Сообщение на педсовет «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно – математичекую деятельность с применением социо – игровой технологии».
статья по математике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»»
Сообщение к педсовету
на тему «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно – математичекую деятельность с применением социо – игровой технологии».
Параничева О.Н.
воспитатель
г. Советский, 2014 год
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В нашем дошкольном учреждении много лет используются современные технологии: здоровьесберегающие, экологические. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого развития ребенка.
Социологические исследования дошкольной сферы показывают, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Все остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционные организованные занятия интересуют лишь 20% ребят. Чтобы вызвать у детей интерес к занятиям по развитию познавательно-математического содержания, необходимо использовать социоигровую технологию. Развитие интелекта –это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем.
Внимание, уважение, искренне выражение чувств, доверие во взаимоотношениях с детьми способствует пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребенке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я». Универсальные ценности самого ребенка помогают открыть ценности других через способы социо – игровой технологии:
1. образовывать малые группы, пары, тройки;
2. договариваться и выполнять работу в малой группе;
3.соблюдать правила социо – игр;
4. гостевой обмен опытом.
При проведении игровых заданий и упражнений необходимо придерживаться следующих правил социо – игровых подходов к педагогике:
1.Позиция воспитателя. Воспитатель – равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
2. Педагог снимает с себя роль судьи и передает её детям, предопределяя снятие страха ошибки (и тогда каждый ребенок – особенный, талантливый)
3. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений, навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
4. Смена обстановки, т.е. когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приемной, музыкального зала.
5. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
6. Преодоление трудностей у детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно, - интересно.
7. Движение или активность, жизнь детей в малых группах.
При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаются условия:
- не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признается равноправным;
- создание ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества;
- ставить детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи воспитателя добиваются положительных результатов;
- создание атмосферы эмоционального подъема и раскрепощенности;
- развивать в детях уверенность в себе и своих товарищах;
- проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
- проявлять желание достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты;
- необходимо помочь детям снять чувство страха за ошибку, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.
Начиная с самых первых занятий можно предлагать задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры – маленькие; или красный круг, потому что все остальные фигуры – зеленые. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и не верным, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
Большое значение имеет развивающая среда созданная в группе: дидактические игры (сенсорные, моделирующего характера, ребусы, игры-головоломки, Танграм
Широко можно использовать иллюстрации, фильмы.
Формируя интеллектуальные способности у детей через математическую деятельность с применением социо – игровой технологии, можно отметить, что при поступлении детей в школу, они умеют: обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение возникающих проблем. У них увеличивается объем памяти и внимания, они умеют вести диалог, рассуждать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городская неделя "Специалист" "Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой техники" Организованная образовательная деятельность "Космическое путешествие"
Поможет воспитателем проводить занятия по математике более интересными и увлекательными...
Городская неделя "Специалист" "Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой техники" Организованная образовательная деятельность "Космическое путешествие"
поможет выполнять все так как требует программа...
Городская неделя "Специалист" "Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой техники" Организованная образовательная деятельность "Космическое путешествие"
Поможет в будущем педагогам работать с детьми более интереснее....
Неделя «Специалист» По проблеме «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно – математическую деятельность с применением социо – игровой техники»
Задачи: 1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент. 2. продолжать учить различать один и много предметов. 3. Формировать представления о ...
конспект по теме "Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой техники"
"Путешествие в страну математики" в старшей группе с ФФНР...
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии
Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат зн...