Мастер-класс для воспитателей «Новые подходы к организации закаливающих процедур»
консультация (старшая группа) на тему
Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха. Ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс для воспитателей | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №21
муниципального образования Тимашевский район
ст. Медведовская
Мастер-класс
«Новые подходы к организации
закаливающих процедур»
Инструктор по
физвоспитанию
Копылович Г. В.
МБДОУ д/с №21
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны «создать» и воспитывать начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха. Ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика».
В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей – повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается. При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:
- дозировка процедур в зависимости от возраста детей. Их здоровья и
индивидуальных реакций на действующие факторы;
- постепенное повышение интенсивности процедур;
- ежедневное, без перерывов. Их проведение, начиная с самого раннего возраста;
- постоянный контроль за влиянием процедур на организм;
- комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная
настроенность.
Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливания сначала.
Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20*С
Продолжительность первых ванн не должна быть более 10 – 15 минут, из них 5 – 7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.
Водные процедуры – обтирание, обливание, купание. Выбор данных процедур определяется врачом на основании данных о состоянии здоровья ребенка.
Местные водные процедуры – утреннее умывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры проводятся в соответствии с режимом. С четырех лет и старше дети моют лицо, шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимо проводить обливание стоп с нижней половины голеней прохладной водой. Температура воды при начальных процедурах – 28*С, затем постепенно снижается до 18*С.
Обтирание – проводится после утренней гимнастики. Махровую варежку или полотенце смачивают водой определенной температуры, отжимают и обтирают последовательно шею, руки, грудь, живот, спину, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты. Температура при первых обтираниях равна 33*С. Каждые 2-3 дня она снижается на 1-2*С и доводится до температуры 18*С. Температура воздуха в помещении при этой водной процедуре должна быть не ниже 16*С Детям с ослабленным здоровьем обнажение и обтирание проводят по частям, в порядке указанной выше последовательности. Общие обливание проводятся через 1-1,5 месяца обтираний при ясно выраженных признаках благоприятного их воздействия на организм. Начальная температура воды при общих обливаниях и душах установлена в 34-33*С, через каждые 2-3 дня снижается на 1-2*С и доводится зимой до 26*С и летом до 24*С. Ванны рекомендуется проводить 2раза в неделю при температуре воды 36*С продолжительностью 10минут, с последующим обливанием водой температуры 34*С.
Купание – наиболее сильно раздражающая и охлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только с разрешения врача.
Купание обычно проводиться после солнечных ванн и начинается при температуре воды не ниже 22-24*С. Первые купания продолжительны – 2-3минуты, а последующие постепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное – от состояния здоровья ребенка и его реакции. Нельзя допускать длительного прибывания детей в водоеме. Чрезмерное охлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, «гусиной кожи», приносит вред здоровью. Максимальная продолжительность купания для дошкольников при их активном движении (плавание, игра в мяч и т.д.) составляет 8-10минут. Детям, разгоряченными и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10-15минут.
Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ – это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарственные» вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Предлагаю вам посмотреть, как он выполняется. (Показ).
Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.
Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, вилочковой железой и костным мозгом. Точка расположена на грудине, на четыре пальца ниже ямки в месте соединения ключиц. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2 расположена на передней поверхности шеи, над ямкой в месте соединения ключиц. Точка регулирует иммунные функции организма – повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3 контролирует химический состав крови и одновременно слизистой оболочки гортани. Массажные зоны расположены с двух сторон на переднебоковых поверхностях шеи, по бокам от гортани, под выступающими углами нижней челюсти.
Точка 4 располагается на заднебоковых поверхностях шеи, под ушными раковинами. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи, туловища.
Точка 5 расположена в области наиболее выступающего 7-го позвонка.
Точка 6 улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых полостей. Дыхание через нос становится свободным и насморк проходит. Точка расположена на верхней челюсти с двух сторон от крыльев носа.
Точка 7 улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Она расположена с двух сторон в начальных точках надбровных дуг у корня носа.
Точка 8 располагается перед козелками ушных раковин (у выступа перед ушным отверстием). Массаж этой области воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9 расположена на кисти руки, в треугольнике между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами. При массаже этих точек рефлекторно нормализуется деятельность многих внутренних органов.
Массаж надо делать 3раза в день по 3секунды (9раз в одну сторону, 9-в противоположную). Делайте массаж ежедневно, особенно в период повышенной простудной заболеваемости.
Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Семейные лыжные прогулки, туризм и другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т.д. способствуют оздоровлению организма детей и взрослых.
Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:
- движения во всех видах;
- подвижные игры на воздухе;
- утренняя гимнастика;
- закаливание;
- достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
- постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
- выполнение специальных комплексов упражнений.
В каждой группе есть дети с плоскостопием. Хорошим средством закаливания, а также формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Детей следует приучать ходить босиком в помещении, что можно продолжать и в другие сезоны года.
Рекомендую проводить утреннюю зарядку и физкультурные занятия в зале сначала в носках, а потом босиком. Также предлагаю комплекс упражнений который вы можете использовать в своей работе с детьми в течении дня. Посмотрите, как он выполняется. (Показ).
Специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе.
- Стоя, руки на пояс, перекаты с пятки на носок.
- «Боковая прогулка» - подняться на носки, пятки опустить вправо, перекатиться на пятки, подняться на носки, опустить их вправо и т.д. Идти в одну сторону, затем в другую сторону. Пальцы и пятки поднимать как можно выше, туловище держать прямо.
- Приседание, руки вперед, нагрузка на передний отдел стопы. Повторить 6-8раз.
- Ходьба приставными шагами по гимнастической палке. Палка под средним отделом стопы.
- Ходьба в «сухом бассейне».
- Лазание по гимнастической стенке.
- Ходьба пружинящим «гусиным» шагом.
- Ходьба на носках, пятках, на наружнем своде стопы, «медвежьим» шагом.
- Ходьба по наклонной плоскости.
- Захватить пальцами платочки или карандаши и идти на пятках.
Желаемых результатов в работе можно достичь только при соблюдении следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, соответствие средств обучения возможностям и состоянием ребенка. Помните! Здоровье взрослого закладывается в раннем детстве. Воспитать здорового ребенка можно только при полном взаимном доверии, понимании между родителями и педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Новые подходы в организации родительских собраний в условиях реализации ФГТ»
Данная консультация будет полезна воспитателям. В нейподробно раскрыты подходы в организации родительских собраний....
Консультация для воспитателей «Новые подходы в организации родительских собраний в условиях реализации ФГОС»
новые подходы в проведении родительских собраний...
Консультация для воспитателей на тему: «Организация закаливающих процедур»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зн...
Консультация для воспитателей "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО".
Консультация "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошколного возраста согласно требованиям ФГОС ДО" предназначена для воспитателей ДОУ. Данная консультация поможет ...
Семинар для воспитателей "Новые подходы по организации экологического образования детей в ДОУ"
В семинаре отражены новые подходы в работе с дошкольниками в области экологического образования....
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
Повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавател...