Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников
консультация (старшая группа) по теме
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе гармоничного развития дошкольника, способствуют реализации интеллектуального и творческого потенциала, а также эффективной подготовке к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberigayushchikh_tekhnologiy_v_rabote_s_doshkolnikami_1.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 186 городского округа Самара
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Воспитатель: Ивлеева Любовь Владимировна
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе гармоничного развития дошкольника, способствуют реализации интеллектуального и творческого потенциала, а также эффективной подготовке к школе. Здорвьесберегающая деятельность формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых интегративных качеств по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
- от типа дошкольного учреждения,
- от продолжительности пребывания в нем детей,
- от программы, по которой работают педагоги,
- конкретных условий ДОУ,
- профессиональной компетентности педагога,
- показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
- Медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
- Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В деятельности с детьми необходимо предусмотреть не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.
Работа по использованию здоровьесберегающих технологий может проводиться в следующих направлениях:
1.Сохранение и стимулирование здоровья:
- Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом;
- Динамические паузы носят игровой характер и направлены на увеличение скорости двигательных реакций, на развитие внимания, на развитие позитивной коммуникации;
- Подвижные игры («Мышеловка», «Шоферы», «Сова», «Пастух и волк», «Палочка-стукалочка», «Кто где живет», «Ловишки», «Пустое место» и т.д.);
- Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика (после дневного сна), релаксация под классическую нагрузку (после интенсивных физических и умственных нагрузок).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Приучение к ежедневной утренней гимнастики;
- Игротренинги – решение эмоциональных и коммуникативных проблем. Детей учатся контролировать своё поведение, негативные эмоции, конструктивно взаимодействовать с социумом, развивают потребность в доверительном общении;
- Непосредственно образовательная деятельность с детьми из серии «Крепыши»: формирование основ и представлений о здоровом образе жизни, пользе физической активности и здорового питания.
3. Работа с родителями: проведение родительских собраний на темы «Физические нагрузки дошкольников», «Здоровьесберегающее индивидуальное пространство», «Соблюдение режима дня и т.д. Цель таких встреч – повышение уровня родительской компетентности.
Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберигающие технологии способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, развивают физические качества, направлены на накопление и обогащение двигательного опыта детей. Воспитанники имеют положительную позитивную динамику в развитие интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
Высока роль педагога в процессе формирования культуры здоровья дошкольника, его сохранения и укрепления. Особенно важно сформировать у детей отношение к здоровью как к ценности.
Деятельность педагогов в этом направлении должна определяться индивидуальными особенностями каждого воспитанника, реальным состоянием его здоровья, его психологическим и социальным развитием. При этом возможности воспитательной системы должны быть очерчены гуманистически ориентированным образованием, которое предполагает создание особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым. Если деятельность педагога, направленная на развитие у ребенка ценностного отношения к здоровью, системна и целостна, то столь же целостной будет и деятельность воспитанников.
Педагогу целесообразно использовать такие формы воспитания, как информирование и стимулирование. Информирование влияет на представления дошкольника о возможных перспективах его развития в случае принятия за основу норм здорового образа жизни. Организация педагогического взаимодействия состоит в движении информации от воспитателя к ребенку – от «согласия» через интерес к «принятию решения»
Можно провести цикл мероприятий в группе под общим названием «Уроки здоровья». Непосредственно образовательная деятельность с детьми включает следующие разделы:
- Человек и среда
- Личная гигиена
- Питание
- Человек и его здоровье
- Человек и общество
- Безопасность жизнедеятельности.
Работа по блокам осуществляется также средствами педагогического воздействия в разнообразных режимных моментах (прием детей, образовательная деятельность, прогулка, досуги, свободные беседы, игры и т.д.).
Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены нужно закреплять в тематических играх соответствующего содержания.
При организации игр использую разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для усвоения гигиенических навыков необходимо использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!», «Аптека», «Больница».
Компоненты:
- соблюдение двигательного режима
- оздоровительный режим
- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз по Базарному и т.д): «Я позвоночник берегу», «Попляши и посиди»;
- дыхательная гимнастика
- подвижные игры («Жмурки», «Ровным кругом», «День-ночь»);
- дорожки здоровья
- игровые упражнения («Волшебное превращение», «Морской воздух», «Хорошая осанка»);
- утренняя гимнастика («Поза горы», «Мое тело», «Колобок», «Лодочка» и т.д.)
- закаливание
- участие в Спартакиаде
- СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра: «Лес», «Вытираем пыль», «Пылесосим», «Колыбельная для дочки»).
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Цель: обеспечить психическое и социальное здоровье дошкольника.
Задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия воспитанников.
Компоненты:
- Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми;
- Релаксация («Летний день», «Цветы», «Загораем»);
- Музыкотерапия;
- Сказкотерапия.
Благодаря внедрению здоровьесберегающих технологий у воспитанников должны быть сформированы следующие качества:
- Знать основы здорового образа жизни
- Сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления
- Активно участвуют в разных видах занятий по физической культуре, самостоятельно организовывают игры
- Самостоятельно выполняют гигиенические процедуры, владеют навыками самообслуживания
- Осуществляют контроль за своим самочувствием
- Реже болеют простудными заболеваниями
- Проявляют большую активность, любознательность, инициативность.
В условиях внедрения ФГОС и модернизации дошкольного образования, особое значение приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно, что способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных особенностей личности каждого ребенка.
В ходе систематического, целенаправленного применения здоровьесберегающих технологий должны произойти положительные изменения показателей уровня сформированной интегративных качеств у воспитанников.
Для осуществления качественной деятельности по применению здоровьесберегающих технологий в условиях перехода на ФГОС необходимо повысить компетентность педагогов, обновить учебно-методическую базу, улучшить материально-техническое обеспечение ДОУ, усилить интеграцию воспитательного процесса, руководствоваться новейшими информационно-правовыми ресурсами.
Список использованных источников
- Васильева, Н.Н. Актуальные вопросы физического развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н.Н. Васильева // Теоретические прикладные аспекты современного дошкольного образования: мат.междунар.научно-практ.конф. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, 2006. – 351 с.
- Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л.Волошина //Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117
- Новый Закон «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет / М.А. Рунова. – М.: Просвещение, 2005.
- Шарманова, С.Б. Методические особенности использования общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста: учеб.-метод.пос. / С.Б. Шарманова. – Челябинск: Урал-ГАФК, 2001. – 116 с.
- Щуркова, Н.Е. Новые педагогические технологии / Н.Е. Щуркова. – М: Новая школа, 2003. – 123 с.
- http://dohcolonoc.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие с родителями "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников"
Тема: Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.Форма проведения: круглый стол.Аудитория: родители старшей группы...
Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников «Чтобы олимпийцем стать нужно сердце укреплять»
Цель этого занятия - закрепить представления детей о том, что является опорой нашего организма и о необходимости выполнять физические упражнения для укрепления мышц;- закрепить знания о работе ч...
проект "Будь здоров!"по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников
Данная работа раскрывает опыт современных программ по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений....
Методическая разработка мероприятия с родителями «Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников»
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников...
«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»
«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...
Авторская разработка спортивного праздника по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников
Формирование позитивного отношения детей к здоровому образу жизни.Закрепить знания детей о здоровом образе жизни, воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, формировать активную жизненн...
Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет
Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет...