формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий
опыты и эксперименты на тему
формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт основ безопасности | 657.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дмитренко Елена Владимировна
Содержание
Раздел I Информация об опыте | 3 |
1.1. Условия возникновения опыта | 3 |
1.2. Актуальность опыта | 4 |
1.3. Ведущая педагогическая идея | 5 |
1.4. Длительность работы над опытом | 5 |
1.5. Диапазон опыта | 6 |
1.6. Теоретическая база опыта | 6 |
1.7. Новизна опыта | 7 |
Раздел II | 7 |
Технология опыта | 7 |
Раздел III | 11 |
Результативность опыта | 11 |
Раздел IV | 16 |
Литература | 16 |
Раздел V | 17 |
Приложения | 17 |
Раздел I
Информация об опыте
1.1. Условия возникновения опыта
Наше МБДОУ «Байцуровский детский сад «Чебурашка», в котором я работаю свыше 20 лет, расположен на территории Грузчанского сельского поселения, с. Байцуры. И находится в 15 километрах от районного центра п. Борисовка. Недалеко от детского сада расположена школа, библиотека, сельский Дом Культуры, магазин.
Посещают наше детское учреждение 16 детишек, разного возраста. Из них - 7 девочек и 9 мальчиков. Контингент воспитанников детского сада разнообразен и представлен разными социальными слоями;
75% родителей – рабочие;
20% родителей – служащие и интеллигенция;
5% родителей – не работают.
Итоги наблюдений, анализ результатов работы с детьми, анкетирование родителей показали, что семья в своем большинстве не уделяет должного внимания формированию основ безопасности ребенка в окружающем его мире.
Проанализировав работу по данному направлению, мною были сделаны следующие выводы:
- не все родители знакомят детей с правилами безопасности на дорогах;
- у родителей не достаточно знаний об источнике опасности;
- у некоторых, просто недостаточно времени для занятий с детьми;
- позволяют набирать опыт через улицу, ТВ;
- считают, что это работа детского сада.
Я убедилась, ребенку не достаточно получить просто информацию. С детьми необходимо вместе искать и находить безопасные ситуации путем игровых упражнений, тренингов, заданий. Решение проблемных ситуаций необходимо проводить с каждым ребенком индивидуально, по подгруппам, сообща. В ходе решения игровых упражнений, стало возможным определить, в какой мере у детей сформированы представления о личной безопасности в окружающем мире. Результатами я осталась, не довольна. Данное исследование показало, что:
- 35% детей – имеют представление о безопасности;
- 58% детей – мало знают о правилах безопасности на дороге;
- 7% детей – не имеют представления о правилах безопасности на дорогах.
Возникновение данного опыта, прежде всего, связано с тем, что дети дошкольного возраста испытывают существенные трудности, в области безопасности на дорогах.
Поэтому темой моего опыта стало: «Формирование основ безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста, через систему развивающих игровых занятий».
1.2. Актуальность опыта
Формирование безопасного поведения детей неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом мы, взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечаем, как часто повторяем слова: «не трогай», « отойди», «нельзя». Или напротив, пытаемся объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Но, если запретов слишком много – ребенок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Особенность формирования ценностей здорового образа жизни ребенка, заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых: родителей, педагогов, необходимости постоянных контактов между ними.
Главное требование к детям и взрослым предъявляет сама жизнь. И как дети научатся себя вести в этом многогранном, а порой сложном и опасном мире, как у них будет развито чувство собственной безопасности – будем в ответе мы взрослые. К сожалению, пока не существует единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.
Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью повышения эффективности работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и отсутствием действенного механизма для ее реализации.
Исходя из этого, попыталась решить данное противоречие, используя при этом педагогическую технологию – систему развивающих заданий. Результаты, которого обобщаются и объединяются в одно целое – процесс глубокого и полного понимания ребенком окружающего мира.
1.3. Ведущая педагогическая идея
(«Ребенка обучишь – дашь миру человека».
В. Гюго)
«Самое дорогое у человека – это жизнь», но человек не всегда задумывается над этим, пока не попадает в экстремальные ситуации. Взрослому легче найти выход из сложившихся обстоятельств, т.к. помогает жизненный опыт. Ребенок же этого не имеет, поэтому риск попасть под машину или получить бытовую травму - велик.
Поэтому ведущей педагогической идеей опыта стало: сформировывать у дошкольников основы безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий.
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2011г.), до момента выявления результативности (май 2014г.).
1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011г.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности безопасного поведения детей.
2 этап – основной (формулирующий) – октябрь 2011-2013 учебный год.
На данном этапе была проведена апробация технологии – формирование основ безопасности через систему развивающих игровых занятий.
3 этап – заключительный (контрольный) – май 2014г.
Обобщение опыта.
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
1.5. Диапазон опыта
Диапазон представлен системой развивающих игровых заданий по формированию основ безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста.
1.6.Теоретическая база опыта
«Безопасность – это наука,
Которую надо изучать и развивать.
Искусство, которое надо постигать.
Культура, которую надо воспитывать!»
Накопление опыта безопасного поведения на дороге - это часть системы, обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая на прямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Взяв за основу программу « Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н Авдеевой, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) творчески дополнив ее к условиям сельской местности, села, разновозрастной группы и поставив задачу, не только оберегать и защищать ребенка, а прежде всего, подготовить малышей к встрече с различными сложностями, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ведь дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому я должна развить у них самостоятельность и ответственность. А для этого, прежде всего, необходимо уделить большое внимание организации различных видов деятельности, направленные на приобретение детьми определенного навыков и правил поведения, набраться опыта, чтобы уметь применять в реальной жизни, на практике. Научить, самим оценивать свои поступки, и поступки других людей.
Важно чтобы воспитатель направлял мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска ответов. В результате дети должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, строится через систему развивающих игровых заданий, в основе которых лежит развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в современном мире, развитие критического и творческого мышления.
В основу метода положена идея прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результаты выполненных игровых заданий называются « осязаемыми» т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат. Чтобы сформировать у ребенка основы безопасности необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
В работе с детьми по вопросам правил дорожного движения я использую не только на занятии, а в первую очередь в играх детей, на прогулке, в режимных моментах.
В дошкольном возрасте игра является главным видом деятельности детей (Л.В. Выготский). Возможность обучать детей посредством развивающей познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Участие детей в развивающей, дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребенка дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. (А. И. Сорокина). Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.
Использование художественной литературы, по мнению ученых Л. П. Князева, А. М. Виноградова и др., – может помочь осознанию полученных представлений о безопасности поведения на улицах и дорогах.
1.7. Новизна опыта
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке развивающих игровых заданий по формированию основ безопасности дорожного движения дошкольников.
Раздел II
Технология опыта
Основной целью педагогического опыта является формирование основ безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста через систему развивающих игровых занятий.
Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи:
- обучение дошкольников первоначальным знаниям о правилах безопасности дорожного движения через развивающие игровые занятия;
- формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге;
- воспитывать осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге;
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности, освоение практических навыков поведения на дороге, через систему игровых развивающих занятий, игр, тренингов.
Работу с детьми строила на основе комплексной диагностики, включающей определение уровня знаний детей о правилах дорожного движения. (приложение № - диагностика)
Для выявления знаний о правилах перехода через проезжую часть использовала беседы по сюжетным картинкам с проблемной ситуации на дороге.
Изучив диагностику уровня знаний дошкольника на начальном этапе , пришла к выводу, что с детьми необходимо изучать правила дорожного движения с раннего возраста, а так как у нас разновозрастная группа, то нами был разработан план работы по обучению детей правилам дорожного движения для разновозрастной группы. ( приложение)
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице, проводила в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребенка. Такая работа потребовала от меня четкого отбора необходимого наглядного, демонстрационного игрового материала.
Содержание образовательной области «Безопасность», которая включает в себя раздел « Дорожная безопасность»:
- строилась с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников разновозрастной категории;
- основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного учреждения;
- предполагает построение всего образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
По ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи, я давала детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица большого города», «Дети и дорога» и др.,), наблюдения на экскурсиях, беседы («Быть примерным пешеходом разрешается», « О правилах дорожного движения»), разучивание стихотворений («Милиционер», А. Дмоховский, «Светофор» С. Михалков), чтение рассказов («Автомобиль», Н. Носов, « Заборчик вдоль тротуара» Л. Гальперштейн).(приложение)
По развитию элементарных математических представлений давала понятие – левая, правая сторона, то есть ориентировала в окружающем пространстве детей, привлекала к составлению планов, схем участка дороги (например – « В гости к Незнайке»).
В изобразительной деятельности учила рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей (« Улица города», « транспорт», «знаки») (приложение №)
По трудовому воспитанию, дети вместе с воспитателями изготавливали атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, макеты домов и другую атрибутику)
На занятиях по конструированию формировала у детей интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала («Мост для пешеходов», « Мост для транспорта») учила планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улица, машины, дома)
Из пластмассового конструктора учила создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по замыслу, например: «Светофор», «дома многоэтажные».
На физкультурных занятиях продолжала развивать координацию движений и ориентировку в пространстве, учила детей ездить на велосипеде по прямой, змейкой, тормозить.
На музыкальных занятиях дети принимали активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука» (приложение№)
Педагогическим коллективом в группе создали уголки безопасности дорожного движения, так как знания детей намного эффективнее, если теория связана с практикой в игровой форме, детям намного доступнее.
Знакомила детей с такими понятиями как «многополосное движение», «островок безопасности» и др., вместе с детьми и родителями изготовили макет улицы, где обозначен перекресток, дома, светофор, дорожные знаки. Используя макет, знакомила детей с такими темами, как: « Дорожные знаки», «Светофор», « Транспорт» и др.
Воспитателями подобраны дидактические игры: «Улица, на которой расположен детский сад», «Автоинспектор и водители», «Пешеходы и водители», настольные игры: «Крутые гонки», «Правила дорожного движения» по изучению детьми правил дорожного движения. Так же организовывали сюжетно – ролевые игры, где дети на практике показывали свои знания. Например: «Автобус», «Дорога», «Регулировщик». Дети вместе с педагогами с удовольствием изготовляли наглядные пособия к сюжетно-ролевым играм.
При обучении детей правилам дорожного движения, старалась использовать игры и упражнения, логически связанные с темой непосредственно образовательной деятельности и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз я использовала на занятии игру « Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. А так же тренирует внимание и способность детей длительно удерживать в сознании зрительный образ. Для профилактики близорукости использовались физкультминутки « Мы водители».
Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасности по правилам дорожного движения происходила в тесном сотрудничестве и взаимодействием с родителями воспитанников, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольный период. (Приложение)
В ходе совместной деятельности мы знакомили родителей с работой, которую проводили в группе (показ открытых занятий, развлечений, досугов), рассказывали об успехах детей в соответствии с правилами поведения на улице, в транспорте, в близи дорог, об экскурсиях («экскурсия в центр села», «экскурсия к автобусной остановке»). Через наглядную агитацию, родительские собрания «Безопасность детей на дороге», «Учим с детьми», консультации «Ваш ребенок ходит в детский сад», «Путь от дома до сада и обратно», «Научись сам и научи ребенка», спортивно-развлекательный праздник, конкурс «Сказка по ПДД», изготовление семейных плакатов по безопасности дорожного движения. Нами были проведены анкетирование родителей по теме безопасность на дороге. Привлекая родителей к проблеме безопасности дорожного движения, указывая ее значимость, мы сформировали тем самым активную родительскую позицию, что бы цели детского сада и родителей стали общими.(приложение)
Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработались твердые навыки культурного поведения на дороге, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться правилам дорожного движения и порядку. Привычка правильно ходить по улице и соблюдать правила дорожного движения стала у детей нормой поведения.
Реализация цели и задач, опыта работы по формированию основ безопасности дорожного движения у дошкольников, строила на основе признанных нами ценностей образования детей дошкольников:
Гуманистические ценности
Приобщаясь гуманистическим общечеловеческим ценностям, ребенок приобретает способность свободно выбирать вид деятельности, реализовывать свою нравственно-эстетическую потребность, проявлять активность, свободно выражать внутреннюю позицию через оценки и самооценки, приобретает собственный знаковый опыт самовыражения.
Ценности здорового образа жизни
Ценности здорового образа жизни, проявляются в бережном отношении ребенка к своему организму, в представлении о своем теле и своих физических возможностях, о том, что полезно и что вредит здоровью. Данные ценности, ориентированы не только на сохранение и поддержание физического здоровья, но и обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения в освоении условий окружающей среды, способов и образцов поведения - обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность.
Познавательные ценности
Познавательные ценности заключены в познании ребенком окружающего мира (ближайшего окружения), его общечеловеческой ценности, общности и закономерности в жизни. В познании ребенок открывает мир ценностей человека, природы, предметов, а так же усваивает способы их познания. Осуществляет поиск общего и специфичного в социуме, осознает значимость познания для человека.
Эстетические ценности
Эстетические ценности познаются ребенком через способность воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в собственной художественно - творческой деятельности. В процессе общения с объектами окружающей действительности (социальной) в ребенке формируются эстетические представления, суждения, оценки, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств и поступков.
Таким образом, в результате реализации моего опыта работы, получила следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД.
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дороге, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
- создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия ребенок – родитель – педагог, ГИБДД за безопасность дорожного движения).
Раздел III
Результативность опыта
Подводя итоги диагностического обследования, следует сказать, что работа, проведенная в течение трех лет, дала определенный результат. Диагностика приводилась по программе: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. в разновозрастной группе.
Обследовано 16 детей. Из них, на начальном этапе работы над опытом, имели: высокий уровень – 1 детей, средний уровень – 7 детей, низкий уровень – 8 детей.
На конечном этапе работы над опытом: высокий уровень – 7 детей, средний уровень – 9 детей, низкий уровень – нет.
Усвоение программы группой в целом составил 100%.
Таким образом, в результате реализации опыта работы, я получила следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения;
- создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с родителями, ГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения;
- повышение квалификации педагогов ДОУ.
Таким образом, в результате реализации опыта обеспечено эффективная организация деятельности ДОУ по профилактике ДДТТ, основано на сотрудничестве с родителями и другими организациями ответственными за безопасность дорожного движения.
Для подкрепления самовоспитания нужен пример взрослых, т.к. на этом примере ребенок учиться законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
В результате сотрудничества с родителями, повысился процент заинтересованности родителей, проблемой детского дорожно-транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными участниками данного опыта.
По результатам анкетирования, на начало работы над опытом, заинтересованность в вопросах безопасности детей на дорогах, составила 20%, активность родителей в обучении ПДД составила 35%, а к концу работы над опытом заинтересованность составила 54%, а активность 46%.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком. По этому, главной задачей меня как воспитателя – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения, довести до ребенка смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. И только усилиями воспитателей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный мною опыт работы – попытка показать на практике, систему деятельности по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы над опытом, ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагога, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Надеюсь, что данный опыт работы вызовет практический интерес для педагогов, родителей, позволяющий доступно разъяснять детям правила дорожного движения.
Анализ мнения родителей показал, что став активными участниками общественной жизни, в процессе обучения своих детей безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, и приобретают все новые умения.
Об эффективности данного опыта можно говорить по вышеперечисленным результатам, по уровню знания детей, по активизации родителей.
Я убедилась, что такая система работы, дает положительные результаты по обучению детей правилам дорожного движения.
За период работы над опытом, не было выявлено не одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушения правил движения нашими воспитанниками.
Раздел IV
Литература
- Авдеева А.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007.
- Авдеева А.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»-М.:ООО«Издательство АСТ-ЛТД»,1998.–160 с.
- Авдеева А.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008.
- Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. – М., «Третий рим», 2007.
- Майоров Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей»,2009.
Раздел V
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения
Проблема безопасности дорожного движения волнует все мировое сообщество. Дети, как участники дорожного движения относительно чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем взрослые. Согласно д...
Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения
Проблема безопасности дорожного движения волнует все мировое сообщество. Дети, как участники дорожного движения относительно чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем взрослые.Повседневна...
Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»
Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...
Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»
Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....
Проект на тему "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...
ПРОГРАММА по формированию у дошкольников основ безопасности дорожного движения «МИГАЛОЧКИ»
ПРОГРАММАпо формированию у дошкольников основ безопасности дорожного движения«МИГАЛОЧКИ»...
Консультация «Формирование у дошкольников основ правил дорожного движения.»
Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подра...