Осознанное отношение к своему здоровью с дошкольниками (Из опыта работы)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Калинина Галина Михайловна

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд    воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.    Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

 Первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья начинаются в дошкольном учреждении.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

  В  старшей группе созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием.

В формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Ежедневно проводим  утреннюю гимнастику,  гимнастику после сна, гимнастику для глаз, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.

Одной из  эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении являются прогулки.    

Закаливающее действие температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой - всё это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое состояние ребёнка. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов: - подвижные игры и игровые упражнения, разнообразные наблюдения;  - дидактические занятия; - трудовые действия;
  В процессе воспитательной  деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались.

При проведении  в группе подвижных игр  с детьми  используем музыкальное сопровождение, которое повышает интерес дошкольников, способствует эмоциональному настроению. Это вызывает у детей радость и удовольствие.

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Поликлиника»  дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Все это позволяет нашим детям осуществлять игровое действие, реализуя ту или иную роль, построить свой игровой мир, управлять им, т. е. выступать в качестве режиссера.     

   На занятиях  знакомили также детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала,  рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

Проводили беседы

1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщали элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.

2) «Чтобы кожа была здоровой»«Если ты поранился» учили следить за ее чистотой,  бережно с нею обращаться, закрепляли правила ухода за кожей.

3) «Для чего нужна зарядка» Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью.

 Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу.  Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.  

В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараемся закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья,  приучаем  детей систематически выполнять их правильно и быстро. Объясняем, что мытье рук делает организм крепче,  это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный распорядок дня дают свои результаты:  дети спокойны, активны,  не отказываются от еды, спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Так же, немаловажную роль в укреплении здоровья играет закаливание после сна.

Немаловажную роль в укреплении здоровья играет закаливание после сна.

В своей группе  используем  такие методы закаливания как: - воздушные ванны и ходьба босиком во время переодевания.
Для снятия  излишнего возбуждения у детей я использую технологию  релаксации, используя классическую музыку и звуки природы (в группе имеется магнитофон).

В нашем детском саду создана развивающая среда для того, чтобы формировать у детей  стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья.  Это -  физкультурный зал, с полным набором физкультурного оборудования,  где дети с удовольствием занимаются физкультурой, с инструктором по физической культуре

Вся  работа осуществляется комплексно, в течение дня. Особое внимание уделяем обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяем на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осознанное отношение к своему здоровью с дошкольниками

(Из опыта работы)

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд    воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

   Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

 Первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья начинаются в дошкольном учреждении.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

  В  старшей группе созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием.

В формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Ежедневно проводим  утреннюю гимнастику,  гимнастику после сна, гимнастику для глаз, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.

Одной из  эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении являются прогулки.    

Закаливающее действие температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой - всё это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое состояние ребёнка. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов: - подвижные игры и игровые упражнения, разнообразные наблюдения;  - дидактические занятия; - трудовые действия;
 В процессе воспитательной  деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались.

При проведении  в группе подвижных игр  с детьми  используем музыкальное сопровождение, которое повышает интерес дошкольников, способствует эмоциональному настроению. Это вызывает у детей радость и удовольствие.

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Поликлиника»  дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Все это позволяет нашим детям осуществлять игровое действие, реализуя ту или иную роль, построить свой игровой мир, управлять им, т. е. выступать в качестве режиссера.     

   На занятиях  знакомили также детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала,  рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

Проводили беседы

1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщали элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.

2) «Чтобы кожа была здоровой»,  «Если ты поранился» учили следить за ее чистотой,  бережно с нею обращаться, закрепляли правила ухода за кожей.

3) «Для чего нужна зарядка» Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью.

 Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу.  Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.  

В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараемся закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья,  приучаем  детей систематически выполнять их правильно и быстро. Объясняем, что мытье рук делает организм крепче,  это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный распорядок дня дают свои результаты:  дети спокойны, активны,  не отказываются от еды, спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Так же, немаловажную роль в укреплении здоровья играет закаливание после сна.

Немаловажную роль в укреплении здоровья играет закаливание после сна.

В своей группе  используем  такие методы закаливания как: - воздушные ванны и ходьба босиком во время переодевания.
Для снятия  излишнего возбуждения у детей я использую технологию  релаксации, используя классическую музыку и звуки природы (в группе имеется магнитофон).

В нашем детском саду создана развивающая среда для того, чтобы формировать у детей  стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья.  Это -  физкультурный зал, с полным набором физкультурного оборудования,  где дети с удовольствием занимаются физкультурой, с инструктором по физической культуре

Вся  работа осуществляется комплексно, в течение дня. Особое внимание уделяем обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяем на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью

Утренняя гимнастика  ,Физкультурные занятия ,Прогулки на свежем воздухе ,Закаливание,Чтение художественной литературы,Работа с родителями и т.д...

Перспективный план работы с детьми по формированию основ осознанного отношения к своему здоровью в средней группе

Данный план работы поможет воспитателю  выстроить работу с детьми по формированию у них элементарных знаний о своем организме;способствует развитию познавательной активности, любознательности, ст...

ПедСовет от 21.11.2018 г "Система работы с детьми по формированию предпосылок осознанного отношения к своему здоровью"

hellip;С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и о...

Консультация "Система работы с детьми по формированию осознанного отношения к своему здоровью"

В консультации говориться о необходимости проводить с детьми работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью. Формировать представления у детей об организме человека, умений по уходу за...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Необходимость воспитания у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью

Дать информацию родителям о том как сформировать у ребенка правильное отношение к своему здоровью. Какие необходимые навыки и привычки должны знать дети дошкольного возраста....

Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий...