Сообщение к педсовету «Социокультурные реабилитационные технологии»
методическая разработка по теме
Сообщение к педсовету "Социокультурные реабилитационные технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_k_pedsovetu_sotsiokulturnye_tekhnologii.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
- Тема, заявленная для обсуждения, актуальна, поскольку одним из наиболее развивающихся направлений в области социальных наук и практики на современном этапе является социально – культурная реабилитация разных категорий детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.
- Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво.
- Таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации. Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации это инвалиды.
- Специалисты отделения социальной реабилитации ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Эти задачи достигаются такими мероприятиями, как участие в играх, занятиях в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы.
- В настоящие время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.
- Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными
Понятие и содержание социально - культурной реабилитации
Социально – культурная реабилитация – это процесс приобщения человека к достояниям духовной и материальной культуры, а также реализации им собственного творческого, художественного и интеллектуального потенциала.
Социальная реабилитация как сложный, многокомпонентный процесс включает в себя несколько видов:
- Социально медицинскую реабилитацию
- Социально – бытовую реабилитацию
- Социально – средовую реабилитацию
- Социально – профессиональную реабилитацию
- Социально – культурную реабилитацию
Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Игровая терапия
- Игровая терапия –это комплекс социально – культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игр.
- Цель игровой терапии – активизация формирования произвольности психических процессов: памяти и внимания, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно – двигательной и волевой активности
- Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Можно выделить пять признаков, по которым игру.
Куклотерапия
- Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить.
- Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
- Игрушки – игровые предметы, изображающие живое существо или модель неодушевленного мира.
- Функции игрушек:
- Оживляют мир игры;
- Помогают выразить стремление получать знания4
- Приближает желаемое, интересное.
Арт – терапия
- Арт – терапия – это реабилитационная технология, основанная на использование средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов. Психологов, социальных работников, дефектологов
- Основная техника арт – терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».
Музыкотерапия
- Музыка – источник особой детской радости.
- Музыка способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально – психических состояний человека.
- Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
- Музыкотерапия -- разновидность психотерапии, это целительное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека при неврозах, реактивных состояниях, стрессах, субдепрессиях; так же контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой»
Пескотерапия
- Пескотерапия это по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. Пескотерапия это игра с символами, которые помогают услышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
- Песочная терапия для ребенка – возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.
Иппотерапия
- Иппотерапия - лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде.
- Иппотерапия охватывает широкий круг заболеваний;
- - нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита ;
- -поражение органов чувств (слепота, глухота);
- - психические заболевания (аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении);
- умственная отсталость(олигофрения, синдром Дауна и др.);
- - различные нарушения социальной адаптации»
- - послеоперационная реабилитация.
Таким образом, успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение к педсовету на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»
Сообщение к педсоветуна тему:«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»...
Сообщение на педсовет «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно – математичекую деятельность с применением социо – игровой технологии».
сообщение для педагогов...
Сообщение к педсовету "Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"
quot;Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"...
Сообщение к педсовету"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Описание здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Сообщение для педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня».
В статье раскрываются здоровьесберегающие технологии, которые используются в работе с детьми для сохранения и укрепления их здоровья....
Сообщение на педсовете " Использование игровых технологий"
Материал содержит теоретическую часть выступления и практический мастер- класс применения игровых технологий с детьми младшего дошкольного возраста....
Сообщение к педсовету №4 "Реализация программы "Социокультурные истоки в музыкальном развитии дошкольников (с элементами практики)"
Сообщение к педсовету №4 "Реализация программы "Социокультурные истоки в музыкальном развитии дошкольников (с элементами практики)"...