Семинар для воспитателей "Новые подходы по организации экологического образования детей в ДОУ"
методическая разработка

Скареднова Ирина Самсоновна

В  семинаре отражены новые подходы в работе с дошкольниками в области экологического образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак

Семинар-практикум для воспитателей

«Новые подходы  

по организации экологического образования детей в ДОУ»

Автор: Скареднова Ирина Самсоновна,

старший воспитатель

Цель: способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического образования дошкольников.

Слайд 1

Уважаемые педагоги, сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания(образования) детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку взрослый мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как донести до детей основы экологических знаний? Об этом и пойдет сегодня речь. За вашими плечами, уважаемые педагоги, опыт, позволяющий высказывать свои суждения по обсуждаемым вопросам.

Слайд 2,3

1. Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1886 году.

Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. 

(В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос»,– дом, «логос» - наука).

В современном мире направления экологии (социальная экология, биоэкология и др.) развиваются довольно бурно.

Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. В то же время мы живем рядом с  источниками экологической безопасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, продаем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в загрязненных реках, обрабатываем огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами или в окрестностях села, чего делать ни в коем случае нельзя.

Слайд 4

2.Проблемы экологии в мире, стране, городе

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем селе. Возникают проблемы переработки мусора и др. Почему возникают такие проблемы?

Да потому что долгое время воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Многие годы в нашем обществе преобладал потребительский, антропоцентрический подход к постановке и решению проблем. Главная особенность такого подхода – человек – «мера всех вещей», «властелин и хозяин» природы, способный изменять ее для своих потребностей.

Сейчас необходимо развитие у всех людей нового мышления, сознания и воспитание личной ответственности за то, как мы относимся к природе. Каждый человек, в том числе и ребенок, должен быть не только воспитан, но и образован. Но, что же такое экологическое образование?

Слайд 5

Экологическое образование требует перехода к новой парадигме экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био- (эко-) центризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания.

(Работа в микрогруппах с таблицами: «Традиционные и новые подходы», «Старые и новые парадигмы»)

Слайд 6

3. Что такое экологическое образование?

Под экологическим образованием дошкольников принято понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Слайд 7

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Слайд 8

4. Цель и задачи экологического воспитания.   

Целью и результатом экологического образования дошкольников является экологическая воспитанность, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Ее проявления могут быть самыми разнообразными: эмоциональная отзывчивость на состояние животных и растений; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом.

Развитие экологически воспитанной личности возможно при решении развивающих, образовательных, воспитательных задач в соответствии с возрастом детей.

Слайд 9

Задачи:

- развитие умений познавательно-исследовательской деятельности;

-создание условий для обогащения экологических представлений;

-развитие умения действовать в природе, соблюдая доступные экологические правила;

-воспитание основ гуманно-ценностного отношения детей к природе;

-поддержка эмоциональной отзывчивости к объектам природы.

Слайд 10

5. Организованные формы обучения и совместная деятельность воспитателя и детей       (Памятки для воспитателей  -  раздать)

1. Организованные:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д);

– занятия (экологические, познавательные, интегрированные);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,

деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
– целевые прогулки, мини-походы;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки); – рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях;
– рассматривание картин из жизни диких животных, репродукций художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.;
– работа с экологическими моделями, схемами;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы (например, о временах года);
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),
– опыты, эксперименты, поисковая деятельность;
– марафоны, аукционы, акции;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
– занятия на экологической тропе;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, «Поле чудес» и «Что, где, когда?»;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, организация выставок;
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
– изготовление и обыгрывание макетов («Зоопарк», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран») и панно («Лес – наше богатство», «Круговорот воды в природе», «Путешествие Капельки», «Кто в море живет», «Луг»).

6. Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?

Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и расскажите, как оно называется, - например, береза.  Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими станут они осенью?

Это и есть ознакомление с деревом (природой).

Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое?

Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.

Например, березе нужна почва – она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух – листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п.

(Работа в микрогруппах. Анализ конспектов занятий по экологии)

Слайд 11

7. Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.

Научность.

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще Константин Дмитриевич Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т.е. «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». Следует давать правильную, научную информацию, а ложная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках.

Доступность.

Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным  мышлением детей данного возраста.

Гуманистичность.

Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящего о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Данный принцип реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность.

Данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

Деятельностность.

Данный принцип лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принять дети. Ребенок должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности, в которых происходит становление и формирование отношения «ребенок-окружающая среда». Важнейшая часть образования ребенка состоит в конкретных действиях, поступках.

Интеграция.

На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность.

Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в ДОУ должен строиться с учетом целостного подхода.

Конструктивизм.

Применение данного принципа означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации.

Регионализм.

Данный принцип заключается в том, что в работе с детьми предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Формирование экологических представлений ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением детского сада и его территорией, собственной квартирой, ближайшим парком, лесом, озером и т.д. Также  должны быть отобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности. Регионализм проявляется в отборе объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.

Системность.

Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Преемственность.

Данный принцип предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

Слайд 12

8. Формы взаимодействия с семьями воспитанников

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги («День Земли», «Осенние  посиделки», «День птиц» и др.), оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и тд.

(Педагоги делятся на мини-группы. Каждая из групп, за определенный промежуток времени, записывает формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Затем каждая группа представляет данные формы работы с родителями)

Слайд 13

9. Решение педагогических ситуаций

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!». Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?». Тот отвечает «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?

4.Антон и Коля построили из песка «улицу». Лариса Петровна посоветовала: «Озелените улицу». – «Как это сделать?» - спросил Коля. «Нарвите веточек – вот вам и деревья и кусты»! – подсказала воспитатель.

Оцените совет педагога. Способствовал ли он экологическому образованию детей? Дайте рекомендации по обогащению сюжетной игры оборудованием.

Слайд 14

10. Назовите детских писателей о природе.

А.С.Пушкин, В.Бианки, М.Пришвин, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А. Барто, Н.Сладков, Л.Толстой, К.Паустовский, Г.Снегирев и др.

На основе художественных произведений формируется любовь к природе.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
                                                                                                    М.М.Пришвин.

Используемая литература

  1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой – Спб.: Питер, 2013.
  2. Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002г.
  3. Рыжова Н.А., Материалы курса «Экологическое образование в детском саду» : Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «первое сентября», 2009 г.
  4. О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ПАМЯТКА

Организованные формы обучения и совместная деятельность воспитателя и детей по экологическому образованию в ДОУ

Организованные

– экскурсии (в лес, парк, на луг, водоем и т.д);
– занятия (экологические, познавательные, интегрированные);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

 Совместная деятельность воспитателя и ребенка

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
– целевые прогулки, мини-походы;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки); – рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях;
– рассматривание картин из жизни диких животных, репродукций художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.;
– работа с экологическими моделями, схемами;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы (например, о временах года);
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),
– опыты, эксперименты, поисковая деятельность;
– марафоны, аукционы, акции;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
– занятия на экологической тропе;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, «Поле чудес» и «Что, где, когда?»;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, организация выставок;
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
– изготовление и обыгрывание макетов («Зоопарк», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран») и панно («Лес – наше богатство», «Круговорот воды в природе», «Путешествие Капельки», «Кто в море живет», «Луг»).

Основные различия между традиционными и новыми подходами в экологическом образовании

(по И.Д. Звереву)

Экологические

Традиционные

Человек-часть природы (Эко-Я)

Мир для человека (Эго –Я)

Мера вещей – уникальность жизни (биоцентризм)

Человек – мера вещей (антропоцентризм)

Согласование потребностей с экологическими требованиями

Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность

Уважение ко всем формам  жизни

Человек – «хозяин, «царь» природы

Смена стереотипов

 

Старая (традиционная) парадигма

Новая (биоцентрическая) парадигма

Природа (лес) дает нам грибы, ягоды, поэтому мы должны ее беречь

Природа – «дом» для живых существ, в том числе и человека, самоценность природы

Дерево дает нам древесину.Чем ценна ель? Сосна имеет большое народно-хозяйственное значение

Дерево – «дом» для животных, его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, эстетическое, познавательное значение, роль в жизни человека

Грибы съедобные и несъедобные, ядовитые

Роль грибов в круговороте веществ (на ближайших примерах – в саду, парке, в лесу) и в жизни других организмов – связи с деревьями, животными

Помогать природе, улучшая ее, приумножать богатства

Учитывать законы природы, действовать в их рамках, помогать прежде всего организмам, которые живут в измененной среде, рядом с нами

Сурки не наносят большого вреда растениям

Сурки питаются растениями

Вредные и полезные организмы, опасные и съедобные, красивые и некрасивые

Роль каждого организма в природе (на отдельных примерах), их место в пищевых цепочках, самоценность

Акцент на выращивании культурных растений

Акцент на общении с объектами естественной природы

Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для коллекций и наблюдений в детском саду

Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе, без нанесения ущерба организмам

Формы работы с родителями по экологическому образованию дошкольников


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые подходы по организации экологического образования детей в ДОУ (семинар-практикум для воспитателей) Автор: Скареднова И.С., ст. воспитатель филиала №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак.

Слайд 2

Экология

Слайд 3

Экология Это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос»,– дом, «логос» - наука)

Слайд 4

Экологические проблемы Загрязнение воздуха, воды, почвы. Проблемы переработки мусора (отходов). Безграничное потребление природных ресурсов. Вырубка лесов. Уничтожение природных экосистем и биоразнообразия. Разрушение озонового слоя. Войны, ядерные испытания. Перенаселение.

Слайд 5

Подходы в экологическом образовании Антропоцентрический Био- (эко-) центрический

Слайд 6

Экологическое образование Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Слайд 7

Экологическая культура Это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности

Слайд 8

Цель экологического образования дошкольников Это экологическая воспитанность, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Ее проявления могут быть самыми разнообразными: эмоциональная отзывчивость на состояние животных и растений; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом

Слайд 9

Задачи экологического образования дошкольников развитие умений познавательно-исследовательской деятельности; создание условий для обогащения экологических представлений; развитие умения действовать в природе, соблюдая доступные экологические правила; воспитание основ гуманно-ценностного отношения детей к природе; поддержка эмоциональной отзывчивости к объектам природы

Слайд 10

Формы экологического образования дошкольников Организованные Совместная деятельность воспитателя и детей Проектная деятельность

Слайд 11

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников Научность Доступность Гуманистичность Прогностичность Деятельностность Интеграция Целостность Конструктивизм Регионализм Системность Преемственность

Слайд 12

Формы взаимодействия с семьями воспитанников Просветительская деятельность Консультативная деятельность Проектная деятельность Досуговая деятельность

Слайд 13

Педагогические ситуации

Слайд 14

Писатели о природе «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». М.М.Пришвин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Экскурсия в природу как форма организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрывается важное социальное значение экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста посредством экскурсии в природу....

Новые подходы организации экологического образования во взаимодействии с родителями воспитанников.

Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых....

Организация экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ

Организация экологического образовательного пространства в ДОО...