«На свете много есть чудес, но всех чудесней летний лес!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Колпакова Юлия Александровна

Природоведческий поход  с детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Природоведческий поход.52 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

природоведческого похода

«На свете много есть чудес, но всех чудесней летний лес!»

Цель : Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства; воспитывать интерес к родной природе; желание больше узнавать о природе своего края, о природном разнообразии; формировать бережное отношение к природе, желание трудиться в ней.

Оборудование: велосипеды, мячи, скакалки. Кегли. Лесные шишки, рюкзаки, желуди, инвентарь «кочка», корзина, лоскутки, мешочки с песком

Ход:

Воспитатель встречает детей на участке, беседует о том, как все пойдут в лес. Производится осмотр рюкзаков, обращается внимание на спортивный стиль одежды. Выбирается командир - помощник воспитателя, наиболее авторитетный и требовательный к себе и окружающим ребенок. Завхоз по питанию - следит за продуктами и водой (один родитель и ребенок). Санитар – хранит у себя аптечку, слетит за личной гигиеной участников (один родитель и ребенок). Дежурные 2 – 3 человека.

    Воспитатель и дети беседуют о том, кто ходил в поход с родителями, ненавязчиво напоминая о правилах поведения в общественных местах и в лесу. Дети и родители в свободном построении идут в лес. Входя в лес, воспитатель читает четверостишие:

На свете много есть чудес,

Но всех чудесней летний лес!

Весь год живут в нем птицы,

Поют и гнезда вьют.

   Устраивается привал и проводится игра: «Чей звук» (развивать внимание и выдержанность, тембровый слух, умение различать диапазон звуков). Играющие внимательно слушают голоса птиц, и угадывают их.

  • Ребята, в этом лесу есть веселая полянка, но чтобы добраться до нее надо перейти болото и пробежать по «тропинке ловкости».
  • А чтобы эти препятствия легко преодолевались,  мы сделаем зарядку:

Раз- присядка, два – прыжок,

И опять присядка,

А потом опять прыжок-

Заячья зарядка!

Птичка скачет, словно пляшет

Птичка крылышками машет

И взлетает без оглядки-

Это Птичкина зарядка!

Ну, а мишка - косолапый

Широко разводит лапы,

То одну, то обе вместе ,

Долго топчется на месте,

А когда зарядки мало,

Начинает все сначала.

Белки скачут очень быстро,

Машут хвостиком пушистым,

Целый час играют в прятки-

Это беличья зарядка!

  -    Какие вы молодцы! Хорошо сделали зарядку.

  • Внимание, внимание! Наш привал окончен и впереди нас ждет «тропинка - ловкости» - вы должны пробежать ее как можно быстрее, и ни разу не наступить на корни деревьев, выступающие из земли. За мной!
  • А сейчас мы будем переходить коварное болото. Будьте внимательны. Это болото можно перейти, прыгая с кочки на кочку. Помогайте друг другу и тогда у вас все получится.
  • Вот и преодолели мы все препятствия и оказались на поляне, присядем на пенек.

На пенечке посидим,

По - звериному кричим!

После этого, ребята,

Посидеть в кружочке надо

И загадки загадать -

И самим их отгадать.

Я - хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролет

Снится мне душистый мед.

Страшно я могу реветь -

Кто же я, скажи -... (медведь)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (дятел)

Мы - лесные жители,

Мудрые строители,

Сама мелковата,

Хвостик богатый,

С ветки на ветку скок- поскок,

Орешки зубами щелк - по щелк. (белка)

Трусишка. Хвост – коротышка,

Ушки вдоль спинки,

Глаза с косинкой.
Одежда в два цвета:

На зиму, на лето. (заяц)

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает (сова)

  • Ребята, а каких обитателей леса знаете вы?
  • Игра «Кто больше назовет». (Дети делятся на две команды и поочередно называют лесных жителей. Побеждает команда, назвавшая последнего обитателя. Проигравшая команда рассказывает стихотворение или поет песню, загадывает загадку о  последнем названном животном).
  • Вот вы так много назвали обитателей леса, а одного все - таки забыли:

Людям в летние деньки не дает покоя,

Ни в лесу, ни у реки чудище лихое.

Всюду жалобно пищит и добычу ищет.

Беспощадный, кровожадный - злобный комарище!

  • Ребята, мы с вами и поиграли, и загадки отгадывали, а сейчас я хочу поговорить с вами о растениях. Посмотрите вокруг. В лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы.
  • Верхний шатер в лесу образуют могучие, высокие деревья. Они стремятся к свету, солнцу, растут все выше и только на макушках широко распускают свои ветки.
  • Как вы думаете, какие деревья мы можем чаще встретить в лесу? (сосну, ель, береза, дуб).
  • А еще в наших лесах можно встретить осину, ольху, липу, клен, а на востоке нашей страны - лиственницу.
  • Давайте возьмем веточки елки и сосны, найдем различия между хвоинками. Как они располагаются. Какова их длина?
  • Под шатром высоких деревьев растут кустарники: калина, малина, шиповник, лещина; на влажных участках - смородина. Нижний этаж занимают травы, мхи, лишайники, грибы.
  • Наш лес многоярусный.
  • Найдите, пожалуйста, мох и лишайник. Чем они отличаются друг от друга?
  • Сосна и ель - хвойные деревья. Их листочки- хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.
  • Ель очень любит влагу, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные. Так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. Под елями растут растения, которые любят тень.
  • Давайте наклонимся, посмотрим и назовем эти растения.
  • Сосна может расти на сухих песках, на моховых болотах, на голых склонах и даже на гранитных скалах Она любит свет. Воздух в сосновых лесах сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов и других полезных элементов.
  • Подышим этим воздухом. (Дети делают дыхательную гимнастику на 3 вдоха - 1 выдох). Пусть наши легкие наполнятся сосновым воздухом.

 Как дышится легко в бору сосновом!

    Он кажется смолистым срубом новым:

    По гладким веткам белки скачут ловко;

    Стволы, как медь, горят по вечерам,

    И дятла ярко- красная головка

    Мелькает в сосняке то здесь, то там.

  • Ребята, осмотритесь вокруг и найдите березу. Давайте подойдем к ней поближе и посмотрим на нее.
  • Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен сложено о ней. Живет она долго. К 80 годам дерево может достичь высоты 30 метров (т. е. как десятиэтажный дом). Весной еще до первых листочков  на березе появляются длинные сережки - это цветки, из которых к концу лета созревают семена. Березовый лес красив во все времена года.

   Березка белый сарафан надела,

Кудри завила, косы заплела.

                                                  До чего же хороша,

                                                  Словно девица - душа!

  • А вот и дуб стоит рядом с березой. Чем отличается дуб от березы? Рассмотрите листья и ветки этих деревьев. Найдите различия в форме листьев, ствола и т. д.
  • Дуб - широколиственное дерево. Это долговечное и самое красивое дерево наших лесов. Его ствол мощный, крона раскидистая. Листья  дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с темно- коричневыми листьями.

Желуди на ветке - это дуба детки.

Упадут на землю, тихонько дремлют.

Ждут весенних дней - проливных дождей.

Гладкий желудок - будущий дубок.

Там, где нынче травы - зашумит дубрава.

  • Многие лесные звери любят вкусные желуди.
  • Назовите мне этих зверей.
  • А вы помните как выглядят желуди? Походите под дубом и найдите его деток. Какие они?
  • А сейчас хочу показать вам очень красивую травку. Называется она - кислица. Внимательно рассмотрите ее и скажите откуда у нее отходят цветы и листья (от корня). Давайте легонько пощелкаем по ее листочкам. Что происходит? (цветок сомкнулся и поник, листочки опустились). Так засыпает она и во время дождя, под щелчками дождевых капель. Но перестань ее тревожить и она опять расправится.

-     В середине лета, когда почва прогреется и увлажнится, в лесу появляется много   грибов.

  • А как вы думаете, чем питаются животные в лесу?
  • Значение леса в нашей жизни велико. Что дает нам лес?
  • Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу, леса очищают воздух, украшают землю, защищают поля от ветров, предохраняют почву от разрушений. Поэтому мы должны бережно относиться к ним и хранить их.
  • Народная мудрость гласит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил, хотя бы одно дерево». Нужно помнить, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не разбросал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

  • О чем нас хочет предупредить в своем стихотворении автор?
  • Как вы понимаете выражение: «Лес - друг человека?»
  • Каково значение леса в нашей жизни?
  • Чем мы можем оказать помощь в сохранении лесных богатств?
  • Должны ли мы затушить костер перед уходом?

Затем предлагается детям поиграть в игры: «Целься вернее», «Пройди через ручеек», «Ловля обезьян», «Охотники и зайцы», «Не попадись».

Предлагаются конкурсы для взрослых: «Кто быстрее допрыгает в мешке», «Кто дальше бросит шишку», «Кто больше назовет растений».

Самые ловкие, активные награждаются поездкой по лесу на велосипеде.

После игр проводится уборка мусора на поляне: «Отдохнул, убери свою планету!».

Все возвращаются в детский сад и делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Профессий много есть на свете"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск самарской области струк...

Конспект НОД "Профессий много есть на свете".

Профессий много разных есть…»Задачи:1. Закреплять знания дошкольников о различных профессиях.2. Учить определять профессию по описанию, делить разные профессии на группы по признаку, предложенному вос...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию " Много есть садов на свете, но такой, как наш, один"

Конспект НОД по птриотическому воспитанию направленный показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть     взрослые, они заботятся о детях....

Проект «Зимою много есть чудес - все вызывает интерес»

Проект «Зимою много есть чудес - все вызывает интерес»...

План проектной деятельности "Сказок много есть на свете"

План проектной деятельности "Сказок много есть на свете" Старшая группа...

Конспект итогового занятия по проектной деятельности «Развитие речи через художественное слово в старшей группе «Сказок много есть на свете»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности «Развитие речи через художественное слово в старшей группе «Сказок много есть на свете»...

Презентация "Профессий много есть на свете"

Презентация предназначена для показа детям старшего дошкольного возраста для ознакомления с профессиями родителей....