«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»
статья по теме

Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных организациях условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Для этого важны многие факторы: полноценное питание, закаливание и т.д. Но главное – движение.

Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качеств выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение  же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект. Постоянно меняющиеся метрологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей.  

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filatova_otchet_tsro.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

на основе именного образовательного чека

 «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации»

(вариативный блок, 36 часов)

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии

детей старшего дошкольного возраста»

                Слушатель курсов

 Филатова Н.В.,

 воспитатель МБДОУ№ 320

 

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2014 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

4

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

13

ВВЕДЕНИЕ

Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных организациях условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Для этого важны многие факторы: полноценное питание, закаливание и т.д. Но главное – движение.

Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качеств выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение  же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект. Постоянно меняющиеся метрологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей.  

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

  1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отдельно образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Физическое развитие», которая включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Физическое развитие», но и интегрировано, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», применение которых возможно, если будет, осуществляется корректировка технологий, в зависимости  от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано в ДОУ здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивности технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействия детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально – педагогической деятельности.

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в области физического развития:

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Выделяют три группы технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технология эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
  2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, физкультурные занятия на свежем воздухе, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.
  3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемые в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Одна  из технологий  направления на здоровьесбережение, это проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 – 7 лет в дошкольных организациях.

Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого внимания со стороны всего персонала дошкольной организации: заведующей, врача, медицинской сестры, воспитателя, помощника воспитателя. Должна быть хорошо продумана организация работы, подготовлены условия для проведения занятий, обеспечен тесный контакт с родителями.

Методика  организация физкультурных занятий в течение всего года на открытом воздухе предусматривает проведение их в старшей и подготовительной группах, т.е. с детьми 5-7 лет. Проводят занятия воспитатели групп.

Медико – педагогический контроль над проведением занятий осуществляют врач, медицинская сестра и заведующая ДОО.

Важным является создание в ДОО условий для проведения занятий на воздухе. Для этого используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории ДОО и в округ здания. Вокруг площадки нужно разместить гимнастическую стенку с 8-10 пролетами, гимнастические бревна, гимнастические скамейки, мишени для бросков, яму с песком для прыжков; иметь в достаточном количестве мячи, скакалки, обручи и другие физкультурные пособия. Все это позволит повысить эффективность занятий, сделать их более интересными.

Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей.

При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшем к холоду, можно несколько облегчить одежду, а детям, вновь приступившим к занятиям, часто болеющим, плохо переносящим холод («зябким»), вначале нужно разрешить заниматься в более теплой одежде.

Обувь следует подбирать на 1-2 размера больше стопы ребенка, чтобы не нарушать кровообращение не стеснять ногу. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной.

Рекомендуется после занятий  (особенно в сырую погоду) просушивать одежду и обувь детей в сушильных шкафах.

В средней полосе России занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха - 15 –180С. При температуре воздуха ниже – 180С продолжительность занятия должна быть сокращена  до 15-20 мин., а заниматься могут группы детей 2-3 года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах, чтобы не снижать достигнутого уровня закаливания детей. После физкультурных занятий дети в раздевальных или групповых помещениях растираются сухим полотенцем, полностью переодеваются в повседневное белье и одежду.

Начинать занятия на открытом воздухе следует в теплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие переохлаждения, и происходит приспособление к меняющимся условиям внешней среды и повышается закаленность детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Проводить занятия надо регулярно, а не от случая к случаю, и стремиться, чтобы все дети их посещали.

Продолжительность занятий на воздухе соответствует  СанПиН 2.4.1.3049-13 гл. 12, п.12.5. структура занятий традиционная: вводная, основная и заключительная части.

Группа

Продолжительность частей (мин.)

Общая продолжительность занятия (мин.)

вводная

основная

заключительная

Старшая

3-4

19-23

3-4

25-30

Подготовительная

4-5

22,5-26

3,5-4

30-35

Круглогодичные занятия физкультурой на воздухе способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно – психического развития детей, развитию движений.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО

Одной из форм здоровьесберегающей деятельности в нашем детском саду  осуществляется в виде проведения физкультурных занятий на открытом воздухе. Физические упражнения на свежем воздухе способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются комплексы физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по сезону), на случай дождливой погоды, порывистого ветра.

Задачи этой деятельности:

  • Развить физические качества;
  • Оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
  • Осуществлять профилактику нарушений опорно – двигательного аппарата;
  • Прививать привычку повседневной физической активности;
  • Накопление знаний о здоровье и умений оберегать его.

