Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»
материал
Доклад на тему "Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_goloborodkina_af.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по организации волонтёрского движения
в рамках дополнительного образования
«Добрые дела дошколят»
А.Ф. Голобородкина
воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»
Как уже было сказано, технология детское волонтерство имеет несколько направлений. В этом учебном году мы решили апробировать работу волонтерского движения в рамках дополнительного образования, соединив два направления – социальное и экологическое.
Почему именно в форме дополнительного образования – потому что такая работа предполагает участие детей не одной конкретной группы, а соединяет в себе детей разных групп и возрасте от 5 до 7 лет.
Для проведения дополнительного образования, нами разработана общеразвивающая образовательная программа «Добрые дела дошколят»
Программа рассчитана на два учебных года. Участниками программы выступают не только дети, но и педагоги, специалисты ДОУ, родители.
Актуальность организации, вообще, детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов и родителей. Своим примером волонтёры доказывают, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, физически здоровыми, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми и природой.
Мы растим новое поколение российских граждан. И будут ли они подготовленными к жизни в социуме, к жизни в гармонии с природой, полностью зависит от нас взрослых. Зависит от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы, любовь к природе и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации экологического волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении, ближайшем социальном и природном окружении.
Основная идея программы направлена на развитие нравственных качеств ребенка, на формирование у детей навыков экологически целесообразного поведения в природе, на привитие сострадания социальным категориям граждан таким как, ветераны, пожилые люди, дети с ограниченными возможностями, на воспитание любви к Родине.
Основой разработки программы стало решение существующей проблемы, такой как отсутствие опыта у детей дошкольного возраста в проявлении социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека и потребительском отношением к природе.
Цель программы: создание условий развития социального и экологического волонтёрского движения в детском саду как одной из форм занятости, формирование позитивных установок дошкольников на добровольческую деятельность, пропаганда идей природоохранной деятельности на благо общества, привлечение всех участников программы к решению социально значимых проблем.
Практическая значимость программы заключается во внедрении волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений. Всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники смогут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.
Новизна разработанной программы заключается в новом взгляде на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим фактором нравственного развития. Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Работа по реализации данной программы началась с цикла бесед: «Кто такие волонтеры?», «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро» и другое; с просмотра видеофильмов, демонстрирующих работу волонтеров, рассказывающих о деятельности волонтеров.
В связи с тем, что учебный год начался недавно, прошло всего три месяца, нами успешно организованы и проведены такие волонтерские мероприятия как:
- трудовой десант «Убираем листья»;
- изготовление подарков к празднику «День пожилого человека»;
- благотворительная акция «Усы, лапы, хвост!» (где дети совместно с родителями и педагогами оказали помощь фонду бездомных животных);
- Акция «Засветись на дороге» (изготовление световозвращающих элементов, которые были подарены ребятам из других групп);
- экологическая Акция «Покормите птиц зимой», приуроченная к Синичкиному дню (в данной акции также проходила совместная деятельность детей и родителей - создание съедобных кормушек);
- Акция ко «Дню Матери» (подарки для мам).
В данное время у нас подготавливается акция «Ледяных дел мастера», которая включит в себя работу по профориентации – знакомство с профессией скульптора по льду, снегу. Нами объявлен конкурс среди детей и родителей «Креативная снеговая лопатка», по завершению которого мы планируем организовать не только помощь в расчистке участка от снега, но и привлечь детей к самостоятельному созданию снеговых фигур.
Каждое занятие в рамках программы начинается не просто с того, что детям говорится о том, что они должны делать, а с некого сюрпризного момента, у нас это шляпа событий, в которой появляются письма с историями о животных, птицах, окружающей среде, предстоящих праздниках и многом другом. Каждая история несет в себе проблемную задачу, поиск решения которой дети выбирают и предлагают сами.
Успешно реализовав мероприятие, мы с детьми волонтёрами проводим рефлексию. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.
Впереди нас ждет дальнейшая интересная работа, такая как:
- оформление фотоальбома по итогам полугодия и учебного года «Наши добрые дела»;
- акции «Мешок Деда Мороза» (творческие подарки для малышей); «Подари книгу детскому саду»; «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, творческие подарки; «Посади цветок»;
- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»;
- публикация материалов на сайте учреждения о работе волонтёрского движения рамках дополнительного образования.
И как от любого вида деятельности, мы ожидаем результатов работы:
Во-первых, созданное волонтёрское движение сформирует умение ориентироваться в социуме и высокое патриотическое сознание дошкольников.
Во-вторых, привлечет семьи воспитанников к волонтёрскому движению в детском саду, повысит уровень использования педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих у детей проявлению милосердия, доброты, толерантности, любви к природе, преодолению отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечение семьи.
В-третьих, сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
В-четвертых, даст высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициативу.
И, конечно же, у детей будут развиты умения ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Расширятся связи с родителями в совместной деятельности в рамках проекта.
В дальнейшем, планируем продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада с привлечением социальных партнёров. Ведь каждый жест доброй воли, исходящий из сердца дарящего, непременно находит отражение в душе принимающего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Добрый мир"
Актуальность программы: Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Станда...
Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении....
"Система работы по Правилам дорожного движения в дошкольных группах образовательной организации"
Рекомендации для родителей...
Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»
Презентация на тему: "Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»...
Перспективный план по организации волонтёрского движения
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад №17” Перспективный план по организации волонтерского движенияв ста...
Программа дополнительного образования "Добрые дела дошколят"
Сегодня необходимо способствовать позитивной социализации детей через активную деятельность, где они смогут проявлять себя, как инициаторы и организаторы позитивных изменений в своем дошкольном ...
Проект Организация волонтерского движения «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» как инструмента формирования духовно – нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
ПроектОрганизация волонтерского движения«Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» как инструмента формирования духовно – нравственного воспитания у детей старше...