"Лечебные травы" непосредственно образовательная деятельность, старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«В гости к лечебным травушкам»
(Старшая группа)
Программные задачи:
Расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах пользования.
Учить распознавать их по листьям, цветам.
Развивать мышление, вникая в смысл слов.
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям.
Предварительная работа: наблюдение за растениями, составление гербария,
заучивание стихов, загадывание загадок.
Ход занятия:
выхожу к детям в наряде «бабушки – травницы», читаю стихотворение.
Лето теплое, лето красное!
Солнце доброе, солнце ясное! Соком полнится.
Зелена трава, собирать, сушить уж ее пора!
А вы травушку собирайте, да на зимушку припасайте!
От болезни вас охранит она,
Вам здоровья даст, силушки сполна!
Предлагаю отправиться в лес за травами.
(По группе расставлены картинки с изображением трав, закрытые от детей).
Читаю загадку про чистотел
Бородавки вырастают,
Средства есть,
Они все тают.
-Догадались, про какую травку эта загадка?
-Почему так назвали это растение?
-Да, чистотел помогает избавиться от бородавок, тело становится чистым, лечит эта травка раны, ушибы, помогает, как болеутоляющее - попьешь такой травки, и боль проходит, но только лечиться этой травой надо осторожно, она очень ядовита. Полезны у чистотела верхние части стебельков.
-А это, что у нас за растение?
Загадка про крапиву
Растет зеленою стеной,
Её обходят стороной,
Колючая и злая дива,
А как зовут траву?
- Почему крапиву обходят стороной?
- Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. Листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.
-А вот другая лечебная травка.
Загадка про одуванчик
Он сорняк, он цветок,
От болезней мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый…
-Чем полезен одуванчик?
Одуванчик полезен при болезнях желудка, придает силы, а еще из него делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.
Загадка про мяту
-Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен,
Листочки сорваны, помяты,
Что ты вдыхаешь?
Запах…
(Подношу детям коробочку с мятой, даю возможность почувствовать её запах)
-Чем полезна эта трава?
Эта ароматная травка снимает головные боли, успокаивает, помогает хорошо уснуть, вы ее встретите и в зубной пасте, и в жевательной резинке – ведь она не только ароматная, но и полезная.
- А это, что такое?
Загадка про подорожник:
-Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки ссадины излечишь
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
-Почему так назвали эту траву?
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор, приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше, если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
-Вот еще одна травка нас дожидается, узнайте ее по запаху.
( Предлагаю понюхать, почувствовать аромат ромашки).
-Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
-Вот сколько целебных трав растет в лесу. Из них получают настои, отвары, сиропы, порошки, капли, мази от разных болезней. Лекарственные растения используют и при изготовлении зубных паст и лечебных кремов. Травы и цветы, собранные в лесу и в поле, долго не теряют лечебных свойств.
- Знаете, какие части лекарственных растений используют для лечения?
- Давайте поиграем в игру «Вершки – корешки».
Одуванчик – листья, цветы, корень.
Ромашка – цветы.
Крапива – листья.
Подорожник – листья.
Мята – листья.
Чистотел – стебель.
- Молодцы! Справились с заданием, но вот разбросал ветер растения, перепутались все части, давайте попробуем их собрать.
Проводится игра «Собери растение».
-А все ли растения безопасны? Какие правила поведения при сборе растений необходимо соблюдать?
-Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
-Собирать растения в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
-Нельзя собирать растения вблизи дорог, в парках, так как на листья, стебли растений оседает пыль, копоть.
- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
- А перед тем, как закончить нашу прогулку по лесу, мы заглянем в «зеленую аптеку»
(перед детьми баночки с травами: чистотел, мята, подорожник, ромашка, крапива, по несколько экземпляров).
Дети говорят, от какой боли они хотят взять травку, находим нужное растение.
-Что вам запомнилось с нашей
- С какими травами мы повстречались? Назовите их.
-
-Что вам запомнилось
- Помните, что главный доктор – это Природа, но чтобы травка помогла, надо обязательно знать, как ею пользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно совместная образовательная деятельность старшей группы ОНР "До свидания, осень"
Занятие содержит в себе развивающие упражнения и игры, направленные на закрепление полученного музыкального материала...
отчет воспитателя МКДОУ д/с №7 с. Красного о результатах воспитательно - образовательной деятельности старшей группы за 2011- 2012 учебный год
Годовой отчет воспитателя старшей группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. (старшая группа) Образовательная область « Художественное творчество» Рисование
О рисовании осени...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности старшая группа.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР По образовательной области познавательное развитие: математические представления. Тема НОД: «Путеше
Конспект Итоговой непосредственн...
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности старшей группы группы
Содержание работы по теам:«Одежда. Головные уборы» «Обувь»«Человек. Части тела. Гигиена»«Посуда. Бытовая техника» Сетка НОД старшая груп...