Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы. Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей выработать у детей радушное отношение к своему организму, привить необходимые санаторно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Индивидуальные отклонения в здоровье и физическом развитии так многочисленны, что переход из состояния, которое еще является нормой в состоянии патологии, часто бывает незаметным. Новые медико-педагогические технологи управления здоровьем детей предусматривают научный подход к работе персонала, совершенствование диагностики, методов оценки состояния здоровья детей, организации реабилитационных мероприятий в местных условиях.
У нас в детском саду сложилась система методической работы. На педагогических советах, семинарах, консультациях обсуждаются вопросы общего и индивидуального в развитии детей. В разные режимные моменты проводится рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление дошкольного образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией» №75 «Алсу»
Сообщение из опыта работы.
«Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста»
Составила: воспитатель Сергина И.А.
г.Нижнекамск
2012 г.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы. Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей выработать у детей радушное отношение к своему организму, привить необходимые санаторно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Индивидуальные отклонения в здоровье и физическом развитии так многочисленны, что переход из состояния, которое еще является нормой в состоянии патологии, часто бывает незаметным. Новые медико-педагогические технологи управления здоровьем детей предусматривают научный подход к работе персонала, совершенствование диагностики, методов оценки состояния здоровья детей, организации реабилитационных мероприятий в местных условиях.
У нас в детском саду сложилась система методической работы. На педагогических советах, семинарах, консультациях обсуждаются вопросы общего и индивидуального в развитии детей. В разные режимные моменты проводится рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей.
Нетрадиционная форма оздоровления детей практикуется в нашем детском саду. Это:
1. Дыхательная гимнастика, В основном проводится в игровой форме, начиная с раннего возраста, педагоги проводят упражнения на всех занятиях. Музыкальное занятие: например, русская народная мелодия «А я по лугу...». Дышим одной ноздрей (для укрепления мышц дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей). Исходное положение сидя или стоя. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох, тоже самое повторить левой ноздрей. А в какие режимные моменты вы проводите дыхательную гимнастику? Певческие упражнения?
2. На занятиях по развитию речи и ФЭМП я использую физкультурные минутки (их длительность составляет 1,5 - 2 минуты) с комплексом упражнений с выходом из-за столов. Например, «Ветер дует нам в лицо...» и минутки здоровья, например, комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц глаз: «Посмотрим: прямо, вправо, влево, вверх и вниз. А теперь «нарисуем» круг (квадрат) глазами». Для снятия усталости с мышц кистей рук можно провести всем известную пальчиковую гимнастику: «Мы писали, мы писали...». Я вам предложила самый известный комплекс физкультурной минутки. Эти все упражнения проводятся в течение всего учебного года. А какие вы, уважаемые коллеги, используете в своей работе?
3. Во время зимнего и весеннего отдыха (т.е. каникулы) на свежем воздухе провожу игры соревновательного характера, где использую упражнения на развитие двигательной активности. Сюда входят беговые упражнения, подвижные игры, а также упражнения с лазанием.
4. Следующий метод это утренняя гимнастика. Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой на свежем воздухе способствует развития у детей правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем, подготавливают организм детей к тем нагрузкам, которые предстоит им преодолеть в процессе деятельности в течение дня. Длительность в старшем дошкольном возрасте 8-10 минут. Утренняя гимнастика включает в себя: ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнения для различных мышечных групп. Совет воспитателям: еженедельно выставлять перечень с комплексом утренней гимнастики в родительский уголок, так как родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, чтобы и дома можно было включать их в утреннюю зарядку.
5. Закаливание это один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, а, следовательно, к простудным заболеваниям. Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта:
- систематичность применения закаливающих процедур во все времена года;
- постепенность увеличения силы раздражающего воздействия;
- учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка.
Из общих методов закаливания использую: ежедневные трехразовые прогулки (в теплый период года); двухразовые (в холодный период года, при любой погоде, когда температура воздуха не ниже 18°С); облегченная одежда в группах (в зависимости от температуры воздуха), проветривание помещений, а также умывание детей водой с постепенным снижением температуры (от +28°С до +20°С). Последний вид закаливания предлагаю использовать вам в своей работе. У нас в детском саду используется «контрастное закаливание». Этот способ закаливания имеет определенные преимущества: у детей с аллергическими реакциями предотвращается сужение сосудов, которое вредно для ребенка (температура - от 42°С до 10°С, резиновые коврики - массаж).
Душ - сильнодействующее закаливающее средство. Летом применяется гигиенический душ после прогулки.
Хождение босыми ногами - начинаю с 4-х летнего возраста. Постепенно увеличиваю время на две минуты (ежедневно), доводя его с трех минут до 15 минут. Полоскание горла и полости рта кипяченой водой комнатной температуры после приема пиши.
Следует отметить, что в нашем детском саду проводится оздоровление детей при посещении сауны, бассейна, галокамеры и фитобара. Перед занятиями в бассейне проводится очищение и увлажнение воздуха при помощи электронных воздухоочистителей. Во время занятий по плаванию инструктор по плаванию также использует дыхательную гимнастику (например:, «Достать игрушку со дна бассейна» - на задерживание дыхания).
Пребывание в искусственной солевой пещере (галокамере), основным лечебным фактором которой является высокодисперсная среда, насыщенная аэрозолем хлорида натрия, отрицательными аэроионами при влажности свыше 80% и стабильной температурой (+18°С - +24 °С). Галокамеру дети посещают не менее двух раз в год курсами по 10 сеансов. Продолжительность каждого сеанса 10-20 минут в зависимости от возраста детей. В процессе сеанса с целью оказания расслабляющего воздействия на нервную систему ребенка используем запись релаксирующей музыки. Этот метод используется и при снятии большой возбудимости у детей в разные режимные моменты физкультурной минутки или перед сном. К примеру: «Мама-кошка разговаривает с котятами, гладит их по голове, поет колыбельную песенку т т.д.».
Большую пользу приносит для здоровья детей посещение сауны. Продолжительность посещения зависит от возраста детей. После посещения дети пьют витаминный чай из лекарственных трав в фитобаре.
При использовании природных антибиотиков нельзя не вспомнить прием лука и чеснока, особенно при вспышке ОРЗ и ОРВИ. Постоянно использую этот метод оздоровления в своей группе: нарезка лука и чеснока целый день в комнате группы в доступном для детей месте, где каждый ребенок может употребить ее вне зависимости от режимных моментов. Хочу предложить рецепт: залить мелко нарезанный лук и чеснок кипятком, дать настояться, развести настой водой таким образом, чтобы он не обжигал слизистую носа, и влить в него нерафинир, растительное масло, добавить 2-3 капли свежевыжатого сока алоэ или каланхоэ. Капли в нос готовы.
В своей работе я также использую стимулирующую терапию - лечебно-профилактическое смазывание крыльев носа «Аксолиновой мазью» при выходе с детьми на прогулку. Регулярно даю витамины и «Йогдомарин».
В дальнейшем, в своей работе с детьми по их оздоровлению хочу использовать личные карточки, в которые дети заносили бы свои ощущения от упражнений: «чувствую себя хорошо» - квадратик закрашивается в голубой цвет, «испытываю состояние дискомфорта» - красный цвет. Воспитатель может регулировать самочувствие и психологический комфорт каждого ребенка. .
Осуществляя все перечисленные мероприятия и стараясь изучать соответствующую литературу по данной теме, мы надеемся добиться еще больших успехов в работе по оздоровлению детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Сообщение из опыта работы "Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию коллектива ДОУ"
В статье освещается опыт работы старшего воспитателя по созданию системы методической работы с разными категориями педагогов....

Презентация к сообщению из опыта работы "Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию педагогического коллектива"
Презентация в формате PDF для сопровождения сообщения из опыта методической работы....
Сообщение из опыта работы "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"
Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего ...
Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста
Сообщение на педсовете из опыта работы...

Сообщение на тему: «Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста»: Сказкотерапия.2019г.
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочн...