Основные направления и задачи коррекционной работы по реализации комплексной системы «Я и мир»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Соколова Наталья Александровна

Для достижения основной цели формирования психологической установки у дошкольников по сохранению и укреплению своего здоровья и навыков здорового образа жизни необходимо дать детям систему знаний о здоровье человека. И в то же время понимание, что состояние здоровья зависит не только от знаний о работе  и функционировании органов, но и от окружающего нас мира живой и неживой природы, то есть экологии и конечно же от того, насколько хорошо ребёнок может сам себя уберечь от опасности, то есть ОБЖ. Так выстроилась «Комплексная система по формированию основ здорового образа жизни «Я и мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа

Основные направления и задачи коррекционной работы по реализации комплексной системы «Я и мир»

                                                                   

                                       

                                                     

Введение        3

Актуальность реализации комплексной системы по формированию основ здорового образа жизни «Я и мир»        4

Основные направления и задачи комплексной системы…………..4

Структура и форма реализации комплексной системы………………………6

Оценка уровня освоения комплексной системы по формированию основ здорового образа жизни «Я и мир»…………………………………………14

Параметры диагностики…………………………………………….14

Материалы диагностики детей старшей группы…………………………….14

Перечень используемых методических программ……………………….17

Приложение.        18

Введение

В связи с неблагоприятной экологической обстановкой значительно увеличивается число глазных заболеваний органической этиологии. Помимо зрительной патологии у детей выявляются очень серьезные сопутствующие диагнозы.

        Наши наблюдения подтверждаются и исследованиями ученых. материалы  государственного доклада «Положение детей в Российской федерации» свидетельствуют о том. что уже в дошкольном возрасте 15-20 % детей имеют ту или иную хроническую патологию.

        Комплексные медицинские осмотры, проведённые в последние годы Центром общественного здоровья установили, что среди дошкольников 25-30 % относятся к группе часто болеющих, из них почти 30 % имеют в той или иной степени выраженную задержку психического развития.

        Таким образом, высокий уровень патологии у детей указывает на приоритетность проблемы охраны здоровья подрастающего поколения. Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу, поэтому значительную часть работы обязаны взять на себя образовательные учреждения.

        Естественно, что к таким детям необходим особый подход: создание специальных условий, позволяющих эффективно восстанавливать их физическое и психическое здоровье.

        Ряд функциональных нарушений и хронических заболеваний возникают именно в дошкольном возрасте и многие вследствие нерациональных условий воспитания в детском саду.

        Причины ухудшения здоровья связаны, в том числе, и с неправильными действиями педагогов или с их бездействием в отношении  охраны здоровья детей (неправильная организация двигательного режима, нарушение гигиенических условий, большая загруженность на занятиях, сокращение прогулок и т.д.). Исходя из анализа работы в течении долгих лет из вышесказанного педагогический коллектив детского сада решил, что девиз медиков «прежде всего не навреди» – должен стать и девизом педагогов. В своей работе каждый воспитатель и специалист должен руководствоваться принципом здоровье сберегающей педагогики.

        

Актуальность реализации комплексной системы по формированию основ здорового образа жизни «Я и мир»

Основные направления и задачи комплексной системы

Мы построили свою систему работы по охране физического и психического здоровья детей на семи основных направлениях.

1. Главное и основное направление лечебно-коррекционная работа, позволяющая компенсировать отклонения в физическом и психическом развитии воспитанников, предупреждать вторичные и последующие дефекты развития.

2. Второе направление работы – физическое развитие дошкольников. Это направление традиционно отработано во многих детских садах и у нас ему уделялось немало внимания. Мы нацеливали работу педагогов по трём разрядам:

- обеспечение физического комфорта для каждого ребёнка;

- обеспечение самостоятельной двигательной активности детей (игровые площадки, уголки физического саморазвития, позволяющие детям путем свободного выбора средств реализовать свои потребности связанные с физической активностью);

- систематизация специальных физкультурных занятий.

        3. Следующее направление психическое развитие дошкольников. Оно включает:

-обеспечение психологического комфорта (умение адекватно взаимодействия с воспитателем и коллективом. Умение самостоятельно справляться с душевным дискомфортом);

- использование специальных технологий и методик. позволяющих осваивать программный материал легко. без ущерба для здоровья и в соответствии с базовыми потребностями (игровые методики, ТРИЗ, мнемотехника, развивающие игры и т.д.);

- создание условий для включения ребёнка в процесс творчества, использование методов адекватных его психофизиологичиским особенностям, способствующих формированию позитивного взгляда на мир;

- совершенствование медико-психолого-педагогической диагностики с целью углубленного изучения психического и физического развития;

        4. Ещё одним немаловажным направлением является валеологическое образование дошкольников. Разработка комплексной системы валеологического образования у детей, включает в себя занятия по уходу за своим телом, правила хорошего тона, основы безопасной жизнедеятельности и взаимосвязь человека с природой, а также занятия по ознакомлению с работой органов и системами  человека.

        5. Следующее направление  профилактика заболеваний и развития резервных возможностей детей включает: анализ заболеваемости детей и коррекция с помощью медицинских и гигиенических средств под руководством медицинского персонала (работы руководителя по лечебной физкультуре, закаливающие мероприятия, массаж, обучение самомассажу).

        6. Обучение персонала умению управлять своим здоровьем.

        7. Обучение родителей валеологическим методам анализа и коррекции здоровья детей.

        Из общих направлений работы вытекают задачи в работе каждого педагога;

–  определять влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье дошкольников и уметь их устранять (вводить новые компоненты в режим дня);

– подбирать вспомогательные средства, повышающие умственную и физическую работоспособность дошкольников;

– Использовать технологии и методики, позволяющие сохранять и укреплять здоровье школьников («здоровьесберегающие» технологии и методики);

– определять (вместе с медицинскими работниками) уровень физической подготовленности (уровень здоровья детей) и создавать оптимальный двигательный режим для каждого;

– давать детям конкретные знания о здоровье (специальные занятия по валеологии);

– давать рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

– уметь управлять собственным здоровьем.

        Из всех перечисленных направлений нам предстояло развивать раздел «валеологическое образование», который для нас был новым.

        Для достижения основной его цели формирования психологической установки у дошкольников по сохранению и укреплению своего здоровья и навыков здорового образа жизни необходимо дать детям систему знаний о здоровье человека. И в то же время понимание, что состояние здоровья зависит не только от знаний о работе  и функционировании органов, но и от окружающего нас мира живой и неживой природы, то есть экологии и конечно же от того, насколько хорошо ребёнок может сам себя уберечь от опасности, то есть ОБЖ. Так выстроилась «Комплексная система по формированию основ здорового образа жизни «Я и мир».

Структура и форма реализации комплексной системы

Весь объем знаний, который необходимо дать детям разнесён в сетке на год по возрастным группам, с постепенным усложнением материала.

        Программа каждой группы состоит из трёх блоков, каждый из которых решает свои задачи.

1. Валеологический блок «Мое здоровье»

Уровни жизни и здоровья в современных условиях важнейшие критерии гуманитарного процесса. Здоровый образ жизни не может состояться без знаний ребенка о себе, о тех, закономерных изменениях, которые происходят в психике и в физическом состоянии человека.

Сегодня особенно важно научить ребенка самого заботиться о своем здоровье, сформировать у него установки на поддержание здоровья без применения медикаментозных средств.

Здоровьесберегающая педагогика — это создание оптимальных внешних условий и рациональная организация труда и отдыха дошкольников.

Главной задачей данного тематического блока являются формирование основ валеологического обоснованного поведения. Данная задача решается через:

– знакомство со строением человеческого тела и правилами ухода за своим телом;

 – осознание потребности и необходимости формирования своего здоровья, в соблюдении здорового образа жизни;

– наблюдения за собой (своим поведением) в повседневной жизни.

В детском возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме того, начинает формироваться свой образ жизни. Очень важно научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает что и почему для него полезно, а что вредно. Татаринова в своей программе определяет задачи валеологической педагогики.

1 . Сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста, информации, стрессов, экологического дисбаланса.

2. Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.

3. Передать осознание заботы о ребенке Мира взрослых, а отсюда ощущение своей неразрывности с природой, защищенности и свободы самовыражения.

4. Закрепить в сознании ребенка радостное ощущение ценности его жизни, неразрывности с природой.

Основная идея заключается в том, что для решения вопросов формирования здоровья детей в ДОУ недостаточно просто дополнить образовательный процесс оздоровительными процедурами. Он должен быть полностью реорганизован в процесс формирования здоровой личности ребенка.

Подразделы и основные темы

Добрые советы

Части тела

Назначение. Положение тела в пространстве.

Органы чувств

Строение, функции и их развитие (гимнастика). Здоровое и болезненное состояние.

Внутренние органы и системы

Старение, функции. Здоровое и болезненное состояние.

Советы Мойдодыра

Правила гигиены: уход за кожей и телом, зубами, ушами, глазами. Вредные и полезные привычки.

Советы Айболита

Правила здоровья. Правила питания (витамины}. Режим дня. Правила сохранения осанки, зрения, слуха, дыхания, работы внутренних органов. Факторы полезные и вредные для здоровья.

Советы почемучки

Различать настроение. Способы восстановления. Способы выхода из стресса. Как создать хорошее настроение себе и другим?

2. Блок основ безопасности жизнедеятельности

Главной задачей данного тематического блока является понимание необходимости обеспечения безопасности своей жизнедеятельности каждым ребёнком. Задача решается через:

– знакомство с общепринятыми нормами поведения;

– овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, транспорте и т. д.;

– развитие самостоятельности и ответственности (умение адекватно, осознанно действовать в той или иной ситуации и умение объяснить свое поведение).

Диагностика "Путешествие с Незнайкой"

При формировании основ безопасности жизнедеятельности детей мы используем программу Р. Стеркиной и О. Князевой.

Составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Основным ориентиром становится учет жизненного опыта детей особенностей их поведения, предпочтений. Безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение при различных обстоятельствах. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации дома и на улице, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Программа ОБЖ предполагает помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, научить их адекватно, осознано действовать в той или иной обстановке, распознавать опасные и трудные жизненные ситуации, принимать меры предосторожности, уметь защищать себя, а значит, способствует обеспечению безопасного здорового образа жизни детей.

Подразделы и основные темы

Ребёнок дома

Неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье ребенка (микробы, перегревания, переохлаждение, несоблюдение режима дня и т. д.).

Правила обращения с окружающими предметами (мебель, режущие, колющие электроприборы, посуда, вода, огонь, лекарства, яды).

Ребёнок и природа

Ядовитые растения, несъедобные грибы. Правила осторожного обращения с птицами, животными, насекомыми. Правила поведения,

связанные с различными природными явлениями.

Ребёнок на улицах города

Правила поведения на улице. Правила дорожного движения.

Правила поведения в транспорте.

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

Бережное отношение к своему телу. Умение избегать конфликтных ситуаций и недоброжелательных отношений.

Ребёнок в общении с людьми

Возможные опасные ситуации. Меры предосторожности, умение распознавать опасность.

3. Экологический блок «Мир вокруг меня»

В дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям).Главной задачей данного тематического блока является ознакомление ребёнка с объектами и явлениями окружающего мира и их влиянием на человека; особенностями взаимосвязи человека и природы; осознанием своих огромных возможностей и последствиями вмешательства в этот хрупкий мир. Задача решается через:

– знакомство с особенностями влияния природы на человека и человека на природу;

– проектирование различного рода вмешательств и изменений в существующий порядок вещей;

– расширение границ любознательности.

Цель экологического воспитания формирование начал экологической культуры, первоначальные элементы которой складываются на основе взаимодействия детей с предметно-природным миром (растения, животные, предметы, изготовление из материалов природного происхождения.) В центр внимания ставится природа, и человека рассматривают как ее часть. Поэтому необходимо изучать закономерности самой природы и жить по ее законам.

В детском саду мы изучаем:

1. Связь растений и животных со средой обитания.

2. Многообразие животных организмов.

3. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды и сохранение природных богатств.

Когда дети знакомятся с конкретными примерами жизни растений и животных они начинают понимать полную зависимость растений и животных от среды обитания, приспособленность, строение и функционирование различных органов, которые контактируют с внешней средой. Выращивая различные растения, дети узнают их "характер и понимают, что труд людей создает благоприятную среду обитания для растений и животных. Дети начинают знакомиться с биологическими потребностями человека, которые могут быть удовлетворены только в нормальной жизненной среде: закладывается понимание ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни.

Подразделы и основные темы

Времена года

Признаки. Природные явления. Изменения в растительном и животном мире. Деятельность человека.

Животный мир

Внешний облик. Классификация. Особенности образа жизни.

Приспособление к условиям обитания. Отношения между животными, между человеком и животным.

Растительный мир

Части, признаки, назначение, классификация. Условия и этапы

развития. Деятельность человека в природе (полезная, вредная).

Неживая природа

Понятия: солнце, воздух, земля, вода и их проявления в разные времена года. Полезное и вредное влияние неживой природы на жизнь растений, животных и человека.

Природа и человек

1. Человек - часть природы.

2. Польза, которую природа приносит человеку

3.Деятельность человека, приносящая вред и пользу природе.

Социально — эмоциональное развитие "Я, Ты, Мы"

Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком занятиями, сколько в становлении базовых свойств его личности.

1. Самооценки образа "Я".

2. Эмоционально-потребностной сферы.

3. Нравственных ценностей, смыслов и установок.

4. Социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Первый раздел программы "Уверенность в себе" предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку:

1. осознать свои характерные особенности и предпочтения,

2. понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим,

3. знать, что он может, а что ему пока не удается, как развивать свои возможности,

4. поверить в свои силы.

Второй раздел "Чувства, желания, взгляды" призван научить детей, осознано воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, а так же понимать эмоциональные состояния других людей. Мы знакомим детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются: позы, мимика, жесты.

Необходимо учить детей пользоваться этими средствами, как для проявления собственных чувств, так и для понимания эмоционального состояния других. Важно осознание детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение.

Третий раздел "Социальные навыки", предполагает обучение детей способам поведения в - отношении с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков, умение установить и поддержать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций (о сотрудничестве дефектологов).

Подразделы и основные темы

1. Раздел. Уверенность в себе.

Внешность. Сходство. Различия. Семья. Вкусы и предпочтения.

2. Чувства. Желания. Взгляды.

Умение распознавать по мимике и жестам. Моделирование ситуаций, вызывающих различные чувства, эмоции. Умение управлять своими желаниями, чувствами, эмоциями.

Далее перед нами встает задача «как и в какой форме эту работу будут осуществлять воспитатели?»

        Программа «Я и мир» предусматривает два комплексных занятия в месяц.

– Познавательное занятие, на котором в игровой форме, через самостоятельные практические действия получают знания по всем блокам программы. Закрепление и расширение знаний и умений по заданной теме проходит целый месяц в различных видах деятельности детей (в творческих, подвижных, дидактических играх, в наблюдениях на прогулке и на занятиях).

– В конце месяца проводится контрольное занятие, где проверяются знания, навыки детей валеологически обоснованное поведение, дети в игровой форме отвечают на вопросы «Неболейки», «Мойдодыра» так проверяются знания детей, выявляется отношение к своему здоровью.

Оценка уровня освоения комплексной системы по формированию основ здорового образа жизни «Я и мир»

Параметры диагностики

Уровень детских знаний, усваиваемых в процессе изучения программы «Я и мир» диагностируются по нескольким параметрам.

1. Валеологические знания (знания о здоровье. ОБЖ. экологии)

        В игровой форме детям предлагается ответить на ряд вопросов по пройденной теме. Игры типа «Что? Где? Когда?», «загадки Неболейки» и т.д. Игры для проверки валеологических знаний проводятся на контрольном занятии в конце каждой темы.

2. Отношение к своему здоровью, безопасности и окружающему миру

        В ходе индивидуальной беседы с каждым ребёнком выясняется его отношение к своему здоровью и безопасности. то как он заботится о себе и окружающих. Проводится анкетирование родителей, с целью выяснения особенностей отношения ребёнка к своему здоровью. Такая работа предусматривается два раза в год: вначале и в конце учебного гола.

3. Вылеологически обоснованное поведение

        Детям на прогулке или в группе предлагается как лучше вести себя в той или иной  проблемной ситуации. Моделируеются специальные игровые ситуации, связанные с их здоровьем, безопасностью, экологией. Игры для проверки валеологически обоснованного поведения проводятся на последнем занятии (контрольном) в конце каждой темы.

        После оценки уровня по каждому из параметров (высокий. средний, низкий) и сопоставления этих данных делается вывод об уровне усвоения программы каждым ребёнком. результаты заносятся в таблицу и выносится определённое заключение, рекомендации к последующей работе.  

Материалы диагностики детей старшей группы

Блок "Моя безопасность"

1. По какому номеру телефона надо звонить для того, чтобы вызвать пожарную службу, милицию, скорую помощь.

2. Какая посуда может разбиться и поранить тебя?

3. Какие приборы нельзя включать без разрешения взрослых?

4. Во что нельзя играть'?

5. Что может плавать? А ты умеешь плавать?

Блок "Мое здоровье"

1. Какие предметы необходимы для того, чтобы ухаживать за своим телом и одеждой?

2. Кто не может жить без воды?

3. Что самое важное для жизни человека?

4. Как помогает вода тебе дома?

5. Найди полезные продукты.

Блок "Мир вокруг меня"

1. Что нужно для изготовления одежды?

2. Что нужно для приготовления пищи'?

3. Для каких животных лес — родной дом? Как надо вести себя в лесу, чтобы не навредить ему?

4. Найди знакомые времена года. Найди знакомое время суток.

5. Кто живет в воде или около воды?

Блок «Азбука общения»

I. Какой я? (ребенок смотрит в зеркало)

1. На кого ты похож? Почему?

2. Кого ты любишь? (кол-во человек).

3. На кого ты хотел бы быть похожим?

4. Что ты любишь (предпочтения)?

II. Эмоции и настроения

Сюжетные картинки, серия логических картинок.

1. Что происходит (определение сюжета)?

2. Какое настроение у героев, почему (выделение причинно-следственных связей)?

3. Как ты догадался (обоснование: мимика, жесты, позы)?

Истолкование – высокий уровень

Описание – средний

Перечисление –  низкий

Перечень используемых методических программ

1."Воспитание и обучение в детском саду".

2."Развитие зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения" под. ред. Плаксиной Л. И. Москва.

3."Методические рекомендации по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения". Фомичева Л. В. С — Пб.

4. Лазарева М. Л. "Здравствуй". "Формирование здоровья детей дошкольного возраста".

5. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. "Основы безопасности детей дошкольного возраста".

6. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. "Я, Ты, Мы".

7. Рылеева Е. В. "Открой себя, развитие самосознания дошкольников в речевой активности".

8. Николаева С. "Формирование начал экологической культуры".

9. Дмитриева А. Ю. "Энергия" — авторская программа по физ. воспитанию, оздоровлению и общему развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ

Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ...

«Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ»

данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными. Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного обр...

Аналитическая справка по итогам мониторинга реализации комплексной системы физического воспитания, направленной на развитие и формирование здорового детского организма – за 2017-2021 учебные годы в МАДОУ №51 «Зоренька»

Аналитическая справка по итогам мониторингареализации комплексной системы физического воспитания, направленной на развитие и формирование здорового детского организма –за 2017-2021 учебные годы ...

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в ДОУ

В статье описаны направления и задачи коррекционно-ращвивающей работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении...

«АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: направления и задачи коррекционной работы согласно нозологическим группам»

Презентация «АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: направления и задачи коррекционной работы согласно нозологическим группам» раскрывает структуру АОП для воспи...