ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья на тему

Волкова Светлана Владимировна

В статье представлен материал об использовании здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

    В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. К  воспитанникам предъявляются довольно высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

   В соответствии с Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к здоровью, не думает о важности показателей своего здоровья.

    В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

    Но  как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на эти вопросы можно только при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

    Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».

    Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

    Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Принцины здоровьесберегающих технологий:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип  непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип  систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип  всестороннего и гармонического развития личности;

- принцип  системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип  постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- принцип  возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

    Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Игровой стретчинг  -  активизирует  защитные силы организма детей, позволяет овладеть навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, способствует развитию и высвобождению творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
  • Динамические паузы – проводятся во время занятий  2-5 минут по мере утомляемости детей.
  • Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • Релаксация  - специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводится с целью  научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Может использоваться  спокойная классическая музыка, звуки природы.
  • Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Гимнастика для глаз проводится ежедневно в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки.
  • Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
  • Гимнастика бодрящая – проводится ежедневно после дневного сна. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей используется массажный коврик. Он массажирует ступни, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
  • Гимнастика корригирующая
  • Гимнастика ортопедическая – используется в  различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно с музыкальным сопровождением.
  • Физкультурные занятия проводятся в соответствии программой. Направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
  • Серия игровых занятий проводятся с целью формирования представлений детей о здоровом образе жизни. С применением нетрадиционных методов и приёмов, игровых сюжетов у  детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
  • Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, что гарантирует  успех реабилитационной, коррекционной и развивающей работе.
  • Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, «День здоровья»). Дети приобщаются к непосредственному участию в состязаниях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом ведут себя более непосредственно,  чем на физкультурном занятии. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку.

3. Коррекционные технологии.

  • Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.
  • Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния.
  • Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы.
  • Арттерапия – технология  воздействия цветом.
  • Психогимнастика – курс специальных этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

    Непременным условием при использовании здоровьесберегающих технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

    Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

    Важнейшим условием является преемственности детского сада с семьей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

    Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

Литература:

1.  Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.

2. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников. , Издательство «Учитель» 2009год.

3.  О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа. Издательство «Учитель» 2007год.

4.   Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005.

5.   Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.

9.   Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...