Сообщение к педсовету «Социокультурные реабилитационные технологии»
методическая разработка по теме

Могильченко Оксана Анатольевна

Сообщение к педсовету "Социокультурные реабилитационные технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_pedsovetu_sotsiokulturnye_tekhnologii.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Введение

  • Тема, заявленная для  обсуждения, актуальна, поскольку одним из наиболее развивающихся направлений в области социальных наук и практики на современном этапе является социально – культурная реабилитация разных категорий детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
  • Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.
  • Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво.
  •  Таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации. Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации  это инвалиды.
  • Специалисты отделения социальной реабилитации ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Эти задачи достигаются такими мероприятиями, как участие в играх, занятиях в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы.
  • В настоящие время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.
  •  Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными

Понятие и содержание   социально -  культурной реабилитации

Социально – культурная реабилитация – это процесс приобщения человека к достояниям духовной и материальной культуры, а также реализации им собственного творческого, художественного и интеллектуального потенциала.

Социальная реабилитация как сложный, многокомпонентный процесс включает в себя несколько видов:

  • Социально медицинскую реабилитацию
  • Социально – бытовую реабилитацию
  • Социально – средовую реабилитацию
  • Социально – профессиональную реабилитацию
  • Социально – культурную реабилитацию

Данное взаимодействие включает в себя, с  одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

 Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Игровая терапия  

  • Игровая терапия –это комплекс социально – культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игр.
  • Цель игровой терапии – активизация формирования произвольности  психических процессов: памяти и внимания, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно – двигательной и волевой активности
  • Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Можно выделить пять признаков, по которым игру.

   Куклотерапия

  • Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить.
  • Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
  • Игрушки – игровые предметы, изображающие живое существо или модель неодушевленного мира.
  • Функции игрушек:
  • Оживляют мир игры;
  • Помогают выразить стремление получать знания4
  • Приближает желаемое, интересное.

Арт – терапия

  • Арт – терапия – это реабилитационная технология, основанная на использование средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов. Психологов, социальных работников, дефектологов
  • Основная техника арт – терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».

Музыкотерапия

  • Музыка – источник особой детской радости.
  • Музыка  способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально – психических состояний человека.
  • Музыка помогает детям осваивать мир  человеческих чувств, эмоций, переживаний.
  • Музыкотерапия -- разновидность психотерапии, это целительное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека при неврозах, реактивных состояниях, стрессах, субдепрессиях; так же контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой»

Пескотерапия 

  • Пескотерапия это по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со  сверстниками и с внешним миром, выражать свои  эмоции и чувства. Пескотерапия это  игра с символами, которые помогают услышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
  • Песочная терапия для ребенка  возможность его  самовыражения. Вода, песок, фигурки  животных и людей,  предметы способны помочь малышу  раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда   трудно передать словами. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом  сеансы песочной терапии  дают ощущение полной свободы и защищенности.

Иппотерапия

  • Иппотерапия  - лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт  или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде.
  • Иппотерапия охватывает широкий круг заболеваний;
  • - нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита ;
  • -поражение органов чувств (слепота, глухота);
  • - психические заболевания  (аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении);
  • умственная отсталость(олигофрения, синдром Дауна и др.);
  • - различные нарушения социальной адаптации»
  •  - послеоперационная реабилитация.

Таким образом, успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к педсовету на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»

Сообщение к педсоветуна тему:«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»...

Сообщение к педсовету "Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"

quot;Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"...

Сообщение для педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня».

В статье раскрываются здоровьесберегающие технологии, которые используются в работе с детьми для сохранения и укрепления их здоровья....

Сообщение на педсовете " Использование игровых технологий"

Материал содержит теоретическую часть выступления и практический мастер- класс применения игровых технологий с детьми младшего дошкольного возраста....

Сообщение к педсовету №4 "Реализация программы "Социокультурные истоки в музыкальном развитии дошкольников (с элементами практики)"

Сообщение к педсовету №4 "Реализация программы "Социокультурные истоки в музыкальном развитии дошкольников (с элементами практики)"...