"автомобиль"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Доморадова Ольга Ерасовна

Учить детей понимать жанровые особенности рассказа.видеть его начало, основную часть и завершающую часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»

Конспект занятия по ознакомлению детей
с художественной литературой

Цели

Образовательные:

  • Учить детей понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную часть и завершающую часть;
  • Учить оценивать поступки героев.

Воспитательная:

  • Развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Развивающие:

  • Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;
  • Учить детей анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

Ход ЗАНЯТИЯ
Часть 1

Выразительное чтение рассказа

Воспитатель напоминает детям тему недели, беседует с ними о необходимости соблюдать элементарные правила безопасного поведения на улицах города.

Воспитатель:

—А сегодня я хочу прочитать вам рассказ о двух друзьях, которые поступили очень необдуманно, и это едва не привело к несчастью. Написал его детский писатель Николай Носов. Называется рассказ «Автомобиль».

Н. Носов

АВТОМОБИЛЬ

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофер из машины вылез и куда-то ушел. Мы подбежали. Я говорю:

— Это «Волга».

А Мишка:

-- Нет, это «Москвич».

  • Много ты понимаешь! — говорю я.
  • Конечно, «Москвич», — говорит Мишка. Посмотри, какой у него капор.
  • Какой, — говорю, — капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины — капот! Ты посмотри, какой кузов.

Мишка посмотрел и говорит:

  • Ну, такое пузо, как у «Москвича».
  • Это у тебя, — говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.
  • Ты же сам сказал «пузо».
  • «Кузов» я сказал, а нс «пузо»! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!

Мишка подошел к автомобилю сзади и говорит:

  • Л у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» — буфер.

Я говорю:

  • Ты бы лучше молчал. Выдумал еще буфер какой-то. Буфер это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у «Москвича», и у «Волги».

Мишка потрогал бампер руками и говорит:

  • На этот бампер можно сесть и поехать.
  • Не надо, — говорю я ему.

А он:

  • Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем.

Тут пришел шофер и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:

  • Садись скорей! Садись скорей!

Я говорю:

  • Не надо!

А Мишка:

  • Иди скорей! Эх ты, трусишка!

Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит:

  • Я спрыгну! Я спрыгну!
  • Не надо, — говорю, - расшибешься!

А он твердит:

  • Я спрыгну! Я спрыгну!

И уже начал отпускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:

  • Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задави т!

Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрестке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу верх. Автомобиль остановился, а я все тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:

  • Держись, дурак, крепче!

Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.

  • Слезай, — говорю Мишке.

А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофер из кабины вылез — все на него набросились:

  • Не видишь, что у тебя сзади делается?

А про нас забыли. Я шепчу Мишке:

  • Пойдем!

Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!

Потом Мишка говорит:

  • Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофера жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?

Я говорю:

  • Надо было остаться и сказать, что шофер не виноват.
  • А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.

Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:

«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват, виноваты мы с Мишкой: мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».

На конверте написали:

«Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру».

Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдет.

Часть 2

Беседа о содержании прочитанного

Воспитатель беседует с детьми, направляя ход беседы вопросами:

  • Как вы поняли, что «Автомобиль» - это рассказ? А может быть, это сказка или басня?
  • Кто главные герои рассказа?
  • Вспомните, какие ошибки делал Мишка в описании составных частей машины? Действительно ли он был таким специалистам по автомобилям, каким хотел казаться своему другу?
  • Подумайте и скажите, было ли решение прокатиться на бампере автомобиля смелым? Как можно назвать этот поступок?
  • Как вы думаете, почему ребята решили прокатиться на бампере? Хорошо ли они представляли себе все последствия своего поступка, всю его опасность?
  • Подумайте и скажите, что могло бы случиться с мальчиками во время этой прогулки?
  • Как вы считаете, в чем заключается главная мысль этого рассказа? (Здесь важно подвести детей к мысли, что все свои поступки, действия на улице надо просчитывать, пытаться предвидеть, к каким последствиям они могут привести.)

-А теперь давайте вспомним, с чего начинался рассказ, что происходило в основной его части и чем он закончился.

Часть 3
Пересказ

Воспитатель предлагает детям разделиться на команды по четыре человека (или сам приглашает четверых детей), которые будут коллективно пересказывать рассказ «Автомобиль». Первый ребенок начинает пересказ, второй и третий излагают основную его часть, четвертый завершает. Можно выслушать 1-2 подгруппы детей.

Часть 4

Игры-драматизации по содержанию рассказа

Воспитатель предлагает детям разыграть следующие этюды:

  • Представьте себе Мишку и его друга, рассматривающих автомобиль. О чем они беседуют? Представьте себе Мишку. Наверное, он хочет показаться большим знатоком. Но потом понимает, что на самом деле он все путает. Какой у него при этом вид? (Сконфуженный, он покраснел, застеснялся, быть может, даже разозлился немного.) Л с каким видом разговаривает его друг? Наверное, он чувствует свое превосходство. Как он объясняет Мишке его ошибки? По-дружески, снисходительно или насмешливо? Постарайтесь разыграть эту сценку;
  • А вот Мишка решил прокатиться на бампере и зовет своего друга. Как он говорит. Можно сказать, что он поддразнивает своего друга?
  • Машина тронулась с места, набирает скорость. Друзья не ожидали, что она поедет так быстро. Они напуганы. Постарайтесь изобразить, как они испуганно вцепились в бампер;
  • Машина остановилась. Ребята наконец стоят на земле. Какие чувства они при этом испытывают. Как вы думаете, их испуг уже прошел?
  • Их уже окружили люди, подбежал милиционер. Ребята растеряны, они стараются казаться как можно меньше, чтобы милиционер их не заметил. Попробуйте изобразить выражение их лиц, движения. Воспитатель:
  • А теперь давайте попробуем еше раз пересказать эту ис торию, но выразительно, в лицах. Постараемся при пересказе показать чувства героев, которые они испытывают в настоящий момент. Теперь вы должны объединиться по трое. Один будет рассказывать за Мишку, другой — за его друга, третий — за автора. К то хочет попробовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для студентов Педагогического колледжа №18 «Митино» Тема: "Приехал зайка на автомобиле"

Тема:«Приехал зайка на автомобиле» Задачи: Учим детей различать грузовой и легковой автотранспорт. Правильно называть части машины: кабина, кузов, колеса, руль, дверцы. Вовлекать детей...

Организация безопасности детей при перевозке в автомобиле.

Информация для родителей о специальных детских удерживающих устройствах для перевозки детей в автомобиле...

"Дети, прогулка, автомобиль"

дети, прогулка, опасность...

Доклад: "Безопасность детей в автомобиле".

Практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. В подавляющем большинстве случаев эти трагедии на совести взрослых, причем зачастую самых близких людей родите...

Проект "Как автомобиль стал автомобилем"

Цель проекта: формирование у детей представления об истории эволюции легкового автомобиля и развития автомобилестроения.Задачи: Образовательные: закрепить и систематизировать знания об истории развити...

Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе группе МБДОУ №3 «Рябинка» «История появления автомобиля» ко дню Автомобиля в подготовительной группе.

Ключевые слова: автомобиль, правила дорожного движения, история транспорта, виды транспорта,Аннотация: данный конспект составлен с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей поя...