Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической культуры
статья на тему
Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_pedagoga.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы педагога
с семьями воспитанников
по формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической культуры
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. И именно в этот период малышу требуется максимум внимания, поддержки, а так же участия в его жизни, интересах и развитии.
Ведь дошкольное воспитание - это, прежде всего, задача родителей, а уже потом педагогов, логопедов, психологов и т.д.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Но, как известно, не все родители охотно «включаются» в воспитательно - образовательный процесс своего ребенка.
А ведь семья и детский сад – это две составляющие одного целого.
И хотя их воспитательные функции перекликаются, положительные результаты достигаются только при активном включении в эту работу членов коллектива дошкольного учреждения и всех членов семьи воспитанника, а так же при умелом сочетании разных форм сотрудничества между ними.
Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход.
И далеко не все родители охотно идут на контакт с детским садом.
Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьям.
В своей работе, помимо традиционных, мы используем нетрадиционные формы работы с родителями, для установления контактов, привлечения внимания родителей к ДОУ, повышения их образованности в вопросах развития и воспитания детей.
Большое внимание уделяем формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической культуры
у взрослых и детей.
В нашем ДОУ педагоги используют различные нетрадиционные формы работы с родителями по формированию ОБЖ и валеологической культуры:
- информационно - аналитические,
- досуговые,
- познавательные,
- наглядно - информационные.
Одна из форм информационно-аналитической работы – анкетирование. По результатам анкетирования проводится индивидуальная или коллективная беседы с родителями, в зависимости от того ,с какой целью оно проводилось.
Так же проводится индивидуальное консультирование и опрос родителей по различным вопросам.
Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Всем известно, что родители наиболее охотно выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. А каждому ребенку хочется поиграть в саду вместе с мамой или папой. Но не всем родителям это удается, в силу обстоятельств. Но ,когда на собрании мы обсуждаем, как прошел тот или иной досуг, родители, рассказавшие с восхищением о совместных играх с детьми, дают повод и стремление другим родителям принять участие в мероприятиях.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Родители активно участвуют в спортивных и физкультурно- оздоровительных соревнованиях и развлечениях.
Одной из продуктивных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на проведение встреч в виде отчетов и бесед родители откликаются неохотно.
Поэтому мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинар-практикум.
С целью привлечения родителей по вопросам важности воспитания валеологической культуры и психического здоровья дошкольников приглашаем на собрание специалистов (Психолог Гусева Тамара Артемовна, завуч школы № 25 Вечканова Елена Александровна)
Включаем в родительские собрания фрагменты НОД и физкультминуток с целью демонстрации режимных моментов. Родители охотно помогают в организации экскурсий и различного рода поездок.
Здоровье ребенка это не только его физическое и интеллектуальное развитие. Оно включает в себя и психический аспект. С этой целью мы посещаем театры и музеи. Родители с радостью участвуют в организации и сопровождении подобных мероприятий. Данная форма работы является продуктивной еще и тем, что во время поездок мы, педагоги и родители, повторяем с детьми правила поведения в транспорте, общественных местах, на улице. А, как известно, для детей важен пример, поэтому практическое применение знаний всегда дает положительный результат.
Очень эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.
Важно показать родителям, чего достиг их ребенок, какими овладел знаниями и навыками. Преследуя данные цели, мы проводим мероприятия, совместно с родителями: мастер-классы, интеллектуальные игры, открытые НОД. Просмотр и участие родителей в подобных формах позволяют им увидеть своего ребенка в другой, не домашней, обстановке, сблизиться с ним, обсуждая и анализируя интересные моменты.
И, конечно же, данные мероприятия дают представление родителям о плодотворной и творческой деятельности педагога.
Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей, представленный в виде стендов и поделок. В нашем дошкольном учреждении он довольно разнообразен:
- «Светофор», о правилах дорожного движения,
- журнал «СемьЯ»,
- «Здоровье дошкольника», трехмерный стенд о работе детского сада по формированию ЗОЖ у детей.
- «Азбука безопасности» , информационный стенд для родителей по формированию ОБЖ у дошкольников,
- «Мир здоровья», постер с картотекой дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, закаливающих процедур,
- «Правила важные- правила безопасные», журнал о формировании навыков ОБЖ у дошкольников.
В каждой группе нашего сада есть стенды- визитные карточки групп, которые, при необходимости, превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Здоровье ребенка» и т.д. так же в приемных находятся информационные уголки по здоровью: «Паровозик здоровья», «Советы Пилюлькина».
Понимая важность воспитания валеологической культуры подрастающего поколения, родители помогают в оформлении физкультурных групповых уголков и уголков безопасности.
Так же активно принимают участие в фотовыставках: «Прогулка в выходной день», «Зимние забавы», «Спорт - это жизнь».
Внедрение нетрадиционных форм работы с семьями дает свои положительные результаты: дети радуются своими достижениями, получают положительные эмоции, внимание родителей к их проблемам.
А родители, благодаря сотрудничеству с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт общения, как со своим ребёнком, так и с коллективом родителей и педагогов ДОУ.
Мы же, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях, на основе которой планируется индивидуальная работа с каждой семьей.
Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
2. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ: проектирование, тренинги, занятия/сост. Н.И. Крылова.-Волгоград: Учитель,2009.- 218с.: ил.
3. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2010.- 112с.
4. Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Тематический контроль в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников...
"Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"
Консультация для педагогов на тему: "Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"Одной из эффективных форм воспитательно-образователь...
Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Старший дошкольный возраст Цель: обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. Перспективный план реализуется согласно циклограмме совместнойдеятельности педагога и детей, по четверга...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ По формированию основ безопасности жизнедеятельности
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПо формированию основ безопасности жизнедеятельности детейНа 2020-2021 учебный год...
Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста....
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
В дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяют формированию у воспитанников навыков безопасного поведения. Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего детског...