Сообщение для педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня».
статья
В статье раскрываются здоровьесберегающие технологии, которые используются в работе с детьми для сохранения и укрепления их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedsoveta_skazka.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение для педсовета
«Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня».
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из основных задач дошкольного образования. Одним из средств решения этой задачи становится применение здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
- Рациональное питание.
- Оптимальная двигательная активность.
- Соблюдение режима дня.
- Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков в группе оборудован физкультурный уголок.
Для оптимальной двигательной активности детей в своей работе мы используем следующие мероприятия: утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения, физкультминутки, динамические паузы, пальчиковую гимнастику, подвижные игры, совместно с инструктором по физическому развитию проводим непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении с музыкальным сопровождением (в зависимости от погодных условий). Дети занимаются в физкультурной форме.
Гимнастика после дневного сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В начале проводится разминка в постели. Дети постепенно просыпаются и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют упражнения. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. Например: Велосипед», «Нарисуй радугу» поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе.
Что за чудо- красота,
Расписные ворота!
В небе радуга повисла.
Как цветное коромысло!
После гимнастики пробуждения проводится ходьба по дорожкам здоровья.
В перерывах между занятиями, мы проводим двигательную разминку. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятся физкультминутки. Например: «Буратино», «Ветер дует» и др.
Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть –попрошу вас тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Ежедневно проводим пальчиковую гимнастику.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Например: «Моя семья», «Цветок», «Чей дом» и др.
Так же ежедневно проводим подвижные игры. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни. В группе проводим такие игры как: подвижная игра «Хитрая лиса», «Два мороза», «Мы веселые ребята» и др.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. В содержание прогулки включаем подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках, лыжах, занятия общей физической подготовкой).
Для профилактики нарушений зрения дошкольников используем зрительную гимнастику. Гимнастику для глаз выполняем по 2-4 мин. Правило: при выполнении упражнений голова неподвижна. Например: плотно закрыть глаза, затем широко открыть их (5-6 раз, интервал – 30сек).Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Смотреть, не поворачивая головы, влево-вправо, вниз-вверх, (6-8 раз).Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке (вниз-влево, вверх-вправо), против часовой стрелки (вниз-вправо, вверх-влево) (6-8 раз). Есть зрительная гимнастика в стихотворной форме. Например:
Посмотрите далеко,
(дети вытягивают руки вперёд и смотрят на кончики пальцев)
Посмотрите близко,
(смотрят на ладошки перед глазами)
Посмотрите высоко,
(руки вверх, смотрят на кончики пальцев)
Посмотрите низко.
(руки вниз, смотрят на кончики пальцев)
Руку в сторону веду,
(руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев)
А затем веду другую,
(руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев)
А потом огромный круг
Я глазами нарисую.
(пальчиками «рисуют» круг по часовой стрелке, затем против, следя за ними глазами)
Для профилактики простудных заболеваний в своей работе применяем: витаминотерапию, закладывание оксолиновой мази в носовую полость, прием лука и чеснока с первым блюдом.
По предупреждению вредных привычек и формирование полезных привычек с дошкольниками проводим беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Во всех видах деятельности следим за осанкой детей.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает нам решать задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду.
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. На артикуляционные упражнения отводится до 10-12 минут.
1. « Улыбка» Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
– Посмотрите, – говорит,
– Я теперь – лягушка!
2. «Трубочка» Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой
Мимическая гимнастика. Лучшим средством эмоционального является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
- познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
- развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
- усилить глубину и устойчивость чувств;
- разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Например: выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.
Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»
1.«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня
Планирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня...
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня...
Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами, которые я пользуюсь в своей...
Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня ДОУ»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами:Конвенция о правах ребёнка.Констит...
Сообщение к педсовету "Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"
quot;Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"...
Сообщение к педсовету"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Описание здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Сообщение на педсовете " Использование игровых технологий"
Материал содержит теоретическую часть выступления и практический мастер- класс применения игровых технологий с детьми младшего дошкольного возраста....