Материал для родителей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие моторики рук – важный фактор речевой активности ребёнка».
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребёнка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозге завершается в основном к двухлетнему возрасту, а совершенствование их продолжается ещё в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребёнок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.
Задача взрослых – помочь малышу начать полноценно использовать возможности его ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребёнка, особенно ребёнка с проблемами здоровья.
Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удаётся добиться эмоционально – положительной реакции на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками, у ребёнка даже с глубокой задержкой развития. Так же вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания детей.
Важным моментом является привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях. Так, обученные конкретным игровым приёмам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребёнка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.
Одновременно осуществляется эмоционально – положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего ребёнка. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя.
Начинать нужно с эмоционально – положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается ясный контакт с малышом. Затем нужно вызвать у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже – простым звукоподражаниям и словам.
По мере роста малыша и овладения им первыми играми – потешками ему даются всё более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и желательно ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребёнка.
Параллельно необходимо поощрение родителей всякой деятельности ребёнка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, нужно постепенно предлагать ему для ознакомления всё более мелкие. В совместных действиях сопровождающихся доступной для ребёнка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности.
Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объём движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребёнка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и соответственно речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.
Таким образом, чем раньше родители начнут уделять внимание развитию моторики рук ребёнка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде
Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....
Материал для родителей "Памятка родителям от ребенка"
Памятка родителям от ребенка...
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»
Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....
Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....