Конспект совместной деятельности с детьми по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе "Наши верные помощники"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект направлен на продолжение формирования элементарных представлений о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; интереса к познанию своего тела, навыков постановки опытов и экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_vernye_pomoshchniki.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 32
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Наши верные помощники»
Комплексная НОД по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Санкт-Петербург,2014 г.
Программное содержание
-Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
-Продолжать формировать интерес к познанию своего тела;
-Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
-Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с помощью сенсорного воспитания;
-Развивать быстроту мышления, творческое воображение;
-Развивать речь детей, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества;
-Упражнять в ориентировке по карте-схеме;
-Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
Предварительная работа:
-Беседа об органах чувств у животных и человека;
-Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Неболейка» И.Семёновой;
-Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Кабинет окулиста»
Материалы и оборудование:
-Презентация «Наши верные помощники»
-Шарф для завязывания глаз, ящик ощущений, набор мелких предметов;
-Ширма, бумага, ножницы, два стакана с водой;
-Поднос с ароматизированными предметами, салфетка;
-Клей-карандаш, три листа бумаги формата А3;
-Картинки с изображением органов чувств(глаз,нос,ухо), полезными и вредными предметами и продуктами питания;
- 7 конвертов с заданиями;
-Карта-схема прохождения маршрута;
-Зеркала по количеству детей;
- Ковролин;
- Кегли;
-Карточки с примерами, карточки с буквами для составления слова «ЗДОРОВЬЕ».
Ход занятия:
Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну притчу: Давным-давно, в Древней Греции, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека. Стали они думать, решать - куда бы это спрятать? Одни предлагали спрятать глубоко в синее море, другие за высокие горы. Как вы думаете, что же они спрятали и куда? (Предположения детей) Давайте мы с вами попробуем это узнать, и помогут нам конверты с заданиями, которые тоже спрятаны в нашей группе. Искать эти конверты, а так же то бесценное сокровище, которое необходимо человеку, мы будем по карте.
Дети рассматривают карту-схему и подходят к месту нахождения первого конверта.
Конверт № 1.
Воспитатель: Ребята, в этом конверте находятся загадки, которые нам нужно отгадать (Ответы записываются в кроссворд)
-Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (ноги)
-Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (пальцы)
-Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
-День и ночь стучит оно,
Будто бы заведено.
Будет плохо если вдруг
Прекратиться этот стук. (сердце)
-Ношу их много лет,
А счёту не знаю.
Не сею, не сажаю
Сами вырастают. (волосы)
-Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (глаза)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и заполнили кроссворд. За это вы получаете первую букву («З»). После выполнения всех заданий вы соберёте 7 букв. Из этих букв мы соберём слово и узнаем, что же спрятали боги с горы Олимп и что является самым главным у человека. И так, давайте отправимся дальше по карте на поиски следующего конверта.
По пути дети пролезают под дугой.
Конверт № 2.
Из конверта дети достают картинку с изображением глаза.
Воспитатель предлагает посмотреть на экран и послушать стихотворение:
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице две пары глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза.
Одному ребёнку завязывают глаза и задаются вопросы:
- Скажи, что у меня в руках? (ребёнок не может ответить)
- А что я сейчас делаю? (воспитатель делает 2-3 бесшумных действия – ребёнок снова не может ответить)
- Теперь сними шарф и скажи, зачем человеку глаза? (ответы детей)
- Как бы мы жили, если бы у человека не было бы глаз? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, глаза – главные помощники человека. Видеть глазами, означает пользоваться зрением. Благодаря зрению мы можем видеть всё, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года.
- А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Вспомните, как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, весёлые)
- А если человек грустит, какие у него глаза? (грустные), а если злится?(злые),если сердится?(сердитые), а если человек удивляется?(удивленные), если думает?(задумчивые), если человек веселится?(весёлые).
- Вот видите, какими разными бывают глаза у человека и у вас тоже. Давайте возьмем зеркала и посмотрим на свои глазки. Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаза, которую нам видно. Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это – радужка. У всех она разного цвета, т.е. по радужке мы можем определить цвет глаз. Какого цвета ваши глаза? (ответы детей)
- В середине радужки есть чёрная точка. Это зрачок. Зрачок регулирует количество света в глазу, может сужаться и расширяться. Если в глаз проникает сильный свет, зрачок сужается. Если света недостаточно – зрачок расширяется. Снаружи глаз защищён твёрдой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговица. От попадания пыли, пота, ветра и опасных предметов наши глаза защищают брови, ресницы и веки.
- Сейчас мы с вами проведём небольшой опыт, который поможет нам определить реакцию зрачков на различное освещение.
Детям предлагается рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещённой комнате, а потом в полумраке (закрыв глаза ладошками, создав темноту). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещённой комнате зрачки сужены, а после пребывания без света в течении нескольких минут зрачки расширяются.
- Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.
- Ребята, когда человек смотрит только одним глазом, он меньше видит. Например, если он смотрит правым глазом, то он видит только правую половину. Мы видим больше и лучше если смотрим двумя глазами.(проверяем). Вот поэтому глазки нужно беречь.
- А сейчас давайте попробуем ещё раз убедиться, можно ли обойтись без глаз. Мы поиграем с ящиком ощущений. (детям предлагается по очереди просунуть руку в ящик и описать предмет, который они там нащупали)
Наши глазки устали, давайте для них сделаем расслабляющую гимнастику:
Представьте, мы пришли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубе стоит,
Слева - ёлка на нас глядит,
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Снежинки блестят и искрятся,
На ладошки к ребятам садятся.
Молодцы, и с этим заданием справились. Получайте следующую букву (Д). И снова отправляемся в путь по карте.
Проходят по ребристой доске.
Конверт № 3.
В этом конверте ребята находят картинку с изображением уха.
- Сколько ушей у человека? Для чего нужны уши? (ответы детей)
- Да, вы правы, у всех людей по два уха и расположены они по обе стороны головы. В отличии от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие – то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.
- Давайте мы свами проведём эксперимент, чтобы понять для чего человеку два уха. Если бы у нас было бы только одно ухо, то пришлось бы крутить во все стороны не из баловства, а чтобы определить откуда издаётся звук. Закройте глаза, прижмите сильно ладонью одно ухо, а другим слушайте, где звук (звенит колокольчик и дети определяют направление звука одним ухом). А теперь откройте ухо и слушайте, не поворачивая головы.
Дети делают вывод, что когда на голове два уха, расположенные с двух сторон, то направление звука легче определить и крутить головой не обязательно.
Воспитатель: А сейчас мы свами проведём ещё один эксперимент, который называется «Большие ушки». Приложите свою ладонь к уху сзади. А теперь поверните голову по направлению звука (звучит колокольчик). Отнимите ладонь, приложите к уху снова и почувствуйте разницу. Когда ладонь за ухом, она как бы увеличивает размер ушной раковины. И тогда вы слышите звуки отчётливее и громче, ведь так?
Дети делают вывод: чем больше ушная раковина, тем слух лучше и острее.
Детям предлагается ещё одна игра на анализ слуховых раздражителей:
- Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.
( Спрятав руки за ширмой, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одного стакана в другой, шелестит бумагой, стучит ложками, разрывает бумагу, издаёт звуки ножницами). Дети каждый раз должны определить источник звука.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Получайте ещё одну букву (О) и продолжаем движение по карте.
Перешагивают через препятствия.
Конверт № 4.
Ребята вместе с воспитателем открывают конверт и достают картинку с изображением носа.
- Что на лице у нас одно? Для чего человеку нужен нос? (ответы детей)
- Послушайте стихотворение Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?» (используется презентация):
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики…
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
В доме, может так случится,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок в бутылке сладкий.
Апельсины кто принёс?
Всё пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.
Нос не может быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придёт,
Тихо спать, закрывши рот.
Ещё можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать
Днём на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывай свой нос!
Ну, теперь понятно вам
Зачем носик малышам!
Воспитатель: Некоторые считают, что нос - это только украшение для лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его к верху. Есть даже выражение: «Ишь, ты, нос задрал» или «Ну, что ты нос повесил?» Это шутка. На самом деле, даже самый маленький нос, очень важная часть тела. Носом мы дышим, а ещё можем различать различные запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим. Мы поиграем в игру «Определи по запаху»(на большом подносе, на тарелочках лежат ароматизированные предметы: фрукты и овощи. Воспитатель по очереди завязывает детям глаза и подносит к носу любую тарелочку. Ребёнок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.)
- И опять вы ловко справились с заданием и получаете ещё одну букву ( Р ). Идём дальше.
Проходят по гимнастической скамейке.
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Это можно или нет». Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать можно или нет.
- Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?
Кошку Мурку я люблю
Молочка я ей налью.
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?
Вот Барбос, бродячий пес,
Я схвачу его за хвост.
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду.
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?
Буду кушать апельсины
В них так много витаминов.
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?
На зелёный свет друзья
Вместе с мамой пойду я.
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?
Сяду с дядей я в машину,
Он покушать даст малины.
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?
- А вы можете рассказать, что ещё можно или нельзя делать, чтобы нашим органам чувств было хорошо и они не болели?(ответы детей) (ответы проверяются с использованием презентации). И снова вы получаете очередную букву (О).
Перепрыгивают из обруча в обруч.
Конверт № 5.
Воспитатель: В этом конверте находятся карточки с примерами. Возьмите по одной карточке, решите пример и вы сможете найти своё место за столом (решение примеров соответствуют цифрам, наклеенным на стульчиках). Дети занимают соответствующие места за столами и таким образом делятся на три команды. У каждой команды на столе находится лист бумаги (А3), клей – карандаши и разнообразные картинки, цифры и др. Каждой команде даётся карточка с изображением части лица (нос, глаз, лицо) и предлагается составить коллажи на заданные темы. После того, как дети сделают свои коллажи, им предлагается рассказать о данном органе чувств, о том, что вредно и полезно для него.
После выполнения дети получают очередную букву ( В) и продолжают путь по карте.
Следуя карте, путь детей проходит через тоннель.
Конверт № 6.
Воспитатель: На столе лежат карточки, на которых изображены полезные и не полезные продукты питания. Вам нужно выбрать по одной карточке с изображением полезного продукта питания и разместить на ковролине. После выполнения дети получают очередную букву ( Ь) и продолжают путь.
Проходят «змейкой» между кеглями.
Конверт № 7.
Воспитатель: А здесь нас ждёт ещё одна игра. Она называется «Покажи части тела». Я буду называя показывать части тела, но при этом специально допускать ошибки. А вы за мной будете повторять. Да смотрите, будьте внимательны, выполняйте правильно.
Показываются следующие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, щёки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы.
- Вот вы какие внимательные, не сделали ни одной ошибки и получаете последнюю букву (Е).
- А теперь давайте же попробуем из этих букв составить слово и узнаем, что же у человека самое главное.
Дети из данных букв составляют слово «ЗДОРОВЬЕ».
- Правильно, самое главное у человека это здоровье, а как вы думаете, где оно спрятано? (предположения детей)
- Совершенно верно, один из богов сказал тогда: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт человек с давних пор, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит здоровье оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из нас. А вы теперь знаете, что нужно делать, чтобы сберечь наше здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники»....
"Наши верные помощники" Комплексная НОД по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 40Колпинского района Санкт-Петербурга...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме экспериментирование «Свойства воды»
Конспект проведния занятия в старшей группе детского сада по теме Экспериментирование "Свойства воды" с использованием графических моделей "свойства воды". В конспекте используется...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».
НОД «Если хочешь быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательная задача: С...
Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования на тему"Мои верные помощники" для детей среднего дошкольного возраста
Дети экспериментируют со своими органами чувств, обсуждают вопросы гигиены органов слуха, зрения, обоняния....
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности "Поможем пингвиненку вернуться домой"
Закрепление элементарных математических представлений....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме экспериментирование (свойства воды) «Тайны воды»
Конспект занятия с детьми старшей группы дошкольного возраста. Тема занятия - экспериментирование с водой, свойства воды. На занятии используются слайды презентации, экспериментирование с водой....