Мастер-класс для воспитателей «Новые подходы к организации закаливающих процедур»
консультация (старшая группа) на тему

     Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха. Ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер класс для воспитателей46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №21

муниципального образования Тимашевский район

ст. Медведовская

                                       

                                     

           

Мастер-класс

«Новые подходы к организации

закаливающих процедур»

                                                                                                            Инструктор по                            

                                                                                                            физвоспитанию

                                                                                                            Копылович Г. В.

                                                                                                            МБДОУ д/с №21

                                                                                                           

           Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны «создать» и воспитывать начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.                                        

     Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха. Ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика».

       В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей – повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается. При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:

  - дозировка процедур в зависимости от возраста детей.  Их здоровья и

     индивидуальных реакций на действующие факторы;  

  - постепенное повышение интенсивности процедур;

  - ежедневное, без перерывов. Их проведение, начиная с самого раннего возраста;

  - постоянный контроль за влиянием процедур на организм;

  - комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная  

    настроенность.

         Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливания сначала.

         Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20*С

Продолжительность первых ванн не должна быть более 10 – 15 минут, из них 5 – 7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.

        Водные процедуры – обтирание, обливание, купание. Выбор данных процедур определяется врачом на основании данных о состоянии здоровья ребенка.

      Местные водные процедуры – утреннее умывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры проводятся в соответствии с режимом. С четырех лет и старше дети моют лицо, шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимо проводить обливание стоп с нижней половины голеней прохладной водой. Температура воды при начальных процедурах – 28*С, затем постепенно снижается до 18*С.

       Обтирание – проводится после утренней гимнастики. Махровую варежку или полотенце смачивают водой определенной температуры, отжимают и обтирают последовательно шею, руки, грудь, живот, спину, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты. Температура при первых обтираниях равна 33*С. Каждые 2-3 дня она снижается на 1-2*С и доводится до температуры 18*С. Температура воздуха в помещении при этой водной процедуре должна быть не ниже 16*С Детям с ослабленным здоровьем обнажение и обтирание проводят по частям, в порядке указанной выше последовательности. Общие обливание проводятся через 1-1,5 месяца обтираний при ясно выраженных признаках благоприятного их воздействия на организм. Начальная температура воды при общих обливаниях и душах установлена в 34-33*С, через каждые 2-3 дня снижается на 1-2*С и доводится зимой до 26*С и летом до 24*С. Ванны рекомендуется проводить 2раза в неделю при температуре воды 36*С продолжительностью 10минут, с последующим обливанием водой температуры 34*С.

       Купание – наиболее сильно раздражающая и охлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только с разрешения врача.

       Купание обычно проводиться после солнечных ванн и начинается при температуре воды не ниже 22-24*С. Первые купания продолжительны – 2-3минуты, а последующие постепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное – от состояния здоровья ребенка и его реакции. Нельзя допускать длительного прибывания детей в водоеме. Чрезмерное охлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, «гусиной кожи», приносит вред здоровью. Максимальная продолжительность купания для дошкольников при их активном движении (плавание, игра в мяч и т.д.) составляет 8-10минут. Детям, разгоряченными и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10-15минут.

         Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ – это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.

         Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарственные» вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

         Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

         Предлагаю вам посмотреть, как он выполняется. (Показ).

Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

     Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, вилочковой железой и костным мозгом. Точка расположена на грудине, на четыре пальца ниже ямки в месте соединения ключиц. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

      Точка 2 расположена на передней поверхности шеи, над ямкой в месте соединения ключиц. Точка регулирует иммунные функции организма – повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

      Точка 3 контролирует химический состав крови и одновременно слизистой оболочки гортани. Массажные зоны расположены с двух сторон на переднебоковых поверхностях шеи, по бокам от гортани, под выступающими углами нижней челюсти.

      Точка 4 располагается на заднебоковых поверхностях шеи, под ушными раковинами. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи, туловища.

      Точка 5 расположена в области наиболее выступающего 7-го позвонка.

      Точка 6 улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых полостей. Дыхание через нос становится свободным и насморк проходит. Точка расположена на верхней челюсти с двух сторон от крыльев носа.

       Точка 7 улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Она расположена с двух сторон в начальных точках надбровных дуг у корня носа.

       Точка 8 располагается перед козелками ушных раковин (у выступа перед ушным отверстием). Массаж этой области воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

       Точка 9 расположена на кисти руки, в треугольнике между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами. При массаже этих точек рефлекторно нормализуется деятельность многих внутренних органов.

        Массаж надо делать 3раза в день по 3секунды (9раз в одну сторону, 9-в противоположную). Делайте массаж ежедневно, особенно в период повышенной простудной заболеваемости.

         Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Семейные лыжные прогулки, туризм и другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т.д. способствуют оздоровлению организма детей и взрослых.

          Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:

   - движения во всех видах;

   - подвижные игры на воздухе;

   - утренняя гимнастика;

   - закаливание;

   - достаточное освещение и правильно подобранная мебель;

   - постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;

   - выполнение специальных комплексов упражнений.

           В каждой группе есть дети с плоскостопием. Хорошим средством закаливания, а также формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Детей следует приучать ходить босиком в помещении, что можно продолжать и в другие сезоны года.

            Рекомендую проводить утреннюю зарядку и физкультурные занятия в зале сначала в носках, а потом босиком. Также предлагаю комплекс упражнений который вы можете использовать в своей работе с детьми в течении дня. Посмотрите, как он выполняется. (Показ).

                   Специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе.

  1. Стоя, руки на пояс, перекаты с пятки на носок.
  2. «Боковая прогулка» - подняться на носки, пятки опустить вправо, перекатиться на пятки, подняться на носки, опустить их вправо и т.д. Идти в одну сторону, затем в другую сторону. Пальцы и пятки поднимать как можно выше, туловище держать прямо.
  3. Приседание, руки вперед, нагрузка на передний отдел стопы. Повторить 6-8раз.
  4. Ходьба приставными шагами по гимнастической палке. Палка под средним отделом стопы.
  5. Ходьба в «сухом бассейне».
  6. Лазание по гимнастической стенке.
  7. Ходьба пружинящим «гусиным» шагом.
  8. Ходьба на носках, пятках, на наружнем своде стопы, «медвежьим» шагом.
  9. Ходьба по наклонной плоскости.
  10. Захватить пальцами платочки или карандаши и идти на пятках.

              Желаемых результатов в работе можно достичь только при соблюдении следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, соответствие средств обучения возможностям и состоянием ребенка. Помните! Здоровье взрослого закладывается в раннем детстве. Воспитать здорового ребенка можно только при полном взаимном доверии, понимании между родителями и педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Новые подходы в организации родительских собраний в условиях реализации ФГТ»

Данная консультация будет полезна воспитателям. В нейподробно  раскрыты подходы в организации родительских собраний....

Консультация для воспитателей на тему: «Организация закаливающих процедур»

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зн...

Консультация для воспитателей "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО".

Консультация "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошколного возраста согласно требованиям ФГОС ДО" предназначена для воспитателей ДОУ. Данная консультация  поможет ...

Семинар для воспитателей "Новые подходы по организации экологического образования детей в ДОУ"

В  семинаре отражены новые подходы в работе с дошкольниками в области экологического образования....

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»

Повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавател...