мой помощник-нос.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Шамова Лариса Владимировна

Данный конспект НОД с применением презентации, предложенной здесь ранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект НОД45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мой помощник — нос».

Участники: дети старшей группы, воспитатель

Интегрированные области: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская

 

Форма проведения: беседа с применением ИКТ

Программные задачи:

1.Образовательные:

  • Познакомить детей с важным органом чувств - носом.
  •  Дать понятие об основных функциях носа.
  • Закрепить правила гигиены и ухода за носом.

2.Развивающие:

  • Развивать интерес к собственному здоровью.
  • Развивать мышечный тонус и стимулировать тактильные ощущения.
  • Приобщать детей к активной умственной деятельности.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать осознание важности познания своего организма.
  • Вызвать желание бережно относиться к носу как к жизненно важному органу.

Материал к занятию:

Презентация на тему «Наш помощник-нос», два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр, бутылочки с разными запахами,

Предварительная работа: 

чтение В.Бианки «Чей нос лучше?»,  Д.Родари «Чем пахнут ремесла?», В.Берестов «Как найти дорожку», НОД «Воздух и его свойства», отгадывание загадок.

Ход НОД:

  • Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём нашу беседу.
Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
Да! (Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки? 
Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки? 
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки? 
Да! (Поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы? 
Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)

 

Воспитатель:  Я задам всем вам вопрос

                           Для чего нам нужен нос? (слайд 1)

- Правильно, нос нужен для того, чтобы дышать и чтобы чувствовать разные запахи.

- Посмотрим, чем же можно его заменить, если он вдруг перестанет дышать, например, при     насморке. Прижмите пальцами ноздри, и вы уже не сможете сделать вдох через нос. Зато можно – через рот! Вдохните – выдохните! Еще раз! Получается? Так происходит потому, что вход в дыхательное горло есть и из носа, и изо рта. Поэтому, если нос по какой-то причине дышать не может, ему поможет рот.

-Наш нос важен также как и другие органы.  (слайд 2)

Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты очень маленькими ресничками, которые все время колышутся, как трава на ветру. К ним прилипают пылинки, попавшие в нос вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу.

Поэтому наш нос называют фильтром. А вы знаете, что такое фильтр? (слайд 3) 

Фильтр - это механизм для очистки чего-то, например, воздуха или  воды. Я вам покажу, как работает  простой фильтр из ваты и марли.

  • Опыт

У меня на столе 2 стакана. Один пустой, другой- с грязной водой. В пустой стакан  я вставлю фильтр и через него налью грязную воду. Что вы заметили? Посмотрите, вода стала чистой, а фильтр – грязный. Почему так произошло? Кто запомнил, что такое фильтр?

А ещё нос называют увлажнителем, потому  что он увлажняет сухой воздух. (слайд 4)

-А что значит обогреватель? (слайд 5)

От чего там жарко? Внутри носа есть маленькие сосудики, по которым течет горячая кровь. Поэтому воздух согревается так, что в легкие он поступает уже теплый и очищенный. Вот почему важно дышать не ртом, а носом. Меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Значит, кроме фильтра наш нос ещё чем является? (обогревателем)

-Чтобы наши носы хорошо дышали, я предлагаю сделать

  • дыхательную гимнастику.

  1,2,3,4,5  (ходьба на месте)

                                                 Все умеем мы считать.

                                                  Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

и легко-легко подышим.

-А еще нос называют сторожем. (слайд 6) 

-Как вы думаете почему?

 Потому что он единственный из всех органов умеет распознавать запахи. Наш нос нам подсказывает, можно или нет употреблять тот или другой продукт, не испорчен ли он. А если вы вдруг почувствуете  запах дыма, будете знать: где-то рядом – опасность. Тут нос нас тоже может предупредить.

У меня есть специальные бутылочки, в которые я «спрятала» разные запахи. Посмотрим, сможете ли вы угадать, чем пахнет из каждой бутылочки?

 

  • Игра «Угадай-ка!»

Дети по желанию вызываются, нюхают содержимое бутылочки, определяют и называют запах.

- Молодцы, ребята! Смогли узнать и запах лука, и запах чеснока. А еще узнали, что в бутылочках спрятались запахи шоколада, апельсина, и даже духов!

А теперь попробуйте узнать эти же запахи с закрытым носом, через рот! Что вы можете сказать? (дети выясняют, что через рот запахи не передаются, их можно чувствовать только носом).

-Запахи бывают полезные, приятные и неприятные, вредные.

-Назовите, пожалуйста, приятные запахи. (слайд 7)

Какие вредные  запахи вы знаете? (слайд 8) 

Почему они вредные?

Вот какие наши носики!

Давайте полюбим свой носик. (слайд 9)

  • Самомассаж  «Поиграем с носиком»

 Раз, два, три, четыре, пять                      тянут себя за нос. 

Вышел носик погулять.

Вот он - носик баловник,                   постукивают пальчиками по крыльям

Он шалить у нас привык.                   носа

Надо носик нам погреть,                   растирание носа указательными

Его немного потереть.                       пальцами от переносицы

Нагулялся носик мой,                        к крыльям носа и наоборот

Возвращается домой.

 

-Носы бывают разные, посмотрите друг на друга: и большие и маленькие, длинные и курносые.  Но носы бывают не только у людей. У кого еще есть нос?

У всех людей, у всех зверей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы.  (слайд 10)

Лучше других животных воспринимают запахи собаки.

Носом – хоботом слон пользуется, как рукой.

Пеликан пользуется клювом, как мешком для хранения рыбы.

Нос комара тоже как хобот. Им комар протыкает кожу и через него высасывает кровь.

Носы есть и у предметов. Посмотрите на картинки и подумайте для чего им нужен нос. (слайд 11) ( нос корабля - для рассекания волны, носик чайника- наливать кипяток, самолету- для полета, обуви – для пальцев.)

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, а для чего нужен нос человеку? ( нос- фильтр, обогреватель, сторож, дыхание , восприятие запаха) (слайд 12)

Дети,  скажите, раз нос – наш помощник. Значит, мы должны его беречь?

  • Игра «Вредно-полезно» (слайд13)

- ковырять пальцем в носу или острым предметом;
 - пользоваться чужим полотенцем;
 - засовывать мелкие предметы;
 - пользоваться чужим полотенцем и платочком;

-при насморке сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя;

- при необходимости нужно обратиться к доктору.

Воспитатель: Я надеюсь, что наша беседа для вас была сегодня интересной и полезной. И не забывайте, кем работает наш нос и как надо за ним ухаживать. Я бы хотела закончить нашу беседу стихотворением, которое сочинила такая же, как вы, маленькая девочка. Послушайте его.

(слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Проект: "Все помощники нужны, все помощники важны"

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание потребности в здоровом образе жизни, вызвать у детей интерес к роли органов чувств в жизни человека, развивать познавательн...

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:·        Сформировать ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...