Формирование основ ЗОЖ через различные виды закаливания
консультация на тему

Прокашева Наталья Николаевна

В данной статье представлен консультационный материал для педагогов о различных видах закаливания дошкольников и воспитании в ходе их реализации основ здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zozh_cherez_zakalivanie_prokasheva.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование основ здорового образа жизни

через различные виды закаливания»

21.10.2013

Подготовлено

Прокашевой НН / старший воспитатель/

Главная задача  и персонала д/с и родителей  – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести ЗОЖ с детства.

Помимо двигательной активности, составляющей основу для роста и формирования систем организма, в укреплении здоровья ребенка важнейшую роль играет организация и систематическая реализация  комплексного закаливания, закладывающая фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию.

Важно учитывать в дошкольном возрасте, что физиологические системы организма дошкольников имеют относительно небольшие резервы. Срыв в закаливающих мероприятиях опасен для ребенка. Для исключения срыва необходимо:

  • осуществлять закаливание только при полном здоровье детей,
  • постепенно увеличивать интенсивность закаливающих процедур,
  • соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливающих процедур.

Закаливание детей в МДОУ помимо специальных закаливающих процедур предусматривает также строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда детей, активный двигательный режим и др. Закаливающие мероприятия требуют специального обучения медицинского персонала, педагогов, родителей и ребенка.

Важной особенностью является постоянный и строгий контроль и оценка состояния детей всей группы.

Мотивацией для детей выступит положительный настрой педагога, беседы о здоровье детей и взрослых, внесение в группу литературы для детей. Для эффективности процедур необходимо активно поддерживать интерес и внимание ребенка в течение всей процедуры закаливания, благоприятный психологический климат в группе. Родители, являющиеся непререкаемым авторитетом должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни.

В теплом помещении имеется несколько видов закаливания, которые могут чередоваться. Подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов, подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием, Разучивание и выполнение новых нестандартных физических упражнений, танцевальных элементов, различные виды ходьбы, маршировка, построения и перестроения для ориентировки в пространстве. Важно наличие и использование спортивных снарядов – для развития и укрепления свода стопы, развитию координации движений, например, «Дорожка»: лоток с галькой и водой, ребристая доска, коврики махровые, резиновые, шерстяные, холодные, влажные. Босохождение при этом является самым доступным и простым средством укрепления связок стопы. Можно активно использовать музыкальное сопровождение  - ритмичную мажорную музыку во время воздушных ванн, босохождения или спокойной колыбельной во время перехода к дневному сну.

Нужно помнить, что умеренная физическая активность является существенным составным элементом комплексной процедуры закаливания, и первостепенным здесь выступит количество движений, степень энергичности, продолжительность их выполнения.

Основные средства закаливания – воздух, солнце, вода, самомассаж.

Закаливание воздухом – самый доступный вид закаливания. Пребывание на воздухе нужно сочетать с подвижными играми, зарядкой, бегом, ходьбой на лыжах. «День, проведенный ребенком без проглуки, потерян для его здоровья» – Г.Н. Сперанский.

Солнечные ванны – должны быть строго дозированными, соответствовать возрасту и состоянию здоровья. Нельзя загорать голодным и сразу после еды, а также если присутствуют новообразования.

Вода. К водным  процедурам относят обтирание, обливание, душ, купание в открытых водоемах. Водные процедуры тщательно продумываются, разрабатывается система постепенного снижения температуры воды.

Босохождение. Относится к методам закаливания. Также разрабатывается система хождения в помещении, затем по земле. Закаливающее воздействие объясняется, что наши стопы являются информационным распределительным щитом. Именно от стоп идут нервные импульсы ко всем внутренним органам.  Ходьба босиком, постоянно стимулируя рефлекторные информационные зоны, тонизирует организм.

Советы и рекомендации при проведении закаливающих процедур:

  1. Постепенность
  2. Систематичность
  3. Учет индивидуальных особенностей организма
  4. Разнообразие закаливающих воздействий.

Правила Закаливания:

  1. Закаливание начинают, если ребенок полностью здоров.
  2. Необходимо найти индивидуальный подход - закаливающие процедуры должны вызывать только приятные ощущения.
  3. Процедуры проводятся постоянно, без перерывов. В режиме дня также обязательны, как гимнастика.
  4. Снижать температуру воды, окружающего воздуха надо постепенно.
  5. Постоянно следить за реакциями ребенка: сном, аппетитом, полноценным питанием, весом, возбудимостью, поведением и самочувствием.

Немаловажное значение имеет отношение родителей к закаливающим процедурам. Именно они имеют непререкаемый авторитет над ребенком, именно они способны личным примером, поощрением выразить положительное отношение к закаливанию организма в целом, и к стремлению своего малыша вырасти крепким, здоровым, активным, а значит, успешным человеком. С родителями необходимо провести комплекс мероприятий, доказывающий эффективность предпринимаемых в МДОУ мер, доносить до сведения родителей информацию о снижении заболеваемости, о активности детей на занятиях и в режиме дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...

Формирование основ безопасного поведения через различные виды деятельности

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная ...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...

формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников через различные виды деятельности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки ...