Рабочая программа "Физическое развитие. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" для детей 1 младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему
В рабочей программе представлены содержание программы, подробный тематический план на один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_1_ml.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
на 1 год
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Рабочая программа составлена на основе:
- методического пособия Ивановой А.И. Естетственно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М: ТЦ Сфера, 2005;
- методического пособия Кулик Г.А, Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека.- М: ТЦ Сфера, 2008
- Методического пособия Н.В. Полтавцевой, М.Ю. Стожаровой, Р.С. Красновой «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни». – М.: Т.Ц. «Сфера», 2013
- Методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.: «Мозайка – синтез», 2010
- Методического пособия В.А. Деркунской «Образовательная область Здоровье». – М.: издательство»Детство-пресс», 2012
Составитель: воспитатель первой квалификационной категории
Иванова Ольга Викторовна
г. Озеры Московской области
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Основные цели и задачи:
- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Рабочая программа разработана для детей 1-2 лет на 1 год, ориентирована на использование учебно-методического комплекса: составлена на основе:
- методического пособия Ивановой А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М: ТЦ Сфера, 2005;
- методического пособия Кулик Г.А, Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека.- М: ТЦ Сфера, 2008
- Методического пособия Н.В. Полтавцевой, М.Ю. Стожаровой, Р.С. Красновой «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни». – М.: Т.Ц. «Сфера», 2013
- Методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.: «Мозайка – синтез», 2010
- Методического пособия В.А. Деркунской «Образовательная область Здоровье». – М.: издательство»Детство-пресс», 2012
Реализация образовательной области в разных формах работы
Формы образовательной деятельности | ||||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность при проведении режим-ных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями детей | |
Формы организации детей | ||||
Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |
|
формирова-ние навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов. |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека:
- глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Период | Тема | Содержание | Источник |
Безопасность на дорогах | 15.09-19.09 | Дидактическая игра «Кукла Ляля умывается» | Учить (закреплять умение) самостоятельно мыть руки, последовательно выполняя все действия. | Л.Н.Павлова с.212 |
Осень | 22.09-19.09 | Беседа на тему «Верные друзья». | Учить правилам личной гигиены, побуждать детей к самостоятельному их выполнению. | Кулик с.6 |
29.09-03.10 | Игр. упр. «Найди полотенце по картинке» | Учить (закреплять умение) находить личное полотенце по картинке. Учить насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. | ||
06.10-10.10 | Беседа «Что должен был сделать мальчик, когда на него напала собака?» | Научить детей быть осторожными с бездомными животными. | ||
Я – в мире человек | 13.10-17.10 | Беседа: «Вот я какой». | Познакомить со строением тела. Помочь ребенку осознать свою половую принадлежность. Учить заботится о чистоте тела. | Кулик с.7 |
20.10-24.10 | Беседа: «Части тела, эмоции». | Обучать ориентироваться в схеме собственного тела. Учить различать понятия «Девочка-мальчик», узнавать, к какому полу относится сам ребёнок. | Хомякова. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста стр 31 | |
27.10-31.10 каникулы | Беседа «Для чего нужен язык?». | Дать детям первичные знания о языке. | А.И.Иванова стр91 | |
Мой дом | 03.11-07.11 | Дидактическая игра «Кукла Катя готовится к сну». | Учить в определенном порядке снимать одежду и аккуратно складывать снятую одежду. | |
10.11-14.11 | Беседа: «Посуда». Дидактическая игра «Кукла Оля обедает». | Учить детей правильно держать столовые приборы на примере куклы, и обращать внимание из какой посуды обедает кукла | Стр8 под ред. М.А.Васильевой | |
17.11-21.11 | Дидактическая игра «Мытье кукольной посуды». | Рассказать о необходимости соблюдения чистоты столовых приборов. | Стр217 Л.Н.Павлова | |
24.11-28.11 | Беседа: «Водичка – водичка». | Учить правильно называть предметы туалета. Закреплять уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки | Первые шаги стр324 | |
Зима | 01.12-05.12 | Дидактическая игра «Оденем тепло куклу». | Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание | М.А.Васильева стр96 |
08.12-12.12 | Дидактическая игра «Купание куклы». | Формировать представление культурно-гигиенических навыках, предметах, необходимых для водных процедур. Активизировать участие детей в купании куклы. | Л.Н.Павлова стр216 | |
15.12-19.12 | Держим ложку правильно | Формирование умения во время еды правильно держать ложку. | ||
Новый год | 22.12-31.12 каникулы | Беседа: «Чистый носик» | Формирование умения навыка пользования индивидуальным носовым платком по мере необходимости. | |
12.01-16.01 | Дидактическая игра «Одевание куклы на прогулку» | Закрепление материала НОД «Одежда». Уточнить представление об одежде, о значении вещей; способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку. | Стр90 под ред. М.А. Васильевой | |
Игрушки | 19.01-23.01 | Беседа на тему: «Полезные и вредные продукты». | Знакомить детей с понятием «продукты». Рассказать о вредных продуктах, которые не следует применять в пищу (чипсы, сухарики и пр.) и о пользе правильных продуктов (молоко, кефир, фрукты, овощи и др.) | Власенко Стр246 |
26.01-30.01 | Беседа «Познакомимся с нашими зубами». | Дать представление о значении зубов для человека | А.И. Иванова стр84 | |
02.02-06.02 | Дидактическая игра «Укладываем куклу Катю спать». | Закрепление последовательности раздевания и одевания. | ||
09.02-13.02 | Дидактическая игра «Зачем человеку руки». | Познакомить детей со значение рук. | А.И.Иванова стр147 | |
Транспорт | 16.02-2-.02 | Дидактическая игра «Почему у нас два глаза?». | Познакомить со значением органа зрения | А.И.Иванова стр117 |
23.02-27.02 | Дидактическая игра «Купание куклы Кати». | Закрепление последовательности действий при умывании. | ||
Мамин день | 02.03-06.03 каникулы | Беседа: «Предметы личной гигиены» | Формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок: навыка пользоваться индивидуальными предметами расческой. | |
Животные и птицы | 09.03-13.03 | Беседа «Сон». | Рассказать о значении сна для человека. | А.И. Иванова стр139 |
16.03-20.03 | Рассматривание плаката «Тело человека». | Закрепление название его частей и органов. | ||
Весна | 23.03-27.03 | Игровое упражнение: «Напоим куклу чаем». | Учить вытирать рот салфеткой после приема пищи. | А.И.Иванова стр102 |
30.03-03.04 | Закрепление материала НОД «Экскурсия в мед кабинет». | Рассказать детям о труде медсестры и о различном оборудовании (весы, ростомер, лекарства, шприцы) | ||
Здоровье | 06.04-10.04 | Закрепление материала НОД «Врач» | Рассказ о работе доктора. Формировать у детей положительного отношения к докторам. Рассказать о важности этой профессии. Закрепить и расширить представления детей о работе врача, его действиях и инструментах, которыми он пользуется | Л.Н.Павлова стр219 |
Пожарная безопасность | 13.04-17.04 | Беседа «Как правильно ухаживать за зубами?» | Рассказать о навыках поддержания чистоты ротовой полости. | А.И. Иванова стр 88 |
Растения | 20.04-24.04 | Закрепление материала НОД «Части тела по стихотворению «Девочка чумазая». | Учить ориентироваться в схеме собственного тела, показывать с помощью взрослого правую, левую руки, ноги. | Хомякова. Комплексные развивающие занятия стр34 |
27.04-30.04 | Игра «Что лучше: руки или ноги?». | Выявить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека | А.И.Иванова стр61 | |
Лето | 04.05-08.05 | Беседа на тему «Знакомство с ухом». | Познакомить детей со значение органа слуха. | А.И.Иванова стр113 |
11.05-15.05 | Беседа: «Как привести себя в порядок» | Закрепление умения с помощью взрослого приводить себя в порядок; навыка пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). |
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ:
- выполнение самостоятельно или при небольшой помощи взрослого доступных возрасту гигиенических процедур, владение доступных возрасту навыками самообслуживания.
- Знание первичных представлений о себе как о человеке, об основных частях тела, их функций.
- Умение (при небольшой помощи взрослого) пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Проявление навыков опрятности (замечание непорядка в одежде, устранение его при небольшой помощи взрослого).
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная – в сентябре, итоговая – в мае). Основные показатели развития детей определяются содержанием Образовательной программы образовательной организации, разработанной на основе ФГОС ДО.
ШКАЛА БАЛЛОВ
5 баллов | Выполняет задание самостоятельно, без ошибок |
4 балла | Выполняет задание с небольшой помощью взрослого, с небольшими недочётами |
3 балла | Ребёнок «слышит» инструкцию взрослого, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней. Для достижения результата необходимо уточнение, разъяснение инструкции
|
2 балла | Ребёнок, в основном, не принимает инструкцию взрослого к действию, разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата
|
1 балл | Ребёнок не справляется с заданием |
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ, КРИТЕРИИ – прилагается.
ЛИТЕРАТУРА
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014;
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа/авт.-сост. О.П.Власенко [и др.]. – Волгоград:Учитель, 2012.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.
- Бочкарева О.И. Система работы по формированию здорового образа жизни.
- Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.
- Методического пособия Н.В. Полтавцевой, М.Ю. Стожаровой, Р.С. Красновой «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни». – М.: Т.Ц. «Сфера», 2013
- Методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.: «Мозайка – синтез», 2010
- Методического пособия В.А. Деркунской «Образовательная область Здоровье». – М.: издательство»Детство-пресс», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни детей в подготовительной группе. Тема:" Я и мое тело"(строение человека и система органов чувств).
Тема: "я и мое тело(строение человека и система органов чувств). Методическ разработка(годовое планирование)....
Мониторинг образовательного процесса по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни"
В документе подобран дидактический материал по формированию ЗОЖ по программе "От рожднения до школы" Вераксы для детей средней, старшей. подготовительной к школе группе....
Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию формирование начальных представлений о здоровом образе жизни по теме: «Волшебная книга о правильном питании» в старшей группе компенсирующей направленности
Формирование представлений детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; закрепить основные пон...
Проект по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. в младшей группе
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей ...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ...
Педагогический проект по физическому развитию (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) «Я здоровье берегу», средняя группа
Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду пос...