Педагогический проект по физическому развитию (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) «Я здоровье берегу», средняя группа
материал (средняя группа)

Мальцева Юлия Владимировна

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду посредством вовлечения детей  в процесс самоорганизации спортивной жизни группы, развить устойчивый интерес к занятиям спортом и полезно-активному досугу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_zdorove_beregu.docx48.53 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

И о. заведующей МБДОУ № 21

«Золотой ключик»

________Дубакова Т. Н.

«04» сентября 2020 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

Педагогический проект по физическому развитию

(формирование начальных представлений

о здоровом образе жизни)

«Я здоровье берегу»

Сфера реализации проекта: воспитательно-образовательный процесс и свободная деятельность детей в средней группе «Солнышко».

Автор проекта:

1. Мальцева Ю. В.

База проекта:

Воспитанники средней группы «Солнышко».

Воспитатели средней группы «Солнышко».

Родители воспитанников группы «Солнышко».

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 – май 2021 г.

г. Шарыпово, 2020 г.

Пояснительная записка:

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

Актуальность:

Укрепление физического и психического здоровья детей - приоритетное направление дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и базу практических навыков здорового образа жизни.

В дошкольном детстве образ жизни ребенка формирует семья и близкое окружение. Поэтому работу по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью необходимо начинать с семьи.

Цель проекта: углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих. Прививать привычку к здоровому образу жизни.

Приоритетная образовательная область: «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).

Задачи проекта:

1. Формировать представление детей о здоровье и здоровом питании.

2. Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания, и их полезных свойствах.

3. Активизировать работу с семьёй по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни.

4. Воспитывать у ребёнка мотивы самосохранения, привычки думать и заботиться о своём здоровье.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (ФКЦМ).

Задачи:

1. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

«Художественно – эстетическое развитие».

Задача:

1. Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения о ЗОЖ, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

2. Обратить внимание ребят на то, как писатели и поэты описывают в своих произведениях здоровый образ жизни.

«Социально – коммуникативное развитие»

Задачи:

1. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

2. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

3. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

«Речевое развитие»

Задачи:

1. Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

«Физическое развитие» (физическая культура).

Задачи:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Развивать интерес к физической культуре.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Продолжительность: сентябрь 2020г – май 2021г.

Ожидаемый результат.

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2. Сформированность гигиенической культуры.

3. Улучшение соматических показателей здоровья.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная, познавательно – исследовательская.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сентябрь 2020г.).

  • Выбор темы проекта.
  • Разработка перспективного плана.
  • Подбор литературы по ЗОЖ.

2. Основной (октябрь 2020г. – апрель 2021г.)

  • Вовлечение детей и родителей в проектную деятельность.
  • Реализация проекта.

3. Заключительный (май 2021г.)

  • Проведение развлечения «По тропинкам здоровья».
  • Обобщение результатов работы.

Продукт для детей: пополнение центра «Здоровье» не традиционным спортивным оборудованием, демонстрационные плакаты о ЗОЖ, настольно печатные игры о здоровье, картотеки подвижных, малоподвижных игр, точечного массажа, дыхательной, зрительной гимнастик, лэпбук на тему «Укрепляем здоровье», развлечение «По тропинкам здоровья».

Продукт для родителей: консультации о ЗОЖ, фотовыставки, мастер класс на тему «Профилактика плоскостопия», изготовление тренажера «Бабочка», буклеты о ЗОЖ, папка – передвижка «Здоровый малыш», «Всё о дыхании ребёнка», «Ароматерапия для

детей», «Берегите зрение детей».

Продукт для педагогов: мультимедийная презентация проекта в ДОУ, мастер класс на тему «Профилактика плоскостопия», изготовление тренажера «Бабочка», выставка в ДОУ «Нетрадиционное спортивное оборудование».

Развивающая предметно – пространственная среда: центр театрализации, центр сюжетно – ролевых игр, центр ряженья, центр музыки, центр книги, центр двигательной активности, центр творчества, центр природы.

Формы отчетности по выполнению проекта.

1. Аналитический отчет о результатах реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми средней группы «Солнышко»

по проекту «Я здоровье берегу»

Сроки

Мероприятие

Задачи

Сентябрь

Тема месяца:

«Я такой»

Рассматривание иллюстраций «Тело человека».

 

Дать детям представление о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях. Повышение интереса детей к здоровому образу жизни.

Беседа «Я и моё тело».

 Формировать  представления детей о строении   человека.  Воспитывать желание быть здоровым.

Дыхательная гимнастика «Вырасту большой».

Развитие плавного, длительного выдоха.

Ситуативный разговор «Для чего нужны зубы и как за ними ухаживать».

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней).

Настольно печатная игра «Подбери одежду».

Учить, детей, подбирать одежду для кукол (мальчика, девочки).

Чтение произведения К. Чуковского «Айболит».

Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека», «Больница».

Расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Октябрь

Тема месяца:

«Мойдодыр»

Беседа: «Микробы и вирусы».

Формирование представлений о правилах личной гигиены, дать детям элементарные представления о микробах и вирусах.

Чтение художественной литературы «Девочка чумазая», «Мойдодыр».

Расширять представления детей о предметах личной гигиены, о правилах пользования ими. Формирование навыков здорового образа жизни.

Дидактическая игра  «Разложим мыло в мыльницы» (подобрать по форме).

Прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки. Развивать мышление, мелкую моторику.

Ситуативный разговор «Почему нужно мыть руки?».

Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.

Игра – драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо».

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Ноябрь

Тема месяца:

«Мы со спортом крепко дружим»

Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке.

Обогащать знания детей о видах спорта; дать представление о пользе занятий спортом. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

Отгадывание загадок про спорт.

Расширить и закрепить знания детей о видах спорта. Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.

Рассматривание альбома о видах спорта.

Развивать у детей интерес к различным видам спорта, желание заниматься ими.

Подвижная игра: «Мы весёлые ребята».

Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.

Раскрашивание раскрасок «Виды спорта».

Закрепление знаний детей о различных видах спорта, спортсменах.

Декабрь

Тема месяца:

«Здоровое питание. Витамины»

Беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Где живёт витаминка?» .

Расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит».

Формирование дыхательного аппарата.

Пальчиковая гимнастика «Овощи».

Развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Настольно – печатная игра «Разложи овощи и фрукты в корзины».

Развивать внимание, мышление, память и воображение.

Лепка «Фрукты».

Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. Воспитывать самостоятельность.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Расширить представление о работе овощного магазина, развивать игровую деятельность через обыгрывание роли,

формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Игра – драматизация «Путешествие в страну здоровья».

Воспитывать у детей желание всегда быть здоровыми, учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.

Январь

Тема месяца:

«Дружим с водой»

Беседа: «Вода – источник жизни».

Формировать знания о значении воды в жизни человека.

Пальчиковая гимнастика «Капля раз, капля два, капли медленно сперва…».

Развитие мелкой и общей моторики дошкольников.

Бодрящая гимнастика массаж лица «Умывалочка».

Воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.

Подвижная игра «Удочка».

Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Рассматривание мнемотаблицы «Дружим с водой».

Продолжать формировать у детей самостоятельность и активность в выполнении культурно – гигиенических навыков.

Чтение произведения С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».

Вызывать желание заботиться о своем здоровье с помощью художественного слова.

Февраль

Тема месяца:

«Глазки - подсказки»

Беседа: «Наши глазки».

Дать детям представление об одном из органов чувств – зрении.

Демонстрация коллажа «Наши глаза».

Объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами.

Разучивание зрительных упражнений «Муха-обжора», «Непоседа Муравей».

Предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Скорая помощь».

Расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Заучивание стихотворение А. Усачева «Футбольный мяч».

Дать знания детям о правилах поведения перехода улицы, игр на проезжей части с помощью художественного слова. Закреплять знания о транспорте.

Март

Тема месяца:

«Опасности вокруг нас»

Беседа: «Опасные предметы вокруг нас».

Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.

Дидактические игры:

 «Опасно - безопасно»,

«Скорая помощь»,

«Я знаю, что можно, что нельзя».

Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.

Чтение произведений:

С. Маршак «Кошкин дом»,

В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность с помощью художественного слова.

Папка-передвижка: «Учим детей основам безопасности».

Обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице.

Апрель

Тема месяца:

«Личная гигиена»

Беседы: «Умывание каждый день», «Средства гигиены».

Закреплять знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности (мыло, полотенце, зубная паста). Формировать умение детей как нужно ухаживать за зубами и правильно питаться.

Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки».

Формировать умение детей делать выводы, мышление, вызвать радость от открытия полученных опытов.

Дидактическая игра

«Нас лечат врач и медсестра».

Расширять представления детей о профессии врача и медсестры. Учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять.

Чтение произведения З. Александрова «Купание».

Закреплять знания о необходимости соблюдения личной гигиены с помощью художественного слова.

Рисование «Красивое полотенце».

Закреплять КГН с помощью рисунка.

Игра – драматизация «Мой день»

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Май

Тема месяца:

«Закаляйся - если хочешь быть здоров»

Беседы: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»,

«Как стать сильными и здоровыми»,  «Лето красное – для здоровья время прекрасное».

Сформировать представление о пользе закаливания в летний период.

Дидактические игры:

«Утро начинается», «Что такое хорошо, что такое плохо»,

«На прогулке».

 

Закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животным.

Рассматривание альбома «Закаляйся - если хочешь быть здоров».

Расширить и закрепить знания детей о видах закаливания. Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.

Рисование (коллективное) «Солнце, воздух и вода».

Продолжать познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека.

Проведение спортивно – развлекательного мероприятия «По тропинкам здоровья».

Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей с помощью подвижных игр и игр – эстафет, закреплять умение активно участвовать в играх с элементами соревнования.

План работы с родителями средней группы «Солнышко»

по проекту «Я здоровье берегу»

Сроки

Мероприятие

Цель

Сентябрь

1. Родительское собрание.

2. Представление проекта.

3. Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».

Ознакомление родителей с содержанием работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность.

Октябрь

1. Советы для родителей «Микробам нет!».

2. Конкурс рисунков «Микробы полезные и вредные».

Охрана здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни.

Ноябрь

1. Консультация для  родителей «Значение спорта в жизни детей».

2. Фотовыставка «Мама, папа, я – спортивная семья!».

Познакомить родителей с необходимостью организации двигательного режима детей  дошкольного возраста.

Декабрь

1. Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика».

2. Буклет «Полезные продукты».

Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой, своеобразной зарядкой нервной системы, помогающей сбросить напряжение, которая к тому же, является средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.

Январь

1. Папка-передвижка: «Закаливаем детей дома».

2. Мастер класс на тему «Профилактика плоскостопия», изготовление тренажера «Бабочка».

Рассказать родителям о методах и принципах закаливания, развить интерес к самостоятельному закаливанию детей в домашних условиях.

Февраль

1. Оформление папки

передвижки «Берегите зрение детей».

2. Памятка «Гимнастика для глаз»

Охрана здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни; профилактика и коррекция нарушений зрения.

Март

Консультация «Безопасность ребёнка».

Развивать умение взрослых воспитывать у ребёнка внимательность и осторожность на улице; внимательное отношение к повседневной ситуации во время прогулок.

Апрель

1. Папка передвижка «Здоровый малыш».

2. Консультация: «Культурно гигиенические навыки и их значения в развитие ребенка».

Объединение усилий родителей и педагогов в вопросе по формированию у детей культурно-гигиенических навыков.

Май

Родительское собрание.

Представление результатов проекта.

Обмен опытом по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

Привлечь родителей к обмену опытом ЗОЖ дошкольников в семье.

Технологическая карта «Материалы и оборудование»

Центр речевого развития

Коммуникативная деятельность.

Чтение художественной литературы: (К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр» «Девочка чумазая», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», С. Маршак «Кошкин дом», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», З. Александрова «Купание»).

Рассматривание иллюстраций («Тело человека»).

Ситуативные разговоры: («Для чего нужны зубы и как за ними ухаживать», «Почему нужно мыть руки»).

Дидактические, настольно – печатные игры: («Подбери одежду», «Разложи мыло в мыльницы», «Разложи овощи и фрукты в корзины», «Опасно - безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя», «Нас лечат врач и медсестра», «Утро начинается», «Что такое хорошо, что такое плохо», «На прогулке»).

Загадки о спорте.

Рассматривание (мнемотаблицы, коллажи, плакаты, альбомы: («Виды спорта», «Дружим сводой», «Наши глаза», «Закаляйся - если хочешь быть здоров»).

Заучивание (считалки, потешки, стихотворения (А. Усачев «Футбольный мяч»).

Информационный центр для родителей.

Сотрудничество с родителями

Консультации («Формирование здорового образа жизни у дошкольников», «Значение спорта в жизни детей», «Дыхательная гимнастика», «Безопасность ребёнка», «Культурно гигиенические навыки и их значения в развитие ребенка»).

Советы по ЗОЖ («Микробам нет!»).

Конкурсы («Микробы полезные и вредные (рисунки)»).

Фотовыставка («Мама, папа, я – спортивная семья!»).

Буклет («Полезные продукты»).

Папки передвижки («Закаливаем детей дома», «Берегите зрение детей», «Здоровый малыш»).

Памятка («Гимнастика для глаз»).

Мастер класс («Профилактика плоскостопия», изготовление тренажера «Бабочка»).

Центр физического развития.

Дыхательная гимнастика («Вырасту большой», «Каша кипит»).

Подвижные игры («Мы весёлые ребята», «Удочка».

Пальчиковые игры («Овощи», «Капля раз, капля два, капли медленно сперва…»).

Бодрящая гимнастика (массаж лица «Умывалочка»).

Зрительная гимнастика («Муха-обжора», «Непоседа Муравей»).

Спортивно – развлекательное мероприятие («По тропинкам здоровья»).

Центр социально-коммуникативного развития (уголок ряженья и театрализации)

Сюжетно – ролевые игры: (Больница», «Скорая помощь», «Овощной магазин», «Аптека»).

Игры – драматизации: («Мой день», «Путешествие в страну здоровья»).

Центр художественно – эстетического развития

Продуктивная деятельность

Раскрашивание раскрасок («Виды спорта»).

Лепка («Фрукты»).

Рисование («Красивое полотенце»).

Коллективное рисование («Солнце, воздух и вода»).

Центр познавательного развития.

Игра-экспериментирование («Грязные и чистые ручки»)

Оборудование: мыльница, мыло, губка, щётки, кукла Даша, картинка микроба, алгоритм мытья рук, вода, полотенце, ванночка.

Беседы: («Я и мое тело», «Микробы и вирусы» «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Вода – источник жизни», «Опасные предметы вокруг нас», «Умывание каждый день», «Средства гигиены», «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья», «Как стать сильными и здоровыми»,  «Лето красное – для здоровья время прекрасное»).

Список литературы:

1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011. - 240 с.

2. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект - Айрис-пресс, 2007.

3. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96 с.

4. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду», М, «Мозаика-Синтез», 2000 г.

5. Чабовская А.П. Гигиена детей дошкольного возраста.

6. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

7. В.А Зебзеева «Организация режимных процессов в ДОУ».

Интернет ресурсы:

1. https://www.myfitnesspal.com/

2. http://www.takzdorovo.ru/deti/doshkolniki-i-mladshie-klassy/

3. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/kratkosrochnyj-proekt-nedeli-zdorovya-my-zdorove-sberezhjom-v-srednej-gruppe.html

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/05/02/proekt-bud-zdorov-v-sredney-gruppe

5. https://rocit.ru/raccoon/98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО» в средней группе

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников в средней группе

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры, привычек и навыков родителей. Актуальной здесь будет рус...