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
Апрель | Беседа: «Закаливание дошкольников» | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
Май | Семинар «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» | Инструктор по адаптивной физической Гунина Е.А. |
2.2.2. Работа с детьми
Работа воспитателей и специалистов реализует содержание образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» с одновременным решением задач других образовательных областей, включает пять разделов:
- Раздел «Я и мое тело» направлен на формирование у детей элементарных представлений о строении человеческого организма, особенностях его функционирования, где в итоге ребенок должен научиться выполнять основные валеологические правила, бережно относиться к своему организму.
- Раздел «Мойдодыр». Здесь самое главное формирование представлений о правилах личной и общественной гигиены. Это и знакомство детей с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов, и обучение рациональным способам самообслуживания, и рассказ о таких человеческих качествах как аккуратность и чистоплотность.
- Работа по формированию устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию представлена в разделе «Физкульт-ура!». Человек — это живой организм, и чтобы жить, необходимо активно двигаться. Ребенок должен научиться правильно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявлять самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни.
- «Будь здоров». Данный раздел предполагает в соответствии с ФГТ формирование у детей осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляции своего поведения в соответствии с ними. Включает в себя знания о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний,
- пользе закаливания, режимах активности и отдыха. Ребенок учится устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья.
- Раздел «Приятного аппетита» освещает наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей дошкольного возраста как составной части культуры здоровья. Педагог расширяет представления детей об оптимальном объеме пищи, последовательности ее приема, разнообразии в питании, питьевом режиме.
2 младшая группа
Месяц | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художественная литература | Продуктивная деятельность |
сентябрь | «Водичка, водичка, умой моё личико». Цель: познакомить детей с полезными свойствами воды. | Сюжетно-ролевая игра: «Кукла умывается». | М.Яснов, «Я мою руки». | Рисование: «Дождик, дождик, лей-лей!». |
«На зарядку становись!». Цель: формировать у детей представление о пользе зарядки для укрепления здоровья. | П/и «Делай, как я». | Е. Кан, «Наша зарядка». | Рисование: «Колеса для велосипеда». | |
октябрь | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Цель: познакомить детей с пользой солнца, воздуха и воды для здоровья. | П/и: «Солнышко и дождик». | Рисование: «Солнышко лучистое». | |
Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: знакомство с работой медсестры детского сада. | Сюжетно-ролевая игра «Больница». | А.Барто, «Про доктора Петрова». | Лепка: «Витамины в банке». | |
ноябрь | «Спасибо нашим поварам!» Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной. | Д/и: «Угадай на вкус». | З.Александрова, «Большая ложка». | Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». |
«Будь осторожен – гололед!». Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в гололед. | П/и: «Шагай осторожно». Д/и: «Времена года: Зима». | Рисование «Тихо падает снежок». | ||
декабрь | «Кукла заболела». Цель: формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть – плохо. | Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела». | Лепка: «Угощение для куклы». | |
«Зимние забавы». Цель: формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности. | П/и: «Покажи, как я». | Лепка: «Снежки». | ||
январь | «Мои ножки хороши». Цель: познакомить детей с мероприятиями по профилактике плоскостопия. | П/и: «Большие и маленькие ножки». | Рисование: «Следы на снегу». | |
«Пейте, дети, молоко – будете здоровы». Цель: познакомить с ценностью молока для здоровья, уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения. | Д/и: «Домашние животные». | В.Орлов, «Почему надо пить молоко?». | Рисование: «Травка для коровки». | |
февраль | «День в детском саду». Цель: формировать интерес к мероприятиям по укреплению ОДА. | Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад». | Т.А. Шорыгина, «Утренняя песенка». | Аппликация: «Детский сад для зверят». |
«Мы – малыши-крепыши». Цель: воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим. | Д/и: «Малыши-крепыши». | Лепка: «Дорожка». | ||
март | «Мы не намочим в лужах ножки». Цель: объяснить детям, почему нельзя наступать в лужи на прогулке. | Д/и: «Одень куклу на прогулку». Д/и: «К нам пришел Незнайка». | Т.А. Шорыгина, «Зарядка и простуда». | Рисование: «Украсим сапожок». |
«Полезный творог». Цель: познакомить детей с полезными для здоровья свойствами творога. | Сюжетно-ролевая игра «Кукла обедает». | О. Емельянова, «За папу, за маму». | Лепка: «Вкусная ватрушка». | |
апрель | «От улыбки хмурый день светлей» Цель: познакомить детей с эмоциями и настроениями. | Д/и «Я смеюсь, я сержусь». | Э. Мошковская, «Странные вещи со мною случаются». | Рисование: «Подарок для друга». |
«Наш день в детском саду». Цель: познакомить детей с правильным режимом дня и необходимостью его соблюдения для здоровья. | Д/и: «Здоровый малыш». Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад». | Аппликация: «Красивый коврик». | ||
май | «Как природа помогает нам быть здоровыми». Цель: расширять представления детей о значимости природы для нашего здоровья. | Д/и: «Времена года: Весна». Д/и: «Съедобное-несъедобное». | Ю.Энтин, «Врач по имени Пчела». | Рисование: «Весна пришла». |
«Вкусная простокваша». Цель: познакомить с ценностью кисломолочных продуктов для здоровья, расширить знания о разнообразии продуктов молочного происхождения. | Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу». | Е.Благинина, «Простокваша». | Лепка: «Чашка». |
Средняя группа
Месяц | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художественная литература | Продуктивная деятельность |
сентябрь | «Овощи и фрукты наши друзья». Цель: знакомcтво детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья. | Д/и: «В саду или в огороде?». | Ю.Тувим, «Овощи». Н. Егоров, «Редиска, морковка, тыква». | Лепка: «Угощение для лесных зверят». |
«Да здравствует мыло душистое!». Цель: формирование устойчивых культурно-гигиенических навыков. | Сюжетно-ролевая игра «Семья», игр. ситуация «Кукла проснулась». | К. Чуковский, «Мойдодыр». | Аппликация: «Красивое полотенце». | |
октябрь | «В каше сила наша». Цель: познакомить детей с полезными свойствами каши, формировать осознанное отношение к своему питанию. | Д/и: «Что из чего?». | Б.Заходер, «Повара». | Лепка: «Столовая посуда для Мишутки». |
«Плох обед, если хлеба нет». Цель: расширять знания о производстве хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу. | Д/и: «Что из чего». | К. Чуковский, «Тёплый хлеб». | Рисование: «Нива» | |
ноябрь | «Детский сад – уютный дом, потому что чисто в нём». Цель: формировать убеждение соблюдать чистоту в доме, на улице, в природе. | П/и: «По местам». | Аппликация: «Овощи и фрукты». | |
«Чтобы глазки видели, чтобы ушки слышали». Цель: формировать элементарные представления о зрении и слухе. | Д/и: «Узнай предмет по звуку». Д/и: «Умею - не умею». | |||
декабрь | «Витамины укрепляют организм». Цель: закрепить знания о пользе продуктов, в которых содержатся витамины. | Д/и «Полезные продукты». | Р.Миннуллин «Поспевает - цвет меняет». | Лепка: «Разноцветные витамины». |
«Как вести себя за столом». Цель: формирование культуры поведения за столом. | Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Готовим ужин». | М. Потоцкая, «Острое поросячье заболевание». | Рисование: «Украсим тарелочку». | |
январь | «Я прививок не боюсь». Цель: формировать элементарные знания о назначении прививок. | Сюжетно-ролевая игра: «Больница». | С. Михалков, «Прививка». | |
«Зимние виды спорта» Цель: формировать представления детей о пользе спорта, расширять представления о разных видах спорта. | Д/и: «Зимние виды спорта». Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб» | Лепка: «Штанга и гантели для спортсмена». | ||
февраль | «Подружитесь с зубной щеткой». Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены, с методами ухода за зубами. | Д/и: «Чистим зубы правильно». | В. Гужев, «Зуб». | Аппликация: «Украсим стаканчик для зубной щётки». |
«Добрый доктор Айболит». Цель: расширять представления о работе с врача. | Д/и: «Профессии». | Рисование: «Машина для Айболита» | ||
март | «Наше здоровье в наших руках». Цель: расширять представления о разных видах закаливания, о пользе закаливания для здоровья. | Д/и: «Виды закаливания летом и зимой». Д/и: «Путешествие в страну здоровья». | В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!». | Рисование: «Шарфик для куклы». |
«Давайте чаще улыбаться». Цель: формировать представления детей об эмоциях, о благоприятном влиянии положительных эмоций на организм. | Д/и «Я смеюсь, я сержусь». | Рисование: «Мамина улыбка». | ||
апрель | «Правила питания». Цель: обобщать знания детей о правильном питании, учить осознанно относиться к своему питанию. | Сюжетно-ролевая игра «Повар». Д/и: «Пищевое лото». | Лепка: «Угощение для крота». | |
«У меня красивая осанка». Цель: познакомить детей с понятием «правильная осанка»; обучить упражнениям, укрепляющим мышцы спины. | Д/и: «Малыши-крепыши». | Е. Кан, «Наша зарядка». | Лепка: «Ребенок на гимнастике». | |
май | «Загадки леса». Цель: формировать у детей правила поведения в лесу, не пробовать на вкус незнакомые растения. | Д/и: «Наши помощники – растения». | Рисование: «Весенний лес». | |
«Мы - юные спортсмены» Цель: продолжать знакомить детей со значением движения для нашего. | Д/и: «Летние виды спорта». |
Старшая группа
Месяц | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художественная литература | Продуктивная деятельность |
сентябрь | «Здоровый образ жизни» Цель: определить знания детей о здоровом образе жизни. | Д/и: «Проверь себя». | А.Кузнецова, «Кто умеет?». | Лепка: «Спортивное оборудование». |
«Где живут витамины». Цель: продолжать знакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ для здоровья. | Д/и «Полезные продукты» Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». | ||
октябрь | «Сохрани свое здоровье сам». Цель: продолжать формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. | П/и: «Азбука здоровья». | В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!». | Рисование: «Мы любим спорт». |
«Воздух вокруг нас». Цель: уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. | П/и: «Пузырь». | |||
ноябрь | «Глаза – помощники человека». Цель: познакомить со строением глаза; привести к пониманию, как беречь своё зрение. | Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр», ситуация «У окулиста». | Моя первая книга о человеке: «Мои глазки хороши» | |
«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней». Цель: продолжать ознакомление детей с правилами закаливания с помощью природных факторов (солнце, воздух и вода). | Д/и: «Да-нет». | |||
декабрь | «Спорт - это здоровье». Цели: формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности. | П/и: «Изобрази фигуру». | А.Барто, «Верёвочка». | Рисование. «Занимаемся спортом». |
«Осанка — красивая спина» Цель: формировать у детей понятия о правильной осанке. | П/и: «Как мы ходим?». | Г.Цыферов, «Как стать большим». | ||
январь | «Наши зубки» Цель: познакомить со строением зубов, формировать у детей потребность в сохранении зубов здоровыми. | Д/и: «Чистим зубы правильно». | В. Гужев, «Зуб». | Лепка: «Стаканчик для зубных щёток». |
«Правила этикета за столом». Цель: формирование культуры поведения за столом. | Игра «Кукольное праздничное застолье». Д/и: «Этикет – школа изящных манер». | М. Потоцкая, «Острое поросячье заболевание». | Лепка: «Посуда для кукол». | |
февраль | «Полезные и вредные продукты». Цель: продолжать знакомить детей с продуктами для здорового питания, формировать умение отказываться от вредных продуктов. | Д/и «Полезная покупка». | Рисование: «Продуктовый магазин». | |
«Моё настроение». Цель: продолжать знакомить детей с чувствами и настроением человека, показать, как они отражаются на его лице. | Д/и «Я смеюсь, я сержусь». | Рисование: «Моё настроение». | ||
март | «Всем привет – настал обед!». Цель: формировать у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. | Д/и: «Столовая и чайная посуда». | ||
«Здоровье и болезнь». Цель: обобщать знания детей о состоянии организма, формировать потребность в сохранении здоровья. | Д/и: «Азбука здоровья». | А.Барто, «Про доктора Петрова». | Рисование: «Наш участок». | |
апрель | «Мои волосы». Цель: дать элементарные представления о правилах ухода за волосами | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». | ||
«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Цель: продолжать знакомить детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья. | Д/и: «В саду или в огороде?». | |||
май | «В гостях у Лесовичка». Цель: познакомить детей с целебными свойствами растений. | Д/и: «Ты чьё деревце?». | Лепка: «Что нам лето принесет?». | |
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Цель: расширять и углублять знания о пользе и технике выполнения самомассажа. | Д/и «Хорошо-плохо». |
Подготовительная к школе группа
Месяц | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художествен-ная литература | Продуктивная деятельность |
сентябрь | «Хочешь ли ты расти здоровым?» Цель: определить мотивацию детей на ведение здорового образа жизни. | Д/и: «Хорошо-плохо». | Рисование: «Моё здоровье». | |
«Всегда ли овощи полезны». Цель: дать элементарные представления детям о нитратах, о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью. | Д/и: «Полезно-вредно». Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин». | Ю.Тувим, «Овощи». | Лепка: «Собираем урожай». | |
октябрь | «Органы слуха». Цель: познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами. | Сюжетно-ролевая игра «Диагнос-тический центр», ситуация «На приёме у отоларинголога» | ||
«Вкусный и полезный чай». Цель: познакомить детей с полезными свойствами чая, познакомить с процессом приготовления чая. | Сюжетно-игровая ситуация «Чаепитие в гостях у смешариков». | Рисование: «Распис-ная чашка». | ||
ноябрь | «Органы зрения». Цель: познакомить детей с органом зрения, научить ухаживать за глазами, беречь зрение. | Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр», игровая ситуация «На приёме у окулиста». | ||
«Каши полезны для красивой осанки» Цель: сформировать представления детей о каше как об обязательном компоненте завтрака. | Сюжетно-ролевая игра: «Кафе «Малышок» | Рисование: «Роспись посуды по мотивам Гжели». | ||
декабрь | «Органы дыхания». Цель: познакомить детей с дыхательной гимнастикой по Стрельниковой. | П/и: «Пузырь». | ||
«Что делать, если заболел?». Цель: формировать у детей представление о том, что можно лечиться народными средствами, без приема лекарств. | Д/и: «Что разрушает наше здоровье, а что укрепляет?» | |||
январь | «Моё сердце». Цель: познакомить детей с работой человеческого сердца, разъяснить роль вен и артерий в работе сердечнососудистой системы. | Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр». | ||
«Можно ли тренировать сердце?». Цель: формировать сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца. | Сюжетно-ролевая игра: «Диагностический центр». | |||
февраль | «О пользе сна». Цель: формировать у детей потребность в здоровом сне. | П/и: «День-ночь». | С.Михалков, «Не спать». | Рисование: «Волшебный сон». |
«Органы пищеварения». Цель: познакомить детей с системой пищеварения. | Д/и: «Угадай на вкус». Д/и: «Путешествие хлебного комочка». | |||
март | «Костная система организма». Цель: познакомить детей со строением скелета человека. | П/и: «Пройди с мешочком на голове». | Рисование. «Занимаем-ся спортом». | |
«Плоскостопие». Цель: познакомить детей с заболеваниями стопы; научить выполнять физические упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. | П/и: «Пройди по камушкам». | Рисование: «Следы на снегу». | ||
апрель | «Лучики здоровья». Цель: продолжать учить осознанно относиться к сохранению своего здоровья. | Д/и «Что полезно, а что нет». | ||
«Полезные и вредные привычки». Цель: формировать отрицательное отношение к привычкам, пагубно влияющим на здоровье | Д/и: «Что хорошо и что плохо». | Г. Остер, «Вредные привычки» | Рисование: «Вредные привычки». | |
май | «Я и моё тело». Цель: обобщить представления детей о состоянии собственного тела. | Д/и: «Я и моё тело». Д/и: «Правила гигиены». | Лепка: «Спортсмен» | |
«Лесная аптека». Цель: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими в лесах и на лугах своего региона, формировать представления о лечении травами. | Рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» |
2.2.3. Работа с родителями
2.2.3.1. Работа с родителями совместно с воспитателями
Месяц | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
сентябрь | Консультация: «Какую воду мы пьём?». | Выставка: «Чудо овощи и фрукты». | Консультация «Лечение спортом». | Тест «Что по-вашему здоровый образ жизни». |
Консультация: «10 советов здорового образа жизни». | Консультация: «Зака-ливание водой». | Консультация: «5 пи-тательных веществ, которых может не хватать ребенку». | Консультация: «Как снизить поступление нитратов в пищу». | |
октябрь | Консультация: «Закаливание детей 4 года жизни». | Консультация: «Каши в меню ребенка с нарушениями ОДА». | Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни». | Консультация: «Профилактика отита». |
Круглый стол: «Прививки: за и против». | Консультация: «Расскажите детям о хлебе». | Консультация: «Игры с детьми на улице». | Консультация: «Как правильно заваривать чай». | |
ноябрь | Консультация: «Попробуйте приготовить». | Консультация: «Вырастим помощника». | Консультация: «Берегите зрение детей!». | Консультация: «Профилактика близорукости у дошкольников». |
Консультация: «Профилактика травматизма в осенне-зимний период». | Консультация: «Компьютер – вред или польза?» | Консультация: «Закаливание детей в осеннее-зимний период». | Детско-родительский проект: «Самая вкусная каша». | |
декабрь | Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ». | Консультация: «Витамины на грядке». | Развлечение: «Папа, мама, я- спортивная семья». | Практикум: «Дыхательные гимнастики» |
Практикум: «Игры с ребенком на зимней прогулке». | Беседа: «Форми- руем у ребенка навыки личной гигиены». | Консультация: «Правильное питание – основа здоровья ребенка». | Консультация: «Профилактика простудных заболеваний» | |
январь | Консультация: «Плавание для профилактики и коррекции плоскостопия». | Круглый стол: «Прививки – за и против». | Консультация: «Учим ребенка правильно чистить зубы». | Консультация: «Элементарное представления детей о кровеносной системе». |
Консультация: «Особое питание для детей с нарушениями ОДА». | Консультация: «Как сделать прогулку приятной и полезной». | Консультация: «Этикет за столом соблюдаем дома». | Консультация: «О пользе физической нагрузки для сердечнососудистой системы». | |
февраль | Консультация: «Соблюдайте режим детского сада». | Консультация: «С какого возраста надо ухаживать за зубами». | Консультация: «Пища для тела и ума». | Консультация: «О чем говорят позы во время сна?» |
Консультация: «Подвижные игры для детей с нарушениями ОДА». | Консультация: «Роль подвижных игр в жизни дошкольника». | Консультация: «Обеспечение эмоционального благополучия в семье». | Консультация: «Болезни органов пищеварения». | |
март | Консультация: «Закаливание детей в весенний период». | Совместный досуг «Вечер спорта и здоровья». | Круглый стол: «Вкусно, полезно, доступно». | Консультация: «Что рассказать ребенку о строении его тела». |
Консультация: «Что можно приготовить необычное из творога». | Консультация: «Как научиться владеть своими чувствами». | Консультация: «Телевизор и компьютер - друзья или враги?». | Консультация: «Подбирайте правильную обувь». | |
апрель | Консультация: «Как научиться владеть своими чувствами». | Консультация: «Вода для детского питания». | Консультация: «Витамины для красоты волос». | Консультация: «Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье». |
Консультация: «Соблюдайте правильный режим дня». | Практикум: «Упражнения для красивой осанки». | Консультация: «Где и какие витамины содержатся в наибольшем количестве». | Консультация: «Ещё раз о вредных привычках». | |
май | Развлечение «День открытых дверей в Школе здоровья». | Развлечение «В гости к матушке Природе». | Детско-родительский проект «Спорт в нашей жизни». | Развлечение: «Скажем "Да!" здоровому образу жизни». |
2.2.3.1. Работа с родителями совместно со специалистами
Месяц | Мероприятие | Ожидаемый результат | Ответственные |
Сентябрь |
|
| Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители |
Октябрь | Папка – передвижка «Закаливание малышей в домашних условиях» Физкультурное парно-игровое занятие | Расширение запаса знаний Приобретен опыт партнерского взаимодействия. | Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители |
Ноябрь |
|
| Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители . |
Декабрь |
|
| Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители |
Январь | Семинар – практикум «О здоровье всерьез» РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ Повестка:
Практикум
Физкультурное парно-игровое занятие Семейная газета «Я закаляю малыша» |
| Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители |
Февраль |
|
| Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители |
Март |
|
| Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители |
Апрель | Семейный физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» - посвященный дню здоровья Физкультурное парно-игровое занятие Родительская встреча Повестка:
Семейная газета «Не болей - ка» |
| Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители |
Май |
|
| Инструктор по адаптивной физической культуре, воспитатели, родители |
2.3. Положение Семейного Оздоровительного клуба «Здоровей-ка»
1. Общие положения
1.1. Оздоровительный семейный клуб является одним из органов управления оздоровительной работой МДОУ детский сад № 5 «Семицветик» и служит одной из организационных форм взаимодействия детей и их семей по укреплению здоровья, приобщению к здоровому образу жизни.
1.2. Клуб организует и проводит оздоровительную работу среди детей 4 -7 летнего возраста, их родителей, воспитателей.
1.3. Клуб создается и действует на приоритетах здорового образа жизни и охраны здоровья детей, руководствуясь основными принципами:
- добровольности и открытости;
- творческого и индивидуального подхода;
- равноправия и сотрудничества;
- общедоступности и адаптивности реализуемых программ к уровням и особенностям здоровья, физического развития и подготовленности занимающихся.
2. Цели и задачи клуба:
2.1. Клуб создаётся в целях широкого привлечения детей и родителей к формированию здорового образа жизни, организации активного отдыха семьи.
2.2. Клуб активно содействует физическому воспитанию дошкольников
2.3 Клуб создает необходимые условия для формирования у детей стойкого стремления к здоровому образу жизни, организует здоровый досуг, способствует удовлетворению потребности детей в физическом совершенствовании.
2.4. Клуб оказывает практическую помощь членам клуба в сохранении и укреплении здоровья, расширение и закрепление теоретических знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Основная цель клуба:
Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.
Основные задачи клуба:
1. Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни через детско-родительские отношения.
2. Научить родителей совместному выполнению со своими детьми физических упражнений и подвижных игр.
3. Дать основные представления о формах и методах по физическому воспитанию детей в совместной деятельности, которые способствуют воспитанию здорового ребенка.
4. Способствовать развитию у детей двигательных умений и навыков, а так же координации движений.
5. Взаимодействие специалистов МДОУ и воспитателей с семьёй;
3. Содержание и организация работы клуба:
Клуб, осуществляя свою деятельность, выполняет следующие функции:
3.1. Организует для детей и родителей систематические занятия в Клубе;
3.2. Проводит занятия в соответствии с программой;
3.3.Проводит работу по реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность;
3.4. Организует консультации по вопросам организации деятельности клуба;
3.5.Участвует в разработке целевой комплексной программы "Здоровый ребенок – это здорово!" детского сада и принимает участие в ее реализации.
4. Структура клуба:
Организационная структура Клуба утверждается общим собранием.
4.1. Высшим руководящим органом Клуба является общее собрание, созываемое по мере необходимости не реже одного раза в год.
Общее собрание:
-утверждает Положение Клуба;
- определяет количественный состав Совета клуба и избирает открытым голосованием его состав.
4.2. Совет клуба:
- избирает из своего состава председателя;
- организует работу клуба в соответствии с настоящим Положением;
5.Права и обязанности членов клуба:
Члены Клуба имеют право:
- на проявление собственной активности;
- на выражение мнений и сомнений по поводу деятельности Клуба;
- участвовать в оздоровительных мероприятиях, выступать на праздниках за свой Клуб;
- на уважение своего человеческого достоинства;
Члены клуба обязаны:
-действовать на благо семьи и детей;
- уважать взгляды и убеждения других членов Клуба;
- уважать свободу и достоинство другого человека;
- помогать Клубу в проведении массовых мероприятий;
- беречь имущество Клуба;
6. Режим работы клуба:
Занятия проводятся ежеквартально, один раз в 3 месяца.
7. Численность занимающихся в клубе:
Неограниченно.
8. Методы реализации программы:
8.1. Практические методы:
- совместные занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые) коррекционной и оздоровительной гимнастикой взрослого и ребенка, направленные на формирование здорового ОДА и поддержание физической подготовки.;
- цикл мастер-классов по воспитанию здорового ребенка;
8.2. Словесные методы:
- беседы с родителями (индивидуальные беседы, круглые столы);
- объяснение игры и выполнение упражнений.
8.3. Наглядные методы:
- показ педагогом упражнений;
- использование различных атрибутов
- организация наглядных пособий, стендов, папок передвижек.
9. Форма подведения итогов:
Анализ заболеваемости детей, уровня физического развития, диагностика
физических качеств и двигательных навыков, анкетирование родителей
в начале учебного года и в конце.
10. Ожидаемые результаты:
10.1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физического совершенствования.
10.2. Систематизация знаний родителей по вопросам физического воспитания детей.
10.3. Увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.
10.4. Сохранить и укрепить здоровье детей.
2.4. Мониторинг проекта
№ | Название дела | Дата |
1 | Мониторинг показателей заболеваемости Карта динамического наблюдения за состоянием здоровья воспитанников | 2 раза в год |
2 | Анкетирование | 2 раз в год |
3 | Мониторинг физического развития детей | 2 раз в год |
7 | Итоговый педсовет | 1 раз в год |
2.5. Совершенствование проекта
Охватыватить не только работу, в заданном направлении, с воспитанниками МБДОУ д/с №5 «Семицветик», их родителями, педагогами учреждения, но и за его пределами: проводить семинары, мастер-классы, тренинги, участвовать в конференциях различного уровня, публикации, средства массовой информации и т.д., что обеспечивает повышение уровня образованности социума в вопросах здоровьесбережения.
III. Реализация проекта.
3.1. Этапы реализации
Этапы | Задачи | Мероприятия |
Подготовительный |
|
|
Основной |
|
|
Заключительный | Оценка эффективности работы |
|
- Координация проекта.
№ | Направление проекта | Координируется и осуществляется |
1. | Создание полноценной развивающей среды с учетом физиологических особенностей, как метод профилактики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. | - соблюдение гигиенических условий; - организация рационального двигательного режима; - обеспечение рационального питания; - соблюдение гигиенических правил. |
2. | Диагностика, направленная выявление функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. | Программа скрининг тестирования физического состояния опорно-двигательного аппарата дошкольников, медицинские осмотры. |
3. | Валеологическое образование дошкольников. | Валеологический проект для воспитанников ДОУ по формированию осознанного отношения к здоровью у детей 3-7 лет с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата «Будь здоров!» |
4. | Валеологическое образование педагогов, направленное на профессиональный рост педагогического коллектива, обеспечивающий систематическое непрерывное совершенствование и обновление знаний, повышения уровня профессиональной компетентности. | - проведение тематических семинаров, круглых столов; - тренинги, мастер-классы; - брифинги; - разработка методических пособий для организации двигательного режима в группах |
5. | Валеологическое образование родителей, направленное на повышение уровня образованности в вопросах здоровьесбережения и физической подготовки детей к школе. | - проведение тематических семинаров, круглых столов; - тренинги, мастер-классы; - брифинги; - практических занятий с детьми |
6. | Мониторинг результатов работы. | Программа скрининг тестирования физического состояния опорно-двигательного аппарата дошкольников, медицинские осмотры. |
IV. Заключение.
1. В результате реализации проекта создана модель взаимодействия всех участников проекта (педагогов, детей и их родителей), которая обеспечит более качественную физическую подготовку детей к школе и пролонгацию достигнутых результатов, внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
2. Соблюдены все гигиенические условия для физического развития воспитанников.
5. Успешное продвижение основного направления концепции проекта среди участников в разнообразных формах взаимодействия.
В перспективе планируется:
1.Продолжать увеличение показателей физической подготовленности детей к школе
2.Усовершенствование материальной базы.
3.Охватыватить не только работу, в заданном направлении, с воспитанниками МБДОУ д/с №5 «Семицветик», их родителями, педагогами учреждения, но и за его пределами: проводить семинары, мастер-классы, тренинги, участвовать в конференциях различного уровня, публикации, средства массовой информации и т.д., что обеспечивает повышение уровня образованности социума в вопросах здоровьесбережения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка "Оздоровительная гимнастика после сна в детском саду"
Цель:вызывать у детей положительный эмоциональный настрой на пробуждение.закаляться, сопротивляться болезням.организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой ли...
Статья: «Росточек». Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.
Оздоровительная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата...
Презентация авторской программы"Доктор Мяч", физкультурно-оздоровительной направленности, для детей 3-8 лет.
Презентация программы "Доктор Мяч" физкультурно-оздоровительной направленности, для детей 3-8 лет...
АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА ВОЛШЕБНОГО ДЫХАНИЯ"
АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА ВОЛШЕБНОГО ДЫХАНИЯ"...
Введение в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ системы авторской программы «Иркутский край – играя изучай"
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основ...
Авторская программа системы проведения в ДОУ во всех возрастных группах оздоровительных гимнастик.
Цель системы гимнастик в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечит...
Авторская программа системы проведения в ДОУ во всех возрастных группах оздоровительных гимнастик.
Авторская программа системы проведения в ДОУ во всех возрастных группах оздоровительных гимнастик....