Методическая разработка на тему «Азбука настроений"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Перспективное планирование работы по развитию эмоций у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«АЗБУКА НАСТРОЕНИЙ»
Перспективное планирование работы по развитию эмоций старших дошкольников
Составитель:
Саркисова Анжелика Мечиславовна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №32
Центрального района
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Известно, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, передают внутреннее состояние ребенка, с другой – существенно влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику его суждений.
Маленькие дети еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложняя общение со сверстниками и взрослыми. Не каждый взрослый человек способен разобраться в своих переживаниях, а для ребенка эта задача еще более трудная. Дети не всегда понимают правильно даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир, на отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать. В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, только согласованное действие этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Современные дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом, больше времени проводят у экранов телевизоров и компьютеров. А ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу. Дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Исходя из вышесказанного, мною подготовлены методические рекомендации по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной методической разработки – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, научить понимать свое эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Всю работу по формированию у детей эмоциональной сферы я подразделяю на несколько этапов.
1 ЭТАП - «Изучение эмоциональной сферы ребенка».
На данном этапе проводится диагностика эмоционального
развития детей.
2 ЭТАП - «Знакомство с разными видами эмоций, развитие умения
сравнивать их между собой».
3 ЭТАП - «Закрепление полученных знаний в непосредственно образовательной деятельности»
Темы: «Эмоции в сказках», «Радуга настроений», «Природа и настроение», «Музыка и эмоции», «Я и мое настроение».
Встречи с детьми проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25 минут.
В содержании НОД использованы игры, упражнения, разработки М.И.Чистяковой, Н.Л.Кряжевой, Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной.
В качестве основных методов и приемов используются:
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- психогимнастика;
- игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- игры на развитие навыков общения;
- прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- беседы;
- рисование;
- упражнения на мышечную релаксацию (снимают напряжение);;
- дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную
систему);
- мимическая гимнастика(направлена на снятие общего напряжения,
играет большую роль в формировании выразительности речи).
Во время встречи дети сидят в кругу. Круг- это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет детям ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Таким образом, использование данной методической разработки поможет в развитии эмоциональной сферы ребенка: у них расширится круг понимаемых эмоций, дети смогут глубже понимать себя и других, у них чаще будут проявляться эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
ЗАДАЧИ.
- Ввести детей в сложный мир человеческих
эмоций.
- Учить различать и называть основные эмоции.
- Научить выражать свои эмоции с помощью мимики и пантомимики.
- Развивать у детей умение определять различные настроения людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.
- Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние и передавать его, используя различные выразительные средства.
- Формировать способность управлять своим эмоциональным состоянием.
- Развивать у детей внимание, воображение, наблюдательность, сообразительность, выразительность речи.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательное отношение к людям.
- Развивать коммуникативные способности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Октябрь | «Лесенка радости» Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. Занятие 4. | Познакомить с чувством радости, учить различать эмоцию по схематическому изображению, развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека. Продолжить знакомство с чувством радости; учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить слушать и понимать музыкальное произведение. Продолжать знакомство с чувством радости, учить выражать чувство радости с помощью мимики и пантомимики; учить выражать радость с помощью изобразительных средств. Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости; развитие эмпатии. | Рисование на тему «Радость». Д/и «Собери пиктограмму». Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла». Игра «Закончи фразу: я радуюсь, когда…» Знакомство с «Календарем эмоций». Разучивание песен «Вместе весело шагать», «Улыбка»(В.Шаинский). Развивающая игра «Доктор Айболит». | Рассматривание картинок, иллюстраций по теме «Радость». Упражнение «Дорисуй пиктограмму». Д/и «Собери настроение». Игра на ковролине «Страна эмоций». Работа с «Календарем эмоций». Упражнение «Дорисуй пиктограмму». Д/и «Найди половинку», «Собери пиктограмму». Прослушивание музыкальных произведений. |
Ноябрь | «Горе луковое». «У страха глаза велики». Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. | Познакомить с эмоцией; учить различать ее по схематическому изображению; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения. Познакомить с чувством страха и схематическим изображение данной эмоции; учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики. Продолжить знакомить с эмоцией; учить понимать свои чувства и чувства других людей, передавать заданное эмоциональное состояние с помощью изобразительных средств. Продолжать знакомство с чувством страха; учить искать пути преодоления страха; развивать эмпатию, умение сопереживать другим. | Рисование на тему «Грусть». Д/и «Собери пиктограмму». Игра «Закончи фразу: я грущу, когда…» Рисование на тему «Страх». Чтение и обсуждение: «Живая шляпа»Н.Носов, «Чего боялся Петя?» С.Маршак, «У страха глаза велики» р.н.сказка. Тренинг эмоций: -грустный мышонок -испуганный мышонок -веселый мышонок | Работа с «Календарем эмоций». Рассматривание иллюстраций по теме «Грусть». Прослушивание пьесы П.Чайковского «Болезнь куклы». Упражнение «Дорисуй пиктограмму». Д/и «Собери настроение», «Азбука настроений». Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение». |
Декабрь | Занятие 4. «Удивительная страна». Занятие 1. Занятие 2. «Школа гнева». Занятие 1. | Учить узнавать чувство страха по его проявлениям; развивать умение справляться со страхом; учить выражать чувство страха в рисунке. Познакомить с эмоцией; учить различать чувство удивления по схематическому изображению; закрепит у детей мимические навыки. Продолжить знакомство с чувством удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; развивать фантазию, воображение. Познакомить с чувством гнева(злости), его схематическим изображением; тренировать детей в умении различать эмоции. | Беседа на тему «Что надо сделать, чтобы перестать бояться?» Рисование на тему «Оживи кружочки». Д/и «Собери пиктограмму». Игра «Закончи фразу: я удивляюсь, когда…» Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»(чудеса на острове князя Гвидона). Игра «Фантазии». Беседа на тему «Что делать, если ты злишься?» | Д/и «Угадай настроение Бабы Яги». Работа с «Календарем эмоций». Рассматривание иллюстраций на тему «Удивление». Упражнение «Дорисуй пиктограмму», «Зеркало». Д/и «Зоопарк настроений». Рассматривание фотоальбома «Веселые, грустные». Упражнение «Дорисуй пиктограмму». |
Январь | Занятие 2. «Стыдливые истории». «Минутки отвращения». «Ах, эти хвастунишки, девчонки и мальчишки!» | Продолжить знакомить с эмоцией; закрепить мимические навыки; развивать умение понимать собственное эмоциональное состояние и рассказывать об этом. Познакомить с чувством вины, стыда, его схематическим изображением; учить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью жестов, мимики, выразительных движений. Познакомить детей с чувством отвращения, его схематическим изображением; закрепить мимические навыки; продолжать учить понимать свое эмоциональное состояние и передавать его с помощью выразительных средств. Знакомство с чувством самодовольства; учить различать эмоцию по схематическому изображению(пиктограмме); учить выражать свои чувства с помощью мимики, пантомимики. | Игра «Закончи фразу: я злюсь, когда…». Чтение А.Толстого «Приключения Буратино»(обсуждение характера Карабаса-барабаса). Д/и «Собери пиктограмму». Чтение и обсуждение рассказа Л.Толстого «Косточка». Д/и «Собери пиктограмму». Рисование «По небу плыли облака». Мимическая гимнастика: -грозовая туча -соленый чай -я разбил мамину чашку -Заяц-хваста | Разрезные картинки «Собери настроение». Развивающая игра «Азбука настроений». Игра на ковролине «Страна эмоций». Упражнение «Дорисуй эмоцию». Д/и «Найди половинку». Упражнение «Дорисуй пиктограмму», «Зеркало». Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение». Упражнение «Зеркало». Д/и «Собери настроение», «Найди половинку». |
Февраль | «Ты видишь- настроение бывает самым разным: ужасным и веселым, и грустным, и прекрасным…» «Радость и горе». «Радость и гнев». «Гнев и удивление». «Радость, горе, страх». | Продолжать знакомство с эмоциями радости, горя; закрепить полученные знания; расширить представления об эмоциях, сравнивая их; учить передавать в рисунке разное эмоциональное состояние. Продолжить знакомство с эмоциями радости и гнева, сравнивая их; закрепить у детей мимические навыки, умение передавать эмоции с помощью выразительных движений. Закрепить знания детей об эмоциях гнева и удивления; учить предавать в рисунке разное эмоциональное состояние; развивать мимику, пантомимику, интонационную выразительность Закрепить представления об эмоциях, умение выражать соответствующую эмоцию с помощью мимики и жестов; развивать эмпатию. | Рисование на тему «Радостный и грустный гном». Д/и «Чем похожи, чем отличаются». Развивающая игра «Облака». Беседа о добрых и злых людях. Развивающая игра «Нарисуй облако». Литературные загадки. Развивающая игра «Дожди», «Повтори фразу». Тренинг эмоций: -солнышко -добрая птица -злой дракон -сердитый мальчик -испуганный зайчик -удивленный Незнайка | Работа с «Календарем эмоций». Развивающая игра «Азбука настроений». Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение». Развивающая игра «Кубик». Рассматривание фотоальбома «Веселые, грустные». Игра на ковролине «Страна эмоций». Упражнение «Дорисуй эмоцию». Д/и «Собери настроение». Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение». |
Март | «Радость, горе, удивление». «Радость, страх, удивление». «Настроение Бабы-Яги». | Закрепить умение подбирать пиктограмму, соответствующую эмоциональному состоянию; учить подбирать цвет, соответствующий заданной эмоции; закреплять представления об эмоциях. Расширять представления детей об эмоциях, сравнивая их; учить определять, какие эмоциональные реакции вызывали разные случаи из их жизни; развивать внимание, наблюдательность. Закрепить умение детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний(веселый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных героев и давать им моральную оценку. | Упражнение «Подбери каждому сказочному герою подходящую маску». Развивающая игра «Закончи предложение…» Рисование «Волшебные шары». Игра «Повтори фразу…» Игра «Угадай настроение сказочного героя». Мимическая гимнастика: -Баба-Яга -хитрая лиса -Пьеро -Красная шапочка -Карлсон | Работа с трафаретами по заданной теме. Силуэтные изображения лиц-«Дорисуй настроение». Упражнение «Дорисуй настроение». Рассматривание фотоальбома «Веселые, грустные». Игра на ковролине «Страна эмоций». Упражнение «Раскрась коврики для доброй и злой волшебниц». Развивающая игра «Кубик». Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение». |
Апрель | «Палитра настроений». «От зимы до осени». «Музыка и эмоции». «Я и мое настроение». | Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоционально состояние с помощью художественных средств; учить детей соотносить цвет с настроением. Расширять представления детей об эмоциях, помочь осознать , какие чувства вызывает та или иная погода, время года; закрепить умение передавать настроение с помощью выразительных средств. Продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения, правильно называть, какая музыка и какому чувству соответствует; развивать внимание. Наблюдательность, память. Закрепить у детей понятие «настроение»; продолжать учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают у них разные жизненные события; развивать память, внимание, наблюдательность. | Д/и «Палитра настроений», «Подбери по цвету». Прослушивание музыки П.Чайковский «Времена года». Игра «Закончи фразу…» Прослушивание музыки: Кабалевский «Вальс», Чайковский «Времена года». Рисование на тему «Мы рисуем музыку». Упражнение «Расскажи о своем настроении». Рисование «Мое настроение». | Контурные изображения платьев: «Раскрась платья для доброй волшебницы и бабы-Яги». Рассматривание иллюстраций на тему «Времена года». Игра «Кубик». Прослушивание музыкальных произведений. Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение». Упражнение «Дорисуй лица». Д/и «Собери настроение», «Угадай настроение». |
Май | Развлечения: «Страна сказок». «Царство Снежной королевы». | Закрепить у детей знания об эмоциях, умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики, различать и называть эмоции по схематическому изображению(пиктограмме); развивать у детей эмпатию, чувство общности. Закрепление полученных знаний; продолжать развивать способности чувствовать настроение в музыке; закрепить мимические навыки, умение «читать» пиктограммы; развивать внимание, наблюдательность, память. | Беседа о героях сказок. Литературные загадки. Д/и «Угадай настроение сказочного героя». Прослушивание музыки: «В мире много сказок» В.Шаинский, частушки Бабок-Ежек из м/ф. Рисование «Мой любимый сказочный герой». Тренинг эмоций: -веселая Баба-Яга -злая Баба-Яга -задумчивая Баба-Яга | Развивающие игры: «Зоопарк настроений», «Подбери каждому герою карнавала его маску», «Хоровод сказочных героев». Игра на ковролине «Страна эмоций». Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение». Упражнение «Дорисуй настроение сказочного героя». |
Литература.
- Кряжева Н.Л «Развитие эмоционального мира детей»- Ярославль, 1997.
- Минаева Н.Л. «Развитие эмоций дошкольников»- Москва, 1999.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»- Москва «Генезис», 2000.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»- Ярославль, 1997.
- Князева О.Л. «Я, ты, мы»- Москва «Мозаика- синтез», 2003.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Учимся понимать друг друга»- Ярославль, 1997.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика»- Москва, 1900.
- Семенака С.И. «Уроки добра»- Москва «Аркти», 2002.
- Хухлаева О.В. «Лесенка радости»- Москва: Совершенство, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-методическая разработка.Дидактическая игра "Угадай настроение"
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется для совместной деятельности педагога с детьми. В игре прослеживается интеграция областей "социально-коммуникативное развитие" ...
Методическая разработка музыкального досуга "Летнее настроение"
Летняя пора - прекрасное время для досугов и развлечений в детском саду. Материал пригодится для работы музыкального руководителя, воспитателя и других педагогов работающих с детьми....
Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
К моменту начала школьного обучения дети с ОВЗ, как правило, не приобретают тех знаний, умений и навыков, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники. Без специального обу...
Методическая разработка "Музыкальное кафе "Отличное настроение" (использование Орф педагогики в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста)
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так...
Итоговое занятие по развитию эмоциональной сферы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего возраста (3-4 года) по теме «Азбука настроения»
Данное занятие направлено на: закрепление представления детей о базовых эмоциях; закрепление навыка распознавания чувст человека или персонажа; развитие способности понимать эмоциональные реакции окру...
Методическая разработка по теме "Азбука пешеходов" (для детей старшего дошкольного возраста)
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей....
Методическая разработка на тему: «Азбука города»
Знакомство детей с правилами дорожного движения, уточнение знания о светофорах, о различных видах траспортных средств. Воспитание культуры поведения в общественных местах, любовь к родному городу....