Комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год
методическая разработка по теме
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развития у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных мероприятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_sistema_raboty_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya_detey.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 35»
Принята: Утвержден:
на общем собрании работников 29.08.2017 г приказ №38-од
Протокол №1 от 29.08.2017
Комплексная система работы
по сохранению и укреплению здоровья детей
на 2017 – 2018 учебный год
Общие положения
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развития у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных мероприятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизируются различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Для повышения функциональной работоспособности сердечнососудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки. Мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.
Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфо -обращение: приседание, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как организованную образовательную деятельность физкультурой, так и утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям. Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особенно остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих процедур, требующих определенных временных затрат, необходимо принять все меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна. Время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.
Во время прогулки можно провести с детьми две – три игры разной степени подвижности (10 – 15 мин.), несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев.
Главные из них:
- Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
- Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
- Улучшение физического развития;
- Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
- Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.
Цель работы по профилактике заболеваний детей – укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к факторам внешней среды.
Цель оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством решения следующих задач:
- обеспечение снижения частоты случаев заболеваемости
- улучшение физического развития детей
- повышение к устойчивости к утомлению, повышение работоспособности
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности
Ведущие линии реализации задач программы:
- обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий.
- забота о социальном благополучии ребёнка.
- всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Пути реализации:
- внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
- партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Ожидаемые результаты:
- У детей:
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
-осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
- У педагогов:
- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
- У родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Основные принципы программы
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
- Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от вопросной категории детей и уровня их физического развития.
- Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Основные направления программы:
Профилактические мероприятия
1. Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
- мониторинг здоровья
- рациональная организация двигательной активности
- система работы с родителями
- система закаливания
2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.
- строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;
- коррекция режима дня и питания;
- закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;
- мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.
Психогигиенические мероприятия
- осмотр детей специалистами и осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий и заболеваемости детей
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
- ходьба по «ребристым дорожкам »
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- ионизация помещений
- витаминизация третьего блюда
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «ребристой дорожке»
- релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Оздоровительные мероприятия
Строгое соблюдение режима дня:
- Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
- Полноценный дневной сон
- Прогулка
Развитие моторики:
- Игровой массаж
- Пальчиковая гимнастика
Физическая культура:
- С элементами дыхательной гимнастики
- Утренняя гимнастика
- Занятия на улице с элементами подвижных игр
- Занятия в бассейне
Основы закаливающих мероприятий:
- Соответствующая одежда для улицы
- Длительное пребывание на свежем воздухе
- Воздушные и солнечные ванны летом
- Полоскание горла
- Дыхательная гимнастика
Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
- Влажная уборка помещений
- Проветривание
- Ионизация
- Витаминизация
Схема закаливания детей
Требования к проведению закаливания:
1.Учет индивидуальных особенностей ребенка;
2. Положительные реакции ребёнка на закаливание;
3. Согласие родителей
3. Непрерывность закаливания;
4. Наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром
Характер действия | Метод | Методика | Противопоказания |
Воздух | Утренняя гимнастика | Проведение в облегченной одежде. Летом – проведение на свежем воздухе. | Медицинский отвод после болезни |
Прогулка | Прогулки на свежем воздухе в одежде по сезону | ||
Сон в проветренном помещении | Учитывать физическое и соматическое состояние детей | Температура воздуха в спальне ниже 19° С | |
Воздушные контрастные ванны. | Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате) | Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний. | |
Гимнастика после сна. | Использование «дорожек здоровья» | ||
Хождение босиком | Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья. | Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинского отвода | |
Вода | Полоскание рта | Постепенное обучение полосканию рта, начиная со 2-й младшей группы. | Нет |
Мытье рук, ног, | Постепенное обучение, начиная с раннего возраста | Нет | |
Солнце | Прогулка. Солнечные ванны. | Использование ослабленного влияния атмосферы (утро, после полудня). | Хронические заболевания, температура свыше 30° С |
Свето-воздушные ванны. | Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение продолжительности процедуры |
Психогигиенические мероприятия в НОД и в режиме дня с детьми
Режимный момент | Содержание | Организационно - методические указания |
1.Утренний прием | а) функциональная музыка б) элементы слово терапии | - успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое - использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок |
2.Утренняя гимнастика | комплекс ОРУ | Подбор комплексов ОРУ игрового характера, использование игрушек и атрибутов |
3.Свободная деятельность
| а) слово терапия б) игровая деятельность в) индивидуальная работа | - сказок, потешек, стихов - настольные игры с любимыми игрушками - беседы с детьми |
4.Умывание | мытье рук с произнесением потешек | использование стихов, потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа |
5.Завтрак | а) эстетическое оформление блюд б) спокойный тон педагогов в) гигиеническое полоскание рта | - привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока - пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей - рассказ о необходимости пользе полоскания рта |
6. НОД | а) динамическая (физкультурная, музыкальная) б) деятельность со статическим положением тела | -деятельность с сюжетом, игровая деятельность, создание благоприятного эмоционального фона, радости от пения, танца и т.д. Обязательное использование элементов пальчиковой гимнастики; релаксации, музыки - использование физкультминуток, игровых и двигательных заданий; достижение эффекта «радости». |
7.Свободная деятельность | а) слово терапия б) игровая деятельность в) индивидуальная работа | -чтение сказок, потешек, стихов -настольные игры с любимыми игрушками -беседы с детьми |
8. Подготовка к прогулке, прогулка | а) одевание б) наблюдение в) игры г) воздушные и солнечные ванны д) зимние забавы е) дыхательные и физические упражнения | -использование художественного слова - подвижные игры, художественное слово - дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям - в зимнее время: игры со снегом, катание на санках - строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений. |
9. Возвращение с прогулки |
| использование художественного слова |
10. Подготовка к обеду, обед | а) эстетическое оформление блюд б) спокойный тон педагогов в) гигиеническое полоскание рта | - привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока - пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей - рассказ о необходимости пользе полоскания рта |
11. Подготовка ко сну | а) закаливающие мероприятия б) функциональная музыка в) разрешение брать с собой игрушки укрывание и поглаживание детей г) сон в хорошо проветренном помещении д) соблюдение тишины | - воздушное и водное закаливание, элементы саммассажа - успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое - укладывание любимых игрушек спать, пояснение значения сна, укрывание с приговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове - проветривание в период прогулки детей - соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа» |
12. Подъем детей, гимнастика после сна | а) постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки б) хождение по «ребристой дорожке» в) одевание | - пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «пробуждения», под одни и те же слова воспитателя - профилактика плоскостопия, закаливающая процедура. - использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок
|
13. Полдник | а) эстетическое оформление блюд б) спокойный тон педагогов в) гигиеническое полоскание рта | а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока - пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей - рассказ о необходимости пользе полоскания рта |
14. Свободная деятельность | б) слово терапия в) игровая деятельность г) индивидуальная работа | - чтение сказок, потешек, стихов -настольные игры с любимыми игрушками - беседы с детьми |
15. Подготовка к прогулке, прогулка | а) одевание б) наблюдение в) игры г) воздушные и солнечные ванны д) зимние забавы е) дыхательные и физические упражнения | - использование художественного слова - подвижные игры, художественное слово - дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям - в зимнее время: игры со снегом, катание на санках - строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений. |
План профилактических мероприятий для детей на день
Условия сохранения здоровья детей
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:
1.Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНа
2.Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу
3.Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем
4.Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании
5.Организация рационального питания и витаминизация третьего блюда
6.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
7.Формирование представлений и навыков здорового образа жизни
Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе педагогики сотрудничества
Педагоги - Изучение программ, инновации Планирование работы с детьми Оборудование предметно-развивающей среды | Семья - Анкетирование Родительские собрания Консультации Совместная работа |
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
Система закаливания:
- умывание
- ходьба по «ребристым дорожкам»
- контрастное обливание рук по локоть
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
Профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
- контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- ионизация помещений
- витаминизация блюд
Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- хождение по «ребристым дорожкам»
Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Обеспечение реализации основных направлений программы
Техническое и кадровое обеспечение
№ | Наименование мероприятия | Ответственные |
1 | Приобретение необходимого оборудования: медицинского, спортивного | Заведующая |
2 | Оборудование помещений: спортивного зала; групповых комнат | Завхоз, специалисты, воспитатели |
3 | Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями; «нестандартными» ковриками; массажерами | Воспитатели |
4 | Обеспечение условий для предупреждения травматизма (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования) | Завхоз, заведующая |
Организационно – педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение
№ | Наименование мероприятия | Ответственные |
1 | Разработка программы оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Заведующая |
2 | Разработка и организация здоровьесберегающих методик в педагогическом процессе | Заведующая, инструктор по физической культуре |
3 | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: - пальчиковая и артикуляционная гимнастика; - «ребристые дорожки»; - игровой массаж; - «босо хождение»; -подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой. - комплекс упражнений для профилактики плоскостопия; - гимнастика пробуждения; - закаливание; - релаксация | Заведующая, инструктор по физической культуре |
4 | Определение содержания и структуры, разработка уровней и методик диагностики физической подготовленности детей по возрастным группам. | Заведующая, инструктор по физической культуре |
5 | Создание здорового психологического макроклимата коллектива взрослых и детей | Заведующая, воспитатели |
6 | Проведение здоровье сбережения через все виды деятельности детей (психологический фон, длительность, методы и формы, санитарно-гигиенические условия) | медсестра |
7 | Продолжение работы по совершенствованию здоровье сберегающей предметно-развивающей среды в детском саду, введение новых эффективных моделей | Воспитатели |
8 | Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду и в семье. | Заведующая, медсестра, инструктор по физической культуре |
9 | Организация тесного и продуктивного контакта с медико-психологическими и социальными институтами детства района и города. | Заведующая, медсестра |
10 | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | Заведующая |
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптационный период); - гибкий режим | Все группы |
2 | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительная деятельность; - подвижные и динамические игры; - профилактическая гимнастика (звуковая, улучшение осанки, плоскостопия); - спортивные игры; - дозированная ходьба | Все группы |
3 | Гигиенические и водные процедуры | - умывание; - мытье рук; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды | Все группы |
4 | Световоздушные ванны | - проветривание помещений; - прогулки на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Все группы |
5 | Активный отдых | - развлечения, праздники, игры, забавы; - каникулы, дни здоровья; | Все группы |
6 | Светотерапия | - обеспечение светового режима;
| Все группы |
7 | Музыкотерапия | - музыкальное сопровождение режимных моментов; - музыкальное оформление фона занятий; - музыкально театральная деятельность | Все группы |
8 | Психогимнастика | - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; - игры на подавление отрицательных эмоций | Все группы |
9 | Закаливание | - «босо хождение »; - игровой массаж | Все группы |
10 | Физиотерапия | - ионизация | Все группы |
Модель двигательного режима детей в ДОУ
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Вид и форма двигательной деятельности | Особенность организации |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин. |
Двигательная разминка во время перерыва между НОД | Ежедневно, в течение 7-10 мин. |
Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания НОД, 3-5 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 мин. |
Дифференцированные игры – упражнения на прогулке | Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 мин. |
Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, группам по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки, длительность 3-7 мин. |
Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами | Ежедневно, группами по 7-10 детей, проводятся после дневного сна в течение 5-7 мин. |
Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений) | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин. |
Специально организованная образовательная деятельность в режиме дня
Вид и форма двигательной деятельности | Особенность организации |
По физической культуре | 3 раза в неделю, одно – в часы прогулки |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей |
Физкультурно-массовая деятельность
Вид и форма двигательной деятельности | Особенность организации |
Неделя здоровья (каникулы) | 2 раза в год (в начале января и в конце апреля) |
Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе | 2-3 раза в год (40 мин) |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц (30 мин) |
Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи
Вид и форма двигательной деятельности | Особенность организации |
Домашние задания | Определяются воспитателем |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях (спортакиады, «Папа, мама, я спортивная семья». | Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья |
Формы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей
Оздоровление и профилактика заболеваний |
Здоровый образ жизни |
Индивидуальный подход к детям | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Домашние мини-стадионы |
Консультативный клуб для родителей | Адаптация ребенка к условиям детского сада | Час семейных увлечений – семейные традиции |
Информационные стенды. Памятки для родителей | Адаптационный режим. Постоянное информирование родителей о состоянии ребенка | Выявление потребностей семей социума по вопросам здорового образа жизни |
Конкурсы, праздники | Консультации для родителей вновь поступивших детей | Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей |
Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий
Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии |
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка | Педагогическая и медицинская оценка эффективности, прогноз результативности |
Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки |
Создание условий и оформление необходимого материала |
Включение методики в педагогический процесс |
Анализ результатов использования |
Мониторинг детей | Опрос родителей, педагогов
|
Показ результатов |
Открытые мероприятия | Выступления | Наглядный материал |
Реализация здоровьесберегающих технологий в МДОУ «Детский сад № 35»
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
| |||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
Технология эстетической направленности | Реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. | Все педагоги ДОУ |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги ДОУ |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещений, педагогу дать детям инструкции по обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги ДОУ |
Бодрящая гимнастика | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упр. на кроватках, обширное умывание4 ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и в другие помещения в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Корригирующая гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
| |||
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю: 2 занятия в спортивном зале и 1 на улице. Бассейн 2 раза в неделю | Занятия проводятся в соответствии с программой ДОУ. Перед занятием проветривается помещение. | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели |
Коммуникатив-ные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин., со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин., со старшего возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития, или в ходе режимных моментов. | Воспитатели, инструктор по физкультуре |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Необходимо объяснить серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | Воспитатели, инструктор по физкультуре, медсестра |
«Босохождение»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Возраст | Виды ходьбы и дозировка | |||
Теплый период | Время | Холодный период | Время | |
Ранний | Ходьба и бег по одеялу и теплому песку | 5-30 мин | Ходьба и бег по ковру в носках | 5-30 мин |
Младший | Ходьба и бег по теплому песку и траве | 5-45 мин | Ходьба по ковру босиком | 5-30 мин |
Средний | Ходьба и бег по песку, траве и покрытию | 5-60 мин | Ходьба босиком по ковру и в носках по полу, бег босиком по полу | 5-30 мин |
Старший | Ходьба и бег по песку, траве и покрытию | 5-90 мин | Ходьба и бег босиком по полу группы | 5-30 мин |
Подготовительный к школе | Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли | от 5 мин. и неограниченно | Свободная ходьба и бег в группе | 5-30 мин |
Используемые технологии, методики:
Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников
Козырева В.А. Лечебная физкультура.
Никанорова Т.С., Е.М.Сергиенко. « Здоровячек»
К.К.Утробина К.К. Занимательная физкультура
Тимофеева Е.А.Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста, Волгоград, издательство «Учитель»,2007
Литвинова М.Ф. Система физического воспитания в ДОУ, Москва, Просвещение, 1986 год
Вавилова Е.Н.Учите бегать, прыгать, лазать, метать, Москва, Просвещение,1983
Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольном учреждении, Москва, Просвещение, 1984
Степаненкова Э.Я.Методика физического воспитания, Москва, Издательский дом «Воспитания дошкольника», 2005
Пензулаева Л.И.Подвижные игры и игровые упражнения для детей, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001
Вавилова Е.Н Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость, Москва, Просвещение, 1981
Харченко Т.Е Утренняя гимнастика в д/с, Мозаика-Синтез, 2007
Глазырина Л.Д Физическая культура дошкольников - ВЛАДОС, 2001
Картушина М.Ю Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет ,Москва, Творческий центр,2008 .
Подольская Е.И Необычные физкультурные занятия для дошкольников - Волгоград, Изд-во «Учитель»,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.
В данном материале представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...
«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей на 2014 – 2015 учебный год
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...
Системы закаливания в работе по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста
Цель: Теоретическое обоснование проблемы сохранения, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и разработка условий эффективного педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровь...
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...
Материалы педагогического совета №2 на тему: «Система работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...