Методическая разработка по теме "Азбука пешеходов" (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка По ПДД336.18 КБ

Предварительный просмотр:

Гриднева Оксана Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Красная шапочка»

Методическая разработка

по теме:

«Азбука пешеходов»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Выполнила:

воспитатель

Гриднева Оксана Алексеевна

г.Котовск

2020 г.

Содержание.

  1. Введение…………………………………………..………………………….3
  2. Актуальность………………………………………………………………3-4
  3. Цель……………………………………….....……………………………….4
  4. Психологические и возрастные особенности поведения детей 6-7 лет

На дорогах……………………………………………..…………………...4-6

  1. Методы и содержание работы по формированию навыков

безопасного поведения на дорогах у дошкольников………………………………............................................6-12

  1. Организация работы по безопасному поведению на улицах и

дорогах с родителями дошкольников ……………………………………13

  1. Заключение ………………………………………………………….….13-14
  2. Информационные ресурсы ……………………………………………......14
  3. Приложения:

Приложение 1

беседа «Знакомство с улицей»………………………………………….....15                                    

Приложение 2

наблюдение «Правила поведения на дороге»…………………………15-16

Приложение 3

лэпбук «Дорожная азбука»………………………………………….....16-17

Приложение 4

сюжетно-ролевые, обучающие, дидактические игры………………...17-20

развлечение «Страна Светофория»……………………………………20-22

Приложение 5

 сотрудничество с Ресурсным Центром по ПДД………………………...23

Приложение 6

проект «Академия дорожных наук»…………………………………...24-31

Приложение 7

конспект ООД «Школа пешеходных наук»…………………………...31-33

Приложение 8

Памятка «Для родителей-водителей»………………………………....33-35

Приложение 9

Анкета для родителей по правилам дорожного движения…………..35-36

1. Введение

Каждый взрослый человек постоянно задается вопросом: «Как обеспечить безопасность наших детей, особенно когда нас нет рядом с ними?»

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых  он может

просто растеряться.

В своей работе поданному направлению каждый педагог дошкольного учреждения должен: во-первых, дать необходимые знания об общепринятых правилах и нормах поведения, во-вторых, научить осознанно действовать в различных ситуациях, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице, в транспорте, в-третьих, развить у них самостоятельность, ответственность, умение объяснить свое поведение в той или иной ситуации. Ведь если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, что он при этом почувствовал, тогда он сможет понять, что он сделал не так.

Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении ребенка и взрослого на равных: совместный поиск выхода из трудного положения, обязательное обсуждение проблемы, ведение диалога.

2. Актуальность

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей.

Сегодня ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Крайне важно заранее подготавливать самых маленьких пешеходов и пассажиров-детей к серьёзным трудностям и опасностям, которых поджидают их на улице. Сегодня дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад и даже на его территории. По дороге в детский сад и обратно они наблюдают за движением автомобилей не только на больших дорогах, где есть светофоры, дорожные знаки, но и на маленьких дорогах, где очень мало дорожной атрибутики. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.         

За первую половину 2019 года на территории Тамбовской области зарегистрировано 90 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых 100 детей получили ранения.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года отмечается увеличение количества происшествий с участием детей на 8,5%, удельный вес таких происшествий составил 12,1 (по России 12,5%). Рост детского дорожно-транспортного травматизма отмечается на территориях 11 муниципальных образований области, в городах Кирсанове (+200%), Котовске (+100%), Мичуринске (+25%). В результате нарушений Правил дорожного движения детьми на дорогах области зарегистрировано 28 ДТП, что составляет 31,1% от общего количества ДТП с участием детей, при этом 28 детей получили ранения. В 10 происшествиях дети являлись пешеходами. Наибольшее количество происшествий зарегистрировано с участием детей-пассажиров (43 ДТП), но при этом количество таких происшествий уменьшилось на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

3. Цель работы

Систематизировать опыт педагогической работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.

4. Психологические и возрастные особенности развития детей 6-7 лет

        Освоение детьми элементов окружающей его среды имеет свои особенности.

Психологами давно установлено, что ребенок 6-7 лет в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда может правильно оценивать мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышает свои возможности, их реакция на одну и ту же дорожную ситуацию сильно отличается от реакции взрослого человека.

Например, дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.

Внимание у детей непроизвольное, восприятие непосредственно. Ребенка интересуют только то, что эмоционально окрашено. Поэтому на дорогах его привлекают не те машины, которые несут опасность, а яркие и привлекательные.

У дошкольников органы зрения находятся на стадии формирования. Они часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение». Ребенок может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180°, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, в особенности при езде на велосипеде. В 6-7 лет, благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера, у ребенка увеличиваются возможности отследить события в 10 метровой зоне. Надежная ориентация приобретается не раньше, чем в 7-летнем возрасте.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют забыть о возможной опасности.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решения и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку же требуется 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду, что шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети этого возраста не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, он может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для него гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.        

Восприятие безопасности дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительнее отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.

Таким образом, предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

-  неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

-  неспособность адекватно оценивать обстановку;

-  быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

-  преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

-  преобладание потребности в движении над осторожностью;

-  стремление подражать взрослым;

-  недостаток знаний об источниках опасности;

-  отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

-  переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

-  неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

5. Методы и содержание работы по формированию

навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников

        

Метод – это способ работы воспитателя с детьми, это способ передачи воспитателем знаний детям, это пути усвоения знаний детьми, это средство, с помощью которого происходит развитие речевых способностей детей.

        Метод помогает усвоить основное содержание материала, помогает углубить обсуждаемый вопрос.

  Все методы, используемые в процессе обучения и воспитания в детском саду, классифицируются по источнику получения знаний:

- словесные(источником знания является устное или  печатное слово);

-  наглядные  методы  (источником   знаний   являются   наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

практические методы  (дети  получают  знания  и  вырабатывают умения, выполняя практические действия)

-  игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.

5.1.Словесные методы.

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для словесных методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний.

Беседа

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Картотека бесед по ПДД для детей дошкольного возраста:

«Знакомство с улицей» (приложение 1)

Цель: Познакомить детей с улицей её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре».

«Пора не пора – не ходи со двора».

Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.

«Посмотри налево, посмотри направо».

Цель: Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу.

«Безопасность на дорогах»

Цель: напомнить детям о правилах поведения на дорогах.

«Правила поведения в транспорте»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

«Регулировщик»

Цель: познакомить детей с профессией регулировщика и работой ГИБДД.

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Цель: Закреплять знания правил уличного движения, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; знать сигналы светофора и их назначение.

«Наша улица»

Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения; продолжить знакомить с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина. 

«Зачем нужны дорожные знаки»

Цель: вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать   способности   детей   к   восприятию   и   пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Список литературы для чтения с детьми:

  • С. Михалков «Дядя Стёпа — милиционер», «Моя улица»;
  • В. Головко «Правила движения»;
  • Б. Заходер «Шофёр»;
  • Г. Георгиев «Светофор»;
  • Н. Носов «Милиционер»;
  • О. Тарутин «Для чего нам светофор
  • Я. Пишумов «Машины
  • Б. Заходер «Шофёр»
  • С. Михалков «Если свет зажёгся красный»
  • Б. Житков «Светофор»

5.2.Наглядные методы.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Метод наблюдения чаще всего используется во время целевых прогулок:

  • Элементы дороги
  • Прогулка пешехода
  • Правила поведения на дороге (приложение 2)
  • Перекресток
  • Сигналы светофора
  • Прогулка к автобусной остановке
  • Значение дорожных знаков
  • Улицы и перекрестки

Рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;

Рассматривание игрушек, предметов по заданной тематике.

Демонстрация опытов, мультфильмов, кинофильмов:

«Озорная Семейка - Правила движения»

«Про котенка Женю и правила движения»

«Медвежонок на дороге»

«Мой приятель светофор»

«Следы на асфальте»

«Зай и чик»

«Бравый Инспектор Мамочкин»

Учебный мультфильм «Что такое светофор», «Пешеходный переход», «Где опасно играть»

Обучающая серия мультфильма про машинки "Робокар Поли - Правила Дорожного Движения" - ПЕРЕБЕГАТЬ ДОРОГУ ОПАСНО!

Смешарики. Азбука безопасности

Уроки тетушки Совы.«Азбука безопасности на дороге»

5.3.Практические методы.

  • Выполнение различных творческих работ по данной тематике: рисунки, аппликации, поделки из различных материалов, совместное с воспитателем изготовление дидактических пособий (карточки, дорожные знаки, лэпбук).

С внедрением ФГОС дошкольного образования для каждого воспитателя ДОУ возросла необходимость поиска новых методов, приемов, идей в своей педагогической деятельности. Вот таким новшеством в моей работе с детьми в подготовительной группе стало интересное по форме, ёмкое и разнообразное по содержанию методическое пособие ЛЭПБУК(приложение 3).

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «накопленная книга»(lap –колени, book- книга). Это книжка-раскладушка с кармашками, открывающимися дверками и окошками, вкладками и подвижными деталями, в которые помещены материалы на одну тему.

  • Применение полученных знаний в сюжетно-ролевых, обучающих, дидактических играх, развлечениях  (приложение 4), при рассмотрении и анализе проблемных ситуаций на дорогах в Ресурсном Центре по ПДД (приложение 5).

4.4.Проектная деятельность.

Одним из перспективных методов, способствующих наилучшему усвоению дошкольниками правил дорожного движения, формированию понимания о необходимости применения этих правил в жизни, является метод проектирования.

Проект позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. И я в своей работе по правилам дорожного движения использовала проектную деятельность.

В моем проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществлялась через специально организованную деятельность и через совместную деятельность педагога с детьми (беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры, просмотр презентаций, создание лэпбука), а также в самостоятельной деятельности и работе с родителями (приложение 6).

5.5.Организованная образовательная деятельность.

В процессе реализации программы по формированию навыка безопасного поведения на дорогах и в транспорте широко используется организованная образовательная деятельность (ООД). Уникальность этого метода состоит в возможности интеграции образовательных областей, форм и методов работы в рамках одного занятия.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

При планировании и проведении ООД по обучению безопасному поведению на дорогах я в работе с детьми использую такие методы, как:

  • игровой момент;
  • рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;
  • сравнительный анализ, сопоставление, эвристическую деятельность (частично-поисковый);
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
  • разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

В связи с внедрением федерального государственного стандарта игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником в ходе ООД.

Картотека ООД по ПДД

"Правила дорожного движения"

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.  

Задачи:

  • Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта.
  • Закрепить правила пользования общественным транспортом.
  • Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице;
  • Закрепить знания детей о сигналах светофора;
  • Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;
  • Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков
  • Повторить правила поведения на улице.
  • Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;
  • Развивать логическое мышление;
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;
  • Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.
  • Координация речи с движением.

«Школа пешеходных наук» (приложение 7)

Цель: Создание условий способствующих расширению и углублению у детей знаний о ПДД. 

Задачи:

  • Создать условия для углубления знаний и навыков детей о безопасном поведении на улицах и дорогах

  • Развивать наблюдательность, зрительную память, внимание
  • Закрепить знания о правилах перехода проезжей части дороги, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте
  • Закрепить    знания о дорожных знаках и умение различать и классифицировать их
  • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, желание оказать помощь

"Безопасное поведение детей на дорогах"

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.  

Задачи:

  • Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта;

  • Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице;

  • Закрепить знания детей о сигналах светофора;

  • Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;

  • Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков

  • Повторить правила поведения на улице. Правила дорожного движения.  

  • Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;

  • Развивать логическое мышление;

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;

  • Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

6.Организация работы по безопасному поведению на улицах и

дорогах с родителями дошкольников

Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

  • Круглый стол :«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»; «Родители - пример всему!»

«Внимание! Гололед!»

  • Консультации воспитателя:

«Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».

  • Создание памяток, ширм на дорожную тематику:

 «Внимание – переходим улицу»

          «Родителю – водителю»(приложение 8)

            «Как ездить в общественном транспорте»

            «Помните ли вы?».

  • Совместные развлечения и досуги:

«Азбуку улиц все знать должны»

«Грамотный пешеход»

  • Папка-передвижка «Обогащайте речь детей»
  • Анкетирование родителей (приложение 9)

7. Заключение

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Главная задача воспитателей - доступно разъяснить правила ребенку, донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

На мой взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально - волевые качества.

Таким образом, формирование и развитие у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы- это длительный развивающий, обучающий и воспитательный процесс, требующий активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

8. Информационные ресурсы

  • Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
  • Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движении с детьми 5-8 лет – М.:ТЦ Сфера, 2009.
  • Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  • Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, 2013г.;
  •  Правила дорожного движения: обучение дошкольников Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. 2011г;
  • Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения 2012г.;
  •  Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, Москва 2014г.; Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, Москва 2014г. 

9.Приложения

Приложение 1.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Я тут недавно был в школе пешеходных наук и мне много рассказывали про улицы и дороги, но я не всё понял. Помогите мне разобраться!

Ребята, что такое улица? Понятно, это дорога, вдоль которой стоят дома.

Кого называют пешеходом? Значит, это люди, которые ходят пешком.

А кто такие пассажиры? Это люди, которые едут в транспорте.

А где по улице движется транспорт? Это значит по дороге, которая называется проезжая часть?

А по какой части улицы должен ходить пешеход? Надо запомнить, что пешеходы должны ходить по тротуару.

А по какой стороне они должны идти? Значит по правой, чтобы не мешать другим пешеходам.

Где пешеход должен переходить улицу? По подземным и пешеходным переходам. Значит, полосатая дорога и есть пешеходный переход. Её ещё называют «зеброй».

Ребята, мне загадали загадку, только я не знаю, что это.

Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня.

Как зовут меня друзья?

А что обозначают сигналы светофора?

Ой как много мне надо запомнить!

Красный свет – стоять приказ.

Жёлтый свет мигнёт народу – приготовьтесь к переходу!

А зелёный загорится – путь свободен.

Светофор обращается ко мне и к машине одновременно, но совсем разными словами. В тот момент, когда он говорит тебе: «Иди!», машинам он приказывает: «Стойте!» А когда он машинам разрешает ехать, в ту же секунду он предупреждает тебя: «Стой!»

Вот теперь я всё понял! Спасибо вам ребята! Я постараюсь быть примерным пешеходом. Ну, мне пора. До скорой встречи!

Приложение 2.

«Правила поведения на дороге»

Цель:

1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.

2. закрепить знания о ПДД.

3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).

Материал: сказка про "Зайку велосипедиста", мяч.

Ход прогулки:

Вступительная беседа: "Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на дороге. Какие правила вы знаете?"

Вопрос: "Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?"

Обобщение: "Там ездят машины, а играя не заметишь подъехавшую машину и попадешь под нее".

Игровое задание: "Здесь наш двор. Мы играем в мяч. Вдруг он выкатывается на дорогу. (выталкиваю мяч). Что нужно делать? (ответы детей)".

Обобщение: "Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли мяч. А самим не в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно".

Вопрос: "А где можно кататься на велосипедах?" (обычно дет отвечают: "по дороге")

Обобщение: "На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на детской площадке. Учтите, что на тротуаре тоже нельзя кататься на велосипедах и устраивать игр".

Вопрос: "Почему? Кто ответит?"

Объяснение: "По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут ей мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно".

Чтение сказки про "Зайку велосипедиста".

Беседа: "Ребята, вам понравилась сказка? Вы внимательно ее слушали? Сейчас проверим".

Вопросы: "Какие правила нарушил Зайка? С какой скоростью он ехал по лесу? Как он ехал на велосипеде?"

Зачитываю отрывок: "То бросит руль, то руку за спину заложит".

Вопросы: "Какие дорожные знаки встречались у него на пути? (не кричать, грибы, гнездо, берлога и норка)". "Обращал ли он на них внимание? А в реальной жизни есть такие знаки? Правильно Зайка сделал, что посадил к себе на велосипед пассажиров? Почему? Чем закончилось путешествия Зайки? А почему все это произошло?" (не знал ПДД).

Подведение итога: "Ребята, я надеюсь вы не будете себя вести на дороге как Зайка-велосипедист, вы ведь уже знакомы с ПДД. Что вам запомнилось на занятиях?"

Приложение 3.

В процессе игры с лэпбуком каждый ребёнок может выбирать задания по своим силам и желанию, что даёт возможность ему лучше понять и запомнить изучаемый материал.IMG_0066

    Наш лэпбук «Дорожная азбука» был создан в результате совместной деятельности воспитателя и детей. Цвет, форму, перечень игр и заданий и их содержание мы обсуждали всей группой.

В него вошли 11 развивающих игр и заданий:

- раскраски и книги про дорожное движение

- правила дорожного движения в картинкахIMG_0075

- дидактическая игра «Веселый светофорик»

- «Веселая викторина»

- дидактическая игра «Умные часы»

- загадки, стихи,

- «Дорожное лото»

- кроссворд

- настольная игра «Дорога»

- пазлы

- дидактическая игра «Важные машины»

Для педагога уникальность использования лэпбука заключается еще и в том, что в время работы с ним мы можем одновременно реализовывать и образовательные, и развивающие, и воспитательные задачи:

- дети знакомятся и закрепляют знания правил дорожного движения и дорожных знаков, учатся предвидеть, моделировать, а по возможности и избегать опасные события на дороге

- у ребят развивается внимательность, чувство самосохранения, осмотрительность на дороге

- воспитываются навыки личной безопасности, чувство ответственности.

Приложение 4.

Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения.

«Пешеход»

Цель: Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах ;о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам.
Создание проблемной ситуации — Дети отправились на экскурсию по городу.
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. — Что случится, если не будет дорожных знаков,
вспомнить значение дорожных знаков.

«Пассажиры»

Цель: Рассказать детям: — о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; — о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; — правилах поведения в легковом автомобиле; — познакомить с профессией кондуктора.
Атрибуты: шапочка кондуктора, таблички остановок Создание проблемной ситуации — Детей пригласили в музей.
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

«Службы спасения»

Цель: Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы).
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходные дорожки; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта
Создание проблемной ситуации— На вызов едет пожарная машина.
Задача детей: организовать движение других транспортных.

Обучающие игры

«Стоп — Идите».

Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.
Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

«Найди безопасный путь».

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает детей:
— Везде ли можно переходить улицу?
— Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?
Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?
— Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны?
— Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?
— Для чего на дороге?

«Где мое место?»

Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.

Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки.

Игра может проводиться в двух вариантах.

1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

«Путаница».

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.). Затем рассказывает детям историю про то, как злые духи решили навести в городе беспорядок я просит помочь исправить положение.
Правила игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки правильно. Объясняют, что делают.

«Дорожный экзамен».

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.
Правила игры: Ребенок-водитель-ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.

«Угадай знак».

Подготовка к игре: Все знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В конце игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

Дидактические игры

«Наша улица»

Цель: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представление детей о светофоре; учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

«Светофор»

Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах; закрепить представление детей о свете.

«Поставь дорожный знак»

Цель: Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса); воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

«Угадай транспорт»

Цель: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Развлечения

«Страна Светофория»

Цели: развивать стремление к изучению правил дорожного движения.
Задачи: 1) активизировать и закрепить знания о видах транспорта и назначении некоторых дорожных знаков;
2) совершенствовать представление о безопасном поведении на улицах и дорогах;
3) способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Оборудование: накидка для ведущего, фишки, дорожные знаки, крупные пазлы с изображением автомобилей, цветные кубики для построения пирамиды; нагрудные кружочки красного и зеленого цветов по количеству участников, плакаты с названиями переулков, расклеенные по залу, зеленый, желтый, красный флажки.
Ход игры.
Звучит музыка, зрители рассаживаются. Появляется ведущая в накидке «ДПС»
Ведущая: Здравствуйте! (Дети отвечают.) Позвольте представиться: я главный полицейский страны Светофория. А как вы думаете, что это за страна такая - Светофория? (Ответы детей.) Живу я в этой стране не одна, а со своими сигнальчиками, маленькими, но очень умненькими. Итак, встречайте: «красненькие» и «зелененькие».
Звучит музыка, входят две команды в красных и зеленых нагрудных кружках. Строятся и произносят свои речевки.
Красненькие.
Мы сигналы красные,
Для движения опасные.
Ты правила все соблюдай 
И на дороге не зевай.
Зелененькие.
Зеленые сигналы впереди, 
Подскажут вам, когда дорогу перейти.
Ты помни это, друг, всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда!
Ведущая: Вот, уважаемые гости, вы и познакомились с жителями страны Светофория. Как и в каждой стране - в Светофории существует множество переулков. Все они имеют свои названия и назначения. Чтобы пройти по этим переулкам, необходимо выполнить задания. За правильное выполнение заданий команды будут получать фишки.
Переулок «Дорожная азбука».
Перед участниками располагается набор предупреждающих знаков. Ведущая загадывает загадки, а участники показывают соответствующий дорожный знак и называют его. Команда, которая раньше находит знак и отвечает на вопрос, получает фишку.
Погляди скорей, водитель: здесь для пеших - переход.
Значит, чтоб не навредить им, ты обязан сбавить ход! 
(«Пешеходный переход»)
Затихают все моторы, и внимательны шоферы, 
Если знаки говорят: «Близко школа, детский сад! »
(«Осторожно! Дети»)
Здесь какие-то работы, ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу лучше просто обойти!
(«Дорожные работы»)
Шли из сада мы домой, видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед, ничего другого нет...
(«Велосипедное движение запрещено»)
Переулок «Головоломка»
Участники каждой команды из больших пазлов, на которых изображены части транспортных средств, должны собрать полное изображение и сказать, какого назначения автомобиль у них получился. Фишку получает команда, первая справившаяся с заданием. 
Массовая игра «Стоп»
На одном конце зала проводится исходная линия; около нее выстраиваются играющие дети. На другом конце зала встает водящий. Он поднимает зеленый флажок и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! » Играющие начинают движение, но при этом следят, все ли еще поднят зеленый флажок. Водящий поднимает красный флажок и говорит: «Стоп! » Играющие замирают на месте. водящий поднимает желтый флажок и говорит: «Шагай на месте!» Когда поднимается снова зеленый, играющие идут вперед. Если ребенок вовремя не остановился или начал движение вперед по желтому сигналу флажка, он делает большой шаг назад. Побеждает тот, кто первым без ошибок пройдет весь путь.
Переулок «Дорожная пирамида»
Перед участниками располагаются разноцветные кубики. Отвечая на вопросы ведущей, команды получают кубики и строят из них пирамиды. Та команда, чья пирамида окажется выше, получает фишку. 
Вопросы.
1. Сколько цветов имеет светофор и какие это цвета? (три; красный желтый, зеленый)
2. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару)
3. Какие вы знаете виды транспорта? (грузовой, пассажирский, легковой)
4. Могут ли автомобили ездить по тротуару? (нет)
5. Какая часть улицы предназначена для транспорта? (проезжая часть)
6. Назовите какой-нибудь специальный вид транспорта. (машина скорой помощи, полицейская, пожарная машина)
7. Назовите вид общественного транспорта. (автобус, троллейбус, трамвай)
8. Сколько огоньков у пешеходного светофора и какого они цвета? (два; зеленый и красный)
9. Где пешеходу безопасно перейти проезжую часть? (по пешеходному переходу)
10. Что такое «зебра»? (так называют изображение полос на дороге, которые обозначают пешеходный переход)
11. Когда вы выходите из дома на улицу, в кого вы превращаетесь? (в пешехода)
12. Если вы зашли в автобус, кем вы стали? (пассажиром)
13. Представьте, что вы выросли и стали управлять автомобилем. Кем вы стали? (водителем)
14. Где нужно ждать автобус, троллейбус? (на остановке)
Конкурс «Что? Где? Откуда?»
1. Сколько сигналов у светофора? (три)
2. Можно ли начинать переходить улицу на желтый сигнал? (нет)
3. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
4. Где должны ездить автомобили? (по проезжей части)
5. Где можно ездить на велосипедах? (только на специальных дорожках)
6. Где люди ожидают пассажирский транспорт? (на остановке)

Приложение 5.

Памятка для родителей-водителей

«Правила перевозки детей в автомобиле»

- Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).

- Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.

- Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

      Памятка для родителей-водителей

1. Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в постоянную привычку.

2. Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.

3. Как водитель Вы – пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если Вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чем ошибка других водителей или пешеходов.​

4. Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.

РОДИТЕЛЬ – ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ!!!

  • Малыши дошкольного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они еще не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребенок. Знай это и заранее притормози.
  • Если ребенок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлеченный своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль.
  • Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» — перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и в голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

 «Собираясь в дорогу!»

      Вы собрались в  дорогу. Не важно, будет ли это поездка на отдых или деловая командировка, всегда хочется, чтобы все прошло без досадных приключений и поломок в пути. Помните, что безопасная езда начинается с настроя на нее. Для этого необходимо следовать простым рекомендациям:

1. Первое с чего стоит начать, - просто помыть машину. Это может показаться не обязательным, но на чистой машине легче и приятнее ехать. Обзор через чистые стекла лучше, меньше устают глаза. Яркое авто заметней на дороге, а значит и риск попасть в ДТП меньше.

2. Далее необходимо провести полный осмотр автомобиля. Исправность всех узлов и агрегатов — это прежде всего Ваша безопасность!

3. Чтобы избежать досадных неприятностей, необходимо взять за правило не ремонтировать машину в последний день. Имейте одно-двух дневный запас времени перед поездкой. Это во многом обезопасит вас в дороге.

4. Не стоит заваливать багажник машины различными железяками. Главное, что стоит иметь с собой в дороге, - это набор инструментов, медикаменты, продукты и деньги! Наличие запасного колеса, домкрата, балонного ключа и огнетушителя не обсуждается - они должны быть в машине при любых обстоятельствах.

5. Правила дорожного движения запрещают водителю управлять транспортом в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Усталость, эмоциональный стресс, спешка являются причинами почти половины  дорожно-транспортных происшествий.

6. Непосредственно перед выездом проверьте все ли документы у вас в наличии.  Водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля, страховой полис, талон государственного технического осмотра — все должно быть под рукой;

7. Не забывайте о ремнях безопасности. Тот, кто не пристегивается, нарушает Правила дорожного движения. У пассажиров и водителей, пользующихся ремнями, при столкновении в два раза больше шансов сохранить жизнь, а при опрокидывании - в пять раз.

8. Если Вы перевозите пассажиров, помните, что начинать движение можно только убедившись в безопасности их перевозки. Особое внимание следует уделять детям-пассажирам. Детей до 12 лет можно перевозить только при наличии специального детского удерживающего устройства.

9. Помните, что дорожные условия могут меняться постоянно не только при смене сезона, но и в течение дня, часа и даже в зависимости от расположения автомобиля на проезжей части. Своевременно реагируйте на эти изменения!

10. Будьте особо внимательны на последних километрах маршрута.

Уважаемые родители – водители,

будьте внимательны!

Приложение 6.

Анкета для родителей по правилам дорожного движения.

1. Считаете ли Вы, что ребенка дошкольного возраста нужно обучать правилам дорожного движения?

а) да ___

б) нет ___

в) не задумывался об этом ___

2. Знаете ли Вы, какие правила дорожного движения должен знать ребенок?

а) да ___

б) нет___

в) не задумывался об этом ___

3. Как бы Вы оценили свои знания о правилах дорожного движения?

а) отлично ___

б) хорошо ___

в) не считаю эти знания важными ___

4. Как бы Вы оценили знания вашего ребенка о правилах дорожного движения?

а) отлично ___

б) хорошо ___

в) нужны дополнительные занятия ___

5. Обращаете ли Вы внимание ребенка на дорожные знаки при передвижении по улице?

а) всегда ___

б) редко ___

в) никогда не обращаю внимание ___

6. Читаете ли Вы ребенку книги, в которых говорится о правилах дорожного движения?

а) постоянно ___

б) иногда ___

г) таких книг нет в домашней библиотеке ___

7. Есть ли у ребенка дома игры, обучающие правилам дорожного движения?

а) да ___

б) нет ___

8. Нужна ли Вам консультация воспитателя по вопросам обучения детей правилам дорожного движения?

а) да ___

б) нет ___

9. Считаете ли Вы, что в детском саду нужно изучать правила дорожного движения?

а) да ___

б) нет ___

в) затрудняюсь ответить___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка  "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"  управжнения, используемые на музыкальных занятиях...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов».

Данная матодическая разработка «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликации из разнообразных материалов», поможет многим педагогам и родителям предл...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...