Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической культуры
статья на тему

ЦЫПОВСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

        Вопрос о  взаимодействии детского сада  с  семьями  всегда  актуален  и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к  детям,  нужен  особый  подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_pedagoga.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы педагога

с семьями воспитанников

по формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической культуры

     

 «От того, как прошло детство, кто

 вёл ребёнка за руку в детские годы, что

 вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                   /В.А. Сухомлинский/

              Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. И именно в этот период малышу требуется максимум внимания, поддержки, а так же участия в его жизни, интересах и развитии.

 Ведь дошкольное воспитание -  это, прежде всего, задача родителей, а уже потом педагогов, логопедов, психологов и т.д.

        В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

         Но, как известно,  не  все  родители охотно «включаются» в воспитательно - образовательный процесс своего ребенка.

       А ведь семья и детский сад – это две составляющие    одного    целого.

       И      хотя их воспитательные функции перекликаются, положительные результаты достигаются только при активном включении в эту работу  членов коллектива дошкольного учреждения и всех членов семьи воспитанника, а так же  при умелом сочетании разных форм сотрудничества между ними.

        Вопрос о  взаимодействии детского сада  с  семьями  всегда  актуален  и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к  детям,  нужен  особый  подход.

         И далеко  не все родители охотно идут на  контакт  с детским садом.

          Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых,  нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьям.

         В своей   работе, помимо традиционных, мы используем нетрадиционные  формы  работы  с  родителями,  для  установления     контактов, привлечения внимания родителей к  ДОУ, повышения их образованности  в вопросах развития и  воспитания детей.  

           Большое внимание уделяем формированию основ безопасности жизнедеятельности  и валеологической  культуры

у взрослых и детей.

      В нашем ДОУ  педагоги используют различные  нетрадиционные формы работы с родителями  по формированию ОБЖ и валеологической культуры:

  •  информационно - аналитические,
  •  досуговые,
  •  познавательные,
  •  наглядно - информационные.

          Одна из форм информационно-аналитической работы – анкетирование. По результатам анкетирования проводится индивидуальная или коллективная беседы с родителями, в зависимости от того ,с какой целью оно проводилось.

       Так же проводится индивидуальное консультирование и опрос родителей по различным вопросам.

       Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Всем известно, что родители наиболее охотно выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. А каждому ребенку хочется поиграть в саду вместе с мамой или папой. Но не всем родителям это удается, в силу обстоятельств. Но ,когда на собрании мы обсуждаем, как прошел тот или иной досуг,  родители, рассказавшие с восхищением о совместных играх с детьми, дают повод и стремление другим родителям принять участие в мероприятиях.

        Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

       Родители активно участвуют в спортивных и физкультурно- оздоровительных соревнованиях и развлечениях.

      Одной из продуктивных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на проведение встреч в виде отчетов и бесед родители откликаются неохотно.

        Поэтому мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинар-практикум.

          С целью привлечения родителей по  вопросам важности воспитания валеологической культуры и психического здоровья дошкольников приглашаем на собрание специалистов (Психолог Гусева Тамара Артемовна, завуч школы № 25 Вечканова Елена Александровна)

           Включаем в родительские собрания фрагменты НОД и физкультминуток с целью демонстрации режимных моментов. Родители охотно помогают в организации экскурсий и различного рода поездок.        

           Здоровье ребенка это не только его физическое и интеллектуальное развитие. Оно включает в себя и психический аспект. С этой целью мы посещаем театры и музеи. Родители с радостью участвуют в организации и сопровождении подобных мероприятий. Данная форма работы является продуктивной еще и тем, что во время поездок мы, педагоги и родители, повторяем с детьми правила поведения в транспорте, общественных местах, на улице. А, как известно, для детей важен пример, поэтому практическое применение знаний всегда дает положительный результат.

          Очень  эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.

         Важно показать родителям, чего достиг их ребенок, какими овладел знаниями и навыками. Преследуя  данные цели, мы проводим мероприятия, совместно с родителями:  мастер-классы, интеллектуальные игры, открытые НОД. Просмотр и участие родителей в подобных формах позволяют им увидеть своего ребенка в другой, не домашней, обстановке,  сблизиться с ним, обсуждая и анализируя интересные моменты.

        И, конечно же, данные мероприятия дают представление родителям о плодотворной и творческой  деятельности педагога.

       Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей, представленный в виде стендов и поделок. В нашем дошкольном учреждении он довольно разнообразен:

- «Светофор», о правилах дорожного движения,

- журнал «СемьЯ»,

- «Здоровье дошкольника», трехмерный стенд о работе детского сада по формированию ЗОЖ у детей.

 - «Азбука безопасности» , информационный стенд для родителей по формированию ОБЖ у дошкольников,

- «Мир здоровья», постер с картотекой дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, закаливающих процедур,

- «Правила важные- правила безопасные», журнал о формировании навыков ОБЖ у дошкольников.

        В каждой группе нашего сада есть стенды- визитные карточки групп, которые, при необходимости, превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Здоровье ребенка» и т.д. так же в приемных находятся информационные уголки по здоровью: «Паровозик здоровья», «Советы Пилюлькина».

        Понимая важность воспитания валеологической культуры подрастающего поколения, родители  помогают в оформлении  физкультурных групповых уголков и уголков безопасности.

         Так же активно принимают участие в фотовыставках: «Прогулка в выходной день», «Зимние забавы», «Спорт - это жизнь».

           Внедрение  нетрадиционных  форм работы с семьями  дает свои положительные  результаты: дети радуются своими достижениями, получают положительные   эмоции, внимание родителей к их проблемам.  

            А  родители, благодаря сотрудничеству с воспитателями и участию в жизни детского сада,  приобретают опыт общения, как со своим ребёнком, так и с  коллективом родителей и педагогов  ДОУ.

           Мы же, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях, на основе которой планируется индивидуальная работа с каждой семьей.

            Только  взаимодействие семьи и  детского  сада  создают  оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.

           

         Литература:

         1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

         2. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ: проектирование, тренинги, занятия/сост. Н.И. Крылова.-Волгоград: Учитель,2009.- 218с.: ил.

          3. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2010.- 112с.

         4. Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Тематический контроль  в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности  дошкольников...

"Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"

Консультация для педагогов  на тему:  "Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"Одной из эффективных форм воспитательно-образователь...

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Старший дошкольный возраст Цель: обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. Перспективный план реализуется согласно циклограмме совместнойдеятельности педагога и детей, по четверга...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ По формированию основ безопасности жизнедеятельности

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПо формированию основ безопасности жизнедеятельности детейНа 2020-2021 учебный год...

Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста....

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

В дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяют формированию у воспитанников навыков безопасного поведения. Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего детског...