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров;
  • Недопустимо проведение закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакциях (страха, плача,                   беспокойства);
  • Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно;
  • Систематичность и постоянство закаливания.

Условия эффективности закаливания:

  • Рациональная, неперегревающая детей одежда;
  • Четкое отслеживание температуры воздуха;
  • Гигиенические процедуры после занятий на воздухе.

В нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме;
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
  • Занятия – соревнования, эстафеты;

Занятия проводятся в конце прогулки, т.к. дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении. После физкультурных занятий дети в раздевальных или групповых помещениях растираются сухим полотенцем, полностью переодеваются в повседневное белье и одежду. Обязательно воспитатели, помощники воспитателя  контролируют соответствие одежды детей температуре воздуха в групповых помещениях.

Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается путем включения в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтальные и групповые способов организации детей при выполнении основных движений, подбору эстафет и игр. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное чередование нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Вводная часть начинается (в теплое время года) с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение проводится в помещении, и вводная часть начинается с выхода детей на улицу. После непродолжительной ходьбы дается бег (медленный) по площадке в течение 2-4 мин. (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляется подготовка к предстоящей интенсивной мышечной деятельности.

Основная часть занятия включает в себя общеразвивающие упражнения, после которых проводится бег, со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 сек. До 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением: для выполнения упражнений в основных движениях.

На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях, которые чередуются с бегом со средней скоростью. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра – эстафета. Дозировка физических упражнений осуществляется воспитателем с учетом конкретных условий. Особое внимание нужно обращать на качество выполнения движений, использование упражнений, способствующих формированию правильной осанки и развития свода стопы, следить за правильным дыханием детей. Подвижная игра обеспечивает наибольший эмоциональный подъем, самую большую двигательную активность детей и в связи с этим наибольшие сдвиги физиологических показателей основных функций организма.

В заключительной части занятия происходит снижение физической нагрузки, переход детей к более спокойному состоянию. Здесь проводится медленный бег, который переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6-8 дыхательных упражнений.

Физкультурные занятия на открытом воздухе предусматривает использование 50 % времени для выполнения беговых упражнений. Бег является самым доступным физическим упражнением и обеспечивает развитие различных мышечных групп и тренировку детского организма. Воспитатель, врач, медицинская сестра, наблюдая во время занятий за детьми, отмечают наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции не должны быть чрезмерны: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

Сочетание таких занятий  с утренней гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке позволяет полностью освоить программу по развитию движений.

Обеспечение высокой эффективности занятий может быть достигнуто только при тесном контакте коллектива детского сада с семьей каждого ребенка. На родительских собраниях решаются вопросы преемственности в осуществлении закаливающих мероприятий, проведение физических упражнений на открытом воздухе в детском саду и в семье. Конкретно обсуждается состояние здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода.

Таким образом, круглогодичные занятия физкультурой на воздухе способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшения нервно – психического развития детей, развитию движений. Все это позволяет достичь выраженный оздоровительный эффект. Дети хорошо себя чувствуют при различных меняющихся метеорологических условиях, резких перепадах температуры в помещении и на открытых площадках; они не боятся холодного воздуха, воды, умеют преодолевать трудности.

Все это свидетельствует о том, что проведение физкультурных занятий на открытом воздухе в течение всего года является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего развития.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации для детей дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях/ Авт.-сост.  Юрко Г.П. и др.
  2. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13
  4. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.
  5. Тимошкина О.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Инструктор по физкультуре. 2013. № 2.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры

Всем известно, что здоровье человека начинается с самого рождения. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства....

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста»

Мой личный опыт о применениях здоровьесберегающих технологий....

ООД "Путешествие в сказочный лес" с применением игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста

Игровое занятие, в ходе которого дети помогают обитателям сказочного леса. злая Бастинда осушила в лесу все водоемы и прогнала облака и тучи. дети отправляются в сказку, чтобы избавить лес от злых чар...

Конспект образовательной деятельности по конструированию с использованием ИКТ технологий, здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дикие животные из ТИКО-конструктора"

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о диких животных.Задачи.1. Образовательные:-уточнить и расширить представления о диких животных на основе знакомства с волком.- расширить кругозор и словар...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игрыДошкольная педагогика рассматривает игру как одно из средств всестороннего развития детей. Нельзя го...

Консультация для родителей "Применение здоровьесберегающих технологий дома с детьми дошкольного возраста"

Как переменчив мир!Еще недавно мы и не могли представить, что будем сидеть дома по несколько месяцев из-за пандемии короновируса. Мы задались вопросом как помочь родителям и детям,находящимся на самои...