Основные направления и содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Основные направления и содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук.
Исследования психологов и физиологов свидетельствуют о том, что существует определённая взаимосвязь между развитием движений рук и психическим (речевым) развитием. В коре головного мозга находятся двигательные центры, управление движениями правой руки располагается в непосредственной близости от речедвигательных центров и входят в структуру двигательного анализатора. Двигательный анализатор является аппаратом межанализаторного синтеза, объединяет межсенсорные связи. Стимулирование развития рук, их двигательное развитие ускоряет созревание двигательного анализатора, формирование его функций, в том числе его речедвигательных отделов.
Исследования Кольцовой подтвердили эту взаимосвязь, она рекомендует проводить с ребёнком специальные упражнения по развитию ручной моторики.
У детей с органическим поражением ЦНС замедлен темп формирования двигательных функций. У таких детей страдает техника движения рук. Нарушения мышечного тонуса.
При повышенном мышечном тонусе рука напряжена в кисти, с силой сжимает ручку, делает сильный нажим, при утомлении явление макрографии.
При пониженном мышечном тонусе рука вялая, с трудом удерживает ручку, нажим слабый, явлении микрографии.
В том и другом случае на низком уровне сформированы навыки самообслуживания, технические навыки (лепка, конструирование). Движения недостаточно чёткие, низкая координация движений правой и левой руки. Если с таким ребёнком не проводить специальной работы до школы, то в школе у такого ребёнка трудности при овладении письмом. Страдает зрительно-моторная координация. Ребёнок не может замкнуть линию, соблюсти пропорции. Передать форму предметов в рисунке, воспроизвести графический образ буквы.
Задачи работы по развитию мелкой моторики рук.
- Нормализация мышечного тонуса.
- Формирование различных способов захвата предметов.
- Формирование техники движений:
- Развитие точности
- Силы
- Координации движений
- Развитие зрительно-моторной координации.
Направления работы.
1. Нормализация мышечного тонуса.
При повышенном мышечном тонусе важно снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью проводят:
• Контрастный массаж (кусочки льда, а затем руки в тёплую воду).
• Массаж с помощью щетки (можно использовать сухой бассейн).
• Упражнения на релаксацию (погладить котёнка, полоща бельё).
Эффект релаксации будет большим после ощущения напряжения. Дома рекомендуются игры в воде.
При пониженном мышечном тонусе важно укрепить мышечную силу, усилить иннервацию:
- Массаж.
- Силовые упражнения.
- Сжатие резиновой игрушки.
- Игры с тестом, в тесто замешать гречку.
- Отжимание на пальцах от стены.
После силовых упражнений важно выполнить упражнения на релаксацию.
Длительность применения тех или иных упражнений зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и подбирается индивидуально.
2. Развитие общей и мелкой ручной моторики.
В рамках этого направления решаются задачи формирования навыков захвата предметов и двигательных качеств. Для решения этих задач применяются:
-Игры с мелкими предметами и игрушками. Сначала предметы большего размера, учат захватывать их:
- кистью (перекладывание, переноска, сортировка).
- щепотью захват (бусинок, горошин)
-Упражнения в нанизывании на леску или гибкий провод, нанизывание на стержень.
-Упражнения в застёгивании
-Разборные игрушки из частей
-Игры с верёвочкой
-Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
При выполнении пальчиковой гимнастики сначала ребёнок выполняет упражнения с крупными движениями; сначала в плечевом суставе, затем в локтевом, кистью, пальцами. Пальчиковая гимнастика разучивается ИНДИВИДУАЛЬНО. Начинают с ведущей руки, потом включают другую руку, затем обеими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики
Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста"...
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.
Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки...
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....
Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.
С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...
Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени
Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени...
Циклограмма-план коррекционной работы по развитию мелкой моторики
Материал для воспитателей...