Содержание
Введение
Глава1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
1.1Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Проблемыфизического воспитания и развития детей дошкольного возраста
1.3Сохранение здоровья детей дошкольного возраста в условиях физическоговоспитания
Глава2. Методические основы здоровьесбережения у дошкольников
2.1Методики диагностики физического здоровья дошкольников
2.2Программа физического воспитания
Заключение
Списоклитературы
Введение
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста– наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личностиребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождениядо школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитиемребенка в процессе воспитания и обучения. Важнейшей задачей, определяющейособую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития,является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного,отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениямилюбящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и кактивной последующей творческой деятельности. Познавая и учитываязакономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода,теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованнойпрограммы комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детямнеобходимый уровень физической подготовленности.
Здоровьесберегающий компонент в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которыеформируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормальногофункционирования организма, а также систему упражнений, направленных насовершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местомпроживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводитсясоблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, чтоспособствует предупреждению образования вредных привычек, функциональныхнарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактикуучебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающейсреды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
Совершенствование системы физического воспитаниядошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методовфизической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируютсяжизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундаментдвигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Если учесть, что двигательная активность детей являетсяодновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальнойэмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивнойнаучной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемыздоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольноговозраста нашли отражение в работах В.А. Ананьевой, А.И. Баркан, Л.А. Венгер, А.М.Доронина, Т.Н. Дороновой, Н.А. Дьяченко, Б.Б. Егорова, Ю.Ф. Змановского, Г.П.Ивановой, И.М. Козлова, В.Т. Кудрявцева, Л.И. Латохиной, С.В. Меньковой, В.А.Нестерова, М.А. Правдова, А.В. Самсоновой, Т.Д. Фершаловой, Б.В. Шеврыгина идр.
Проблема исследования: какова программа физическоговоспитания детей дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс физического воспитания детейдошкольного возраста.
Предмет исследования: здоровьесберегающий компонентфизического воспитания детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические; эмпирические;общелогические; статистические.
Цель исследования: разработать программу физическоговоспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования: рассмотреть организацию условийфизического воспитания детей дошкольного возраста; выявить проблемы физическоговоспитания и развития детей дошкольного возраста; проанализировать аспектсохранения здоровья детей в условиях физического воспитания; провестидиагностику физического здоровья дошкольников; рассмотреть возможностиразработанной программы физического воспитания.
Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
1.1 Организация условий физического воспитания детей дошкольноговозраста
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – этоединство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных наукрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременноявляется подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания,которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации,осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение взависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе,отвечающие в целом государственным и общенародным интересам [34, c. 98].
Целью физического воспитания является формирование удетей основ здорового образа жизни.
В процессе физического воспитания осуществляютсяоздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охранажизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствованиефункций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачиопределяются в более конкретной форме: помогать формированию изгибапозвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата;способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей;правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельностисердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Кроме того, важно повышать общую работоспособность удетей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются вболее конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению,формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитиютерморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы:способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, ихподвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органовчувств [17, c. 92].
Образовательные задачи предусматривают формирование удетей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; ролифизических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственногоздоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыкиформируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьбана лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни каксредство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средойи способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам,которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физическихупражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костнойсистемы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста,составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют вдальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формированиядвигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать болеесложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения(трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находитсяв программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых,общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Крометого, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольныйтеннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.).В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыковличной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.).Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями болееосознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физическоговоспитания в детском саду и семье.
Воспитательные задачи направлены на разностороннееразвитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формированиеу них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетомвозрастных и психологических особенностей детей.
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивнымразвитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованнымибиологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основныхнервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенностисоставляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, аопределяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда ивоспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и такорганизовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительноэмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие[2, c. 54].
Физическое воспитание благоприятствует осуществлениюэстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следуетразвивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие,понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений.Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения(устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).
Поскольку целью физического воспитания являетсяформирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задачфизического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиеническиефакторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценноефизическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, таккак каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы(режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условиедля решения задач физического воспитания.
Они повышают эффективность воздействия физическихупражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениямилучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений,физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикойзаболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: ониспособствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное идоброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеваренияи обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательнымивеществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка.Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервнойсистемы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз.Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности,дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода)усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышаютработоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями навоздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительныеэмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и системорганизма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.)[14, c. 32].
Естественные силы природы могут использоваться и каксамостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механическоговоздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особыевещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровькислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучиспособствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы иохраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организмследует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.
Физические упражнения — основное специфическое средствофизического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Онииспользуются для решения задач физического воспитания: содействуютосуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения примногих заболеваниях [7, c. 87].
Движения, физические упражнения считаются специфическимсредством физического воспитания. Двигательная активность — биологическая потребностьорганизма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, ихфизическое и общее развитие.
Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущихзадач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте,является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание несвязано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В периоддошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетиявсесторонней двигательной подготовленности и гармонического физическогоразвития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется,у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самыеразличные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижениюспособности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера всвои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культуройименно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить вдальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время вряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторыфизической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведениемзанятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста,имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания,вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка впроцессе его воспитания и обучения.
Теория физического воспитания детей дошкольного возрастаучитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности,формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления,своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которойпроисходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переходребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теорияфизического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организациифизического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации [19,c. 43].
Познавая и учитывая закономерности потенциальныхвозможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитанияпредусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательногокомплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физическиекачества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детямнеобходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгойпоследовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастныхособенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервнойсистемы и всего организма в целом.
Превышения требований, ускорение темпа обучения детей,минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как этовызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью инервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожецпредупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственнойакселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенкаи путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его какможно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическоевоспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного,эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физическоговоспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательнаяактивность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитаниемыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностейребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироватьсяв окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющегостремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детейдошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями,получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные сторонывоспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практикедетских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и впрактическую работу с детьми, содействуя прогрессу всеговоспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физическоговоспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всейсистемы физического воспитания.
Таким образом, можно выделить следующие условия и факторыуспешной организации физического воспитания детей [24, c. 21]:
1. Уметь анализировать и оценивать степень физическогоздоровья и двигательного развития детей.
2. Формулировать задачи физического воспитания наопределенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные изних с учетом особенностей каждого из детей.
3. Организовать процесс воспитания в определеннойсистеме, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы вконкретных условиях.
4. Проектировать желаемый уровень конечного результата,предвидя трудности на пути к достижению целей.
5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными даннымии поставленными задачами.
6. Владеть самооценкой профессионального мастерства,постоянно совершенствуя его.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательнойактивности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поддействием физических упражнений двигательная активность в организме возрастаетсинтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятновлияют на настроение детей, повышают их умственную и физическуюработоспособность [16, c. 32].
1.2 Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольноговозраста
Необходимость рассмотрения проблемы физическоговоспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общегофункционального состояния их организма невысокой эффективностью организации ихфизического воспитания. В качестве первостепенной задачи определяетсяразработка концепции преобразования национальной системы физического воспитаниядетей, которая способствовала бы координации усилий вузов, учреждений и ведущихспециалистов в этой области. Накопленный определенный опыт в рамках реализацииданной проблемы высветил три вопроса, требующих их первоочередного решения.Это:
1) изучение особенностей физического развития детей вдошкольный период их жизни;
2) разработка средств, методов и способов организациивоспитания для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности детей вфедеральных, муниципальных, региональных дошкольных учреждениях;
3) обоснование путей решения проблем физической культурыдетей дошкольного возраста.
Особенности возрастного развития детей-дошкольниковобусловлены следующими факторами [43, c. 87]:
— формированием у человека «схемы тела»,которое протекает с 2 до 5 лет;
— возрастным диморфизмом;
— слабой выраженностью полового диморфизма физическогоразвития детей и началом формирования психических различий в поведении мальчикови девочек.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей,подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольниковрезко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до15,1%) и увеличилось — детей 2-й группы, имеющих различные отклонения всостоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы — c хроническимизаболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моментупоступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости удетей.
Одним из важнейших признаков здоровья является физическоеразвитие ребенка. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональныхотклонений у одного ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте преобладающеебольшинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональныхсистем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6 годам ихчисло почти у 50% детей возрастает до 4-5.
Одна из важнейших задач воспитания — поиск необходимоговремени для обеспечения физического развития, укрепления здоровья средствами иметодами физической культуры. Что можно предложить в качестве механизма решенияэтой проблемы? Таким механизмом может быть интеграция различных видов учебнойдеятельности в структуре учебных программ детских садов. Примером может служитьосуществленное М.А. Правдовым объединение физкультурных занятий с освоениемалфавита в старших группах детского сада № 92 г. Шуи Ивановской области; освоение иностранного (английского) языка на уроках физической культуры в начальныхклассах по программе, предложенной С.В. Меньковой. Результаты этих исследованийпозволили: увеличить в два раза время освоения алфавита и выполнение физическихупражнений; интегрировать познавательную и двигательную активность, котораяпривела к повышению эффективности решения образовательных и оздоровительных задач[5, c. 98].
Несмотря на несомненную пользу интеграции различных видовучебной деятельности детей, решение этой проблемы тормозится из-за отсутствияспециалистов, способных и обучать, и обеспечивать физическое развитие в одномлице. Следует отметить, что особое внимание обращается на физкультурно-оздоровительнуюсреду в детском дошкольном учреждении.
Для обеспечения эффективной работы по физическомувоспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованныефизкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных вэксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные дляблагоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша.В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств,выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения инавыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятийфизическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающимфактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического иморфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения,отведенные в большинстве детских садов как для музыкальных занятий, так и длязанятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. Всвязи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.
В идеале каждый детский сад должен быть оснащенфизкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательныхвозможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно, решениеэтого вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадейдля занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящеевремя наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешнихэкономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учрежденийРоссии. Поэтому задача административно-хозяйственных и педагогическихколлективов ДОУ — насыщение пространства физкультурного зала недорогим,нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающимгигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическими другим требованиям [45, c. 98].
Одним из направлений решения этой проблемы являетсясоздание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных устройств.
Проведенные экспериментальные исследования в детскихсадах Ивановской области (г. Шуя, ДОУ № 2 «Солнышко», № 6«Радуга», № 14 «Колокольчик»; г. Фурманов, ДОУ № 13; г.Кинешма, ДОУ № 4, № 10 и др.) свидетельствуют об эффективности внедренной впрактику методики проведения занятий с использованием искусственнойфизкультурно-развивающей среды. В таких залах, организованных как внутрипомещения детского сада (групповая комната), так и на территории ДОУ (веранда,переоборудованная под физкультурный зал), располагаются тренажерные устройстваи различного рода спортивный инвентарь и оборудование, в том числе стенка дляскалолазания в зале (10х4х2,5 м).
Особую роль в занятиях физическими упражнениями играетцветовое насыщение помещения, в котором занимается ребенок. Цветовая гамма залаи информационная среда являются факторами, обуславливающими взаимодействиевнешней и внутренней среды, обеспечивающими жизнедеятельность и развитие ребенка.Запах, звук в соответствии с темами занятий используются для развитияанализаторных систем и ориентирования в пространстве. При этом решаются такиечастные задачи, как формирование восприятия пространства за пределами зала,«видение сквозь стены», движение солнца и луны, планирование занятийс учетом высоты солнечного зенита и фаз луны (растущая и убывающая).
Система образования испытывает в настоящее времязначительные трудности в плане распределения в строго ограниченных временныхрамках все больше возрастающего объема учебного материала, рекомендуемого дляразличных образовательно-воспитательных учреждений [21, c. 98].
Одним из путей решения данной проблемы являетсянакопленный более чем за 12 лет опыт научно-исследовательской и методическойработы, проводимой на базе детских дошкольных учреждений Ивановской области(И.М. Козлов, М.А. Правдов). Интеграция как основополагающий принцип позволяеторганизовывать в дошкольных учреждениях физкультурно-спортивную базу,обеспечивающую эффективность всего комплекса воспитательно-образовательныхмероприятий с детьми всех возрастных групп. Разработанная физкультурно — оздоровительная программа «Родничок» показала эффективность еевнедрения в практику. Особенность этой программы — организация физкультурно — оздоровительной, развивающей среды на основе активизации сенсомоторнойактивности ребенка. На физкультурных занятиях двигательная активностьсочетается с познавательной деятельностью. Ориентировка в пространстве залаосуществляется на основе знаков и символов, которые сопровождают оборудование,инвентарь и помещения залов. Например, для проведения командного эстафетногобега используются палочки с буквенными и цифровыми символами, делается разметкапола, стен, потолка, которые служат ориентирами для построений и перестроений.Это позволяет формировать у детей представления в пространстве за пределами детскогосада.
Следует учитывать также интересный опыт организациинаучно-исследовательской работы на базе Новокубанского филиала АГУ под руководствомк.п.н. Ю.Б. Никифорова. В этом вузе решается весьма важный вопрос по оценкекалендарного и биологического возраста детей и обоснования путей и формфизкультурной работы. Оптимальной формой организации обоснована и реализованаорганизация муниципального образовательного учреждения. Администрация г.Новокубанска для этих целей создала региональный центр здоровья, образования испорта «Крепыш», обеспечивающий оптимальные условия дляиндивидуального подхода на основе учета возрастного диморфизма [39, c. 23].
В настоящее время с целью координации и концентрацииусилий по разработке проблемы физического воспитания детей дошкольных учрежденийзаключен договор о научно-методическом сотрудничестве между Санкт-Петербурскойакадемией физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (кафедра биомеханикиСПбГАФК), Адыгейским государственным университетом (лаборатория биомеханикиАГУ) и Шуйским государственным педагогическим университетом(научно-исследовательская лаборатория «Исследование адаптивных ифункциональных возможностей детей и учащейся молодежи» факультетафизической культуры).
Это обусловлено, во-первых, тем, что договаривающиесястороны находятся в различных климатических и экономических регионах;во-вторых, необходимостью объединения материальных и интеллектуальных ресурсовв решении научно-методических проблем и, наконец, в-третьих, актуальностьюзадач по оздоровлению подрастающего поколения России.
Кафедра биомеханики обладает опытными квалифицированнымиспециалистами (И.М. Козлов, Г.П. Иванова, А.В. Самсонова, Н.А. Дьяченко, С.В. Менькова),имеющими опыт организации исследований проблем физического воспитания детей иподростков, по этой проблеме защищено 10 докторских и кандидатских диссертаций.В лаборатории биомеханики АГУ (руководитель — д.п.н. А.М. Доронин) инаучно-исследовательской лаборатории ШГПУ (руководитель — к.п.н. М.А. Правдов)занимаются проблемами физкультурного образования и спорта детей и учащейсямолодежи. Работа этих научно-исследовательских подразделений тесно связана собразовательными учреждениями различного ранга, от детского сада до вуза.Эффективность совместной работы основывается на единой программе научныхисследований и методических разработок. Кроме спорта высших достижений основныминаправлениями исследований являются оценка физического состояния и подготовленностидетей дошкольного и школьного возраста; исследование механизмов интеграцииразличных видов деятельности детей, включающей моторный, сенсорный иинтеллектуальный компоненты [44, c. 21].
1.3 Сохранение здоровья детей дошкольного возраста в условияхфизического воспитания
Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можноназвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишьздоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и вбудущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Потребность в сохранении здоровья необходимо формироватьс детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающейсреды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным,уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. Спомощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужноежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку,соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды ипомещения, а также соблюдать правила гигиены.
На занятиях физическими упражнениями дети получаютэлементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначенияхвнутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений иигр дети знакомятся с признаками здоровья, учатся защищаться от микробов,избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарнуюпомощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственногоприобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируетсяважная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физическойстороне своей жизни.
На протяжении дошкольного детства осуществляетсябеспрерывное сохранение здоровья детей в условиях физического воспитания, о чемсвидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольниковот 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общейвыносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра [8, c. 21].
На сохранение здоровья дошкольника оказывают влияниеразличные средства и методы физического воспитания. Например, эффективным средствомразвития быстроты являются упражнения направленные на развитие способностибыстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленномтемпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными,однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью,с усложнениями или наоборот, со снижением требований.
Особую значимость в процессе сохранения здоровья дошкольниковимеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивныеразвлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональнымзарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможностьбыстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумыватьдвигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать иразвивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формыдвижения. Это исключает привычку механического повторения упражнений,активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельномуосмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становитсясамостоятельной деятельностью детей.
На современном этапе развития образования существуетнесколько концепций физического развития детей дошкольного возраста, направленныхна сохранение их здоровья. В основе философии той или иной программы лежитопределенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а,следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлениюличности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждоговоспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в формеих приобщения к физической культуре как естественной составляющейобщечеловеческой культуры [13, c. 98].
Т.Н. Доронова — кандидат педагогических наук в своейпрограмме «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детскогосада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предметувоспитания — физической культуре. От того, как будет организована работа сдетьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольномдетстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможетему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту издоровому образу жизни. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физическоговоспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физическиеупражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационнаянаправленность в подборе физических упражнений.
Программа авторского коллектива под руководством Л.А.Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения. Теория А.В. Запорожцао само ценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарногопонимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию. И концепция Л.А. Венгеро развитии способностей, которые понимаются как универсальные действияориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образныхсредств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическомуразвитию ребенка.
В.Т. Кудрявцев — доктор психологических наук, Б.Б.Егоров- кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарногоподхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающаяпедагогика оздоровления в 2000 году. Их Программно-методическое пособиеотражает две линии оздоровительно — развивающей работы:
Они критикуют устоявшийся подход кфизкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимостикардинального пересмотра существующих методов физического воспитания вдошкольных учреждениях, школах. В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров указывают на рядпротиворечий существующих на современном этапе [20, c. 98].
Общая цель данной программно-методического материаласостоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогическихусловий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
В программе «Основы безопасности дошкольников»В.А.Ананьева автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужноприучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыкиличной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровыйобраз жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь,что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры — занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры,закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы,чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа сродителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физическойактивности.
Кроме программ, были проанализированы методическиепособия по исследуемой проблеме. Они достаточно широко представлены в педагогическойтеории. Наиболее ценными, на наш взгляд, являются пособия, представляющиенесколько средств оздоровления детей в условиях детского сада, содержащиеподробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиямотносятся работы Ю.Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И.Баркан, Л.И. Латохиной, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой и др.
Итак, анализ содержания современных программ длядошкольных учреждений по сохранению здоровья детей позволяет сделать выводы отом, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решенияпроблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программыавторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ейуделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работене только педагогов, но и самих детей, родителей.
Таким образом, можно выделить общие задачи сохраненияздоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольныхучреждений [38, c. 98]:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную жизненную позицию.
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическомразвитии.
6. Обучать правилам безопасности при выполнениифизических упражнений и различных видов деятельности.
7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать представления о том, что полезно и чтовредно для организма.
Глава 2. Методические основы здоровьесбережения у дошкольников
2.1 Методики диагностики физического здоровьядошкольников
Дошкольный возраст, или период первого детства,характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первыхдней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в томчисле и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенностьи подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшегофизического и психического развития, а определяющими факторами являютсяокружающая среда и воспитание ребенка [6, c. 98].
Нами проведен констатирующий эксперимент, определяющийуровень физического здоровья в условиях сохранения физического здоровья в ДОУ № 45 г. Соликамска.
В ходе наших исследований с помощью просмотра и анализамедицинских карт изучалась статистика заболеваний простудного характера втечение учебного года.
В качестве критерия оценки уровня заболеваемости детейиспользовались два показателя [11, c. 32]:
1) количество заболеваний простудного характера (за год);
2) количество дней, пропущенных по болезни (за год).
Исходя из медицинских карт обследования детей,предложенных родителям и педагогам анкет, анализ заболеваемости детейдошкольного возраста в ДОУ № 45 г. Соликамска показывает, что первое местозанимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторнымиинфекциями высок — 63%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционныеболезни, а затем — аллергические заболевания и болезни органов пищеварения. 34%детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 27% — состороны носоглотки; невротические проявления отмечены у 32% детей младшего и у29% детей старшего дошкольного возраста. Наличие аллергических реакций отмеченоу 24% дошкольников; 17% имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы(повышение артериального давления и др.), в 6-7-летнем возрасте у половиныдетей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растет число детей сотклонениями и заболеваниями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушениеосанки, сколиозы и др.), мочеполовой, эндокринной систем. Достаточно высок проценткариеса.
В настоящее время акцентируется внимание на децелирациинаселения, то есть на том, что в России за последние 10 лет стало в четыре разабольше низкорослых детей. А рост ребенка, по мнению медиков, один из важнейшихпоказателей здоровья нации [19, c. 65].
Данное положение подтверждается и нашими исследованиями.В процессе эксперимента в ДОУ № 45 г. Соликамска проведен анализ весо-ростовыхпоказателей за последнее десятилетие. За основу взяты шкалы индивидуальнойоценки физического развития дошкольников, разработанные и опубликованные В.Ю.Давыдовым.
Оценка данных длины тела мальчиков в 2002 г. составила (по шкале В.Ю. Давыдова) 4 балла во всех возрастных группах, в 2004 г. — для детей 4 и 6 лет — 5 баллов и 5 лет — 4 балла. К 2008 г. этот показатель заметно снизился и оценивается во всех возрастных группах лишь на 3 балла. Аналогичные изменениянаблюдаются и при измерении массы тела детей.
Значительное отставание отмечено практически во всехисследуемых параметрах. За последние пять лет у детей наблюдается тенденция кснижению показателя ЖЕЛ, динамометрии и как следствие — результатов тестированияв беге на 200 м (выносливость) и метании мяча (скоростная сила), заметноснизились и результаты дошкольников в беге на короткие дистанции.
Таким образом, имеющиеся данные подтверждают гипотезу отом, что в настоящее время наметилось значительное ухудшение как в состоянии физическогоразвития, так и в уровне физической подготовленности детей. Все это ставит передспециалистами в области физической культуры, просвещения и медицины задачуразработки научно обоснованных программ.
В дошкольном физическом воспитании наиболее реальным, какутверждают психологи, является формирование мотивов достижения цели.
Для изучения реальных мотивов достижений в ДОУ № 45 г. Соликамска использовалась методика столкновения мотивов Л.К. Максимова и М.В. Матюхиной. Детямпредлагалось выбрать одно из двух заданий:
— повторить движение, с которым они не справились назанятиях, или поиграть;
— для тех, кто хочет улучшить достигнутый результат,попробовать выполнить более трудное задание или повторить еще раз то, котороеуже выполнялось ранее;
— детям говорили, что задания одинаковы по трудностивыполнения и можно выбирать любое, но тот, кто предпочтет первое задание,должен справиться с ним самостоятельно, а второе — может рассчитывать на помощьпедагога.
Для проявления мотивации достижения учитывалась частотаее индивидуальных проявлений во всех исследуемых ситуациях. В данном случае кначалу проведения эксперимента средний уровень мотивации определен лишь у 7детей средней группы, низкий — у 19 и нулевой — у 56 дошкольников (табл. 1).
Таблица 1
Результаты частоты проявления мотивации достижений дошкольникамив начале эксперимента
Группа Уровни актуальных мотивов достижения высокий средний низкий нулевой абс. % абс. % абс. % абс. % Мальчики, 4 года - - 9 2,4 8 9,8 31 37,8 Девочки, 4 года - - 5 6,1 11 13,4 25 30,5
Для изучения мотивов двигательной активности (В.А.Нестеров, И.М. Воротилкина, В.Е. Могилев) детям индивидуально предлагалсянебольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качествеличностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца ребенкупоказывали соответствующий содержанию рисунок — внешнюю опору для запоминания[7, c. 65].
По данным частоты выбора мотивов выявлено, что 92,4%мальчиков и 88,7% девочек в физической культуре привлекает только игра.Здоровыми, сильными и красивыми хотят стать 6,5% мальчиков и 9,3% девочек, заслужитьпохвалу воспитателя — соответственно 1,1 и 2,0% детей. Следовательно,большинство детей не понимают смысла занятий физическими упражнениями, не видятнеобходимости в овладении основными движениями и не представляют, что с помощьюфизических упражнений можно добиться красоты и здоровья.
Таким образом, перед нами изначально встала задача — сформировать мотивацию к достижению поставленной перед детьми цели. Мотивацию кдостижению цели можно сформировать только в том случае, если цель, поставленнаяперед ребенком, достижима, реальна. В противном случае уже к шести годам мыувидим длинную «скамейку запасных» на всех занятиях по физическойкультуре и играх на прогулках и добьемся у большинства детей стойкогоотвращения к выполнению любых двигательных действий.
2.2 Программа физического воспитания
Неблагоприятная тенденция показателей здоровья детейдошкольного возраста требует эффективных мер по улучшению состояния ихздоровья. Следует отметить, что наряду с позитивными процессами увеличения вариативностиобразовательных программ, у воспитанников дошкольных образовательных учрежденийпроисходит увеличение в первую очередь умственной нагрузки. Образовательныйпроцесс многих детских садов, даже коррекционной направленности, перегружен дополнительнымизанятиями.
Для улучшения состояния здоровья детей дошкольноговозраста существует целый ряд методов. Наиболее эффективным из них являетсяфизическое воспитание. Именно двигательная активность, создавая энергетическуюоснову для роста и формирования систем организма, нормального физического ипсихологического развития, играет важную роль в укреплении здоровья детей.
С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников внастоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко несоответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. Всвязи с этим нами предложена программа физического воспитания детей дошкольноговозраста.
Общая цель данной программы состоит в формированиидвигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развитияздоровья детей на основе их творческой активности.
Программа позволяет сохранить здоровье ребенка и заложитьфундамент культуры будущего взрослого человека, в которые входят:
— положительное отношение к физическим упражнениям, играми закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
— мотивация к занятиям физическими упражнениями;
— начальные навыки естественных движений общеразвивающегохарактера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться впространстве (игры, танцы и праздники), культура поведения, самостоятельность;
— уровень физической подготовленности, соответствующийнормативам.
Согласно разработанной нами программе организацияфизкультурно-оздоровительной работы в детском дошкольном учреждении должна строитьсяс учетом следующих условий:
— формирование и развитие у детей дошкольного возрастастойкой мотивации (потребности) в занятиях физическими упражнениями;
— формирование этой потребности через систему любимых длядетей физических упражнений;
— исключение стрессовых ситуаций на занятиях физическимиупражнениями;
— использование многовариантных форм, средств и методовзанятий физическими упражнениями с дошкольниками;
— составление гибкого графика проведения физкультурно-оздоровительнойработы в детском саду с учетом психофизического состояния ребенка на каждыйдень;
— личностно ориентированный подход к работе сдошкольниками;
— интегративный характер построения занятий с детьмидошкольного возраста;
— использование упражнений с учетом времени года;
— проведение большей части физкультурно-оздоровительныхмероприятий на свежем воздухе;
— использование широкого комплекса упражнений,направленных на развитие всех сторон моторики ребенка с учетомморфофункциональных и психофизических особенностей развития организма вонтогенезе;
— включение в практику физического воспитания детейупражнений, способствующих укреплению всех групп мышц, обеспечивающих формированиеправильной осанки, сводов стоп (профилактика плоскостопия), мелкой моторики, атакже крупных групп мышц (выполнение упражнений с большой амплитудой),способствующих эффективной работе внутренних органов;
— использование упражнений, различных по направлениювыполнения в пространстве, из различных исходных (необычных) положений, а такжесочетание известных для малыша движений с элементами нового;
— корректный подбор физических упражнений (особенно длядетей в старших группах) по половому признаку (силовых упражнений для мальчикови упражнений, подчеркивающих красоту и грацию, для девочек и т.п.);
— обеспечение ежедневного медико-педагогическогоконтроля;
— формирование представлений об основах безопасностижизнедеятельности ребенка на занятиях физическими упражнениями;
— формирование представлений об основах здорового образажизни, а также элементах самоконтроля за состоянием своего здоровья и здоровьяокружающих;
— диагностика уровня физического развития и физическойподготовленности дошкольников в течение всего года;
— учет уровня сформированности двигательных умений инавыков, а также развития физических качеств по индивидуальному приросту;
— привлечение родителей к организациифизкультурно-оздоровительных мероприятий в детском дошкольном учреждении и реализациядостаточной для ребенка двигательной активности дома;
— привлечение к организации занятий физическимиупражнениями с детьми младшего дошкольного возраста детей старших групп (помощьв показе упражнений, проведение элементов разминки, организация игр с помощьювоспитателя и др.);
— преемственность в работе по физическому воспитанию ДОУи начальной школы (проведение совместных занятий и физкультурно-оздоровительныхмероприятий на физкультурно-спортивной базе школы).
В предложенной программе мы намеренно отказались отраспределения материала по возрастным группам, поскольку, если природанаградила ребенка определенными способностями, не нужно искусственно тормозитьих развитие. Вместе с тем, мы не ставим своей целью достижения высокихрезультатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Задача втом, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данныеему от рождения, а они есть у каждого.
В данной программе мы придерживаемся личностно ориентированногоподхода к каждому из дошкольников. Именно этому способствует предложенная нами методикапостроения функционального профиля.
Суть ее состоит в том, что при оценке индивидуальныхвеличин различных показателей физической, функциональной подготовленности и работоспособностинами была использована методика обычного статистического ранжирования, по результатамкоторого строились карты функционального профиля.
Преимущества этой методики в условиях комплексногоисследования в малых группах заключаются в следующем:
— простоте выявления лидеров и аутсайдеров;
— независимости от общестатистических данных;
— повышении мотивации аутсайдеров в улучшении каждогопоказателя (возможность подняться рангом выше, тем более что некоторыепоказатели у них лучше, чем у лидеров).
Такая многовариантность соотношений уровня развития техили иных качеств и состояний, естественно, вполне логично предопределяет ивыбор соответствующих рекомендаций. На каждого ребенка заводится «Карта здоровья»,в которую не реже двух раз в год заносятся результаты контрольноготестирования. В группе имеется доска спортивных достижений, на которой детиотмечают (карандашами разных цветов) свои достижения за неделю. И, естественно,каждый ребенок стремится продвинуться к намеченной цели — уйти из группыаутсайдеров и повысить отстающие показатели. Родителям даются индивидуальныерекомендации по использованию средств оздоровительной направленности ииндивидуальных комплексов, разработанных для каждого из занимающихся.
Разработанная нами программа включает в себя комплексоздоровительных мероприятий с использованием методики биоуправления на обратныхсвязях (БОС). Эти мероприятия включаются в режим дня: в утреннюю гимнастику,физкультпаузы между различными видами занятий в группе, в занятия физическойкультурой. Они направлены на обучение детей основным двигательным игигиеническим навыкам, навыкам правильного дыхания, овладение основамизакаливания, самомассажа, приемами психической саморегуляции; профилактику икоррекцию нарушений опорно-двигательного и зрительного аппарата, изучение иформирование мотивации достижения успеха у дошкольников как условия,необходимого для выявления и коррекции потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ).
Обучение дошкольников основным движениям и навыкамздорового образа жизни осуществляется по методологии БОС, которая представляетсяв виде срочной или коротко отставленной информации о результатах выполнениядвижения или на промежуточных этапах обучения движениям или навыкам ЗОЖ. Мыпредположили, что весь процесс обучения движениям как основной субстанцииздоровья и навыкам ЗОЖ (закаливание, элементы аутотренинга, релаксации) долженпредставлять собой процесс формирования сохранения здоровья дошкольников.
Босохождение в сочетании с воздушными ваннами (для детейс 3 лет температура воздуха в помещении +18 — +20°С) проводится на занятиях пофизической культуре и после дневного сна. В процессе проведения регулярныхзакаливающих процедур дети обучаются оценке и самооценке своих ощущений. С этойцелью для каждого из занимающихся предполагается использовать личную карточку,в которую ребенок регулярно может заносить свои ощущения: «чувствую себяхорошо» — квадратик закрашивается в голубой цвет, «чувствую себяплохо» — в красный. Руководствуясь этим, педагог может регулироватьдлительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.
Многие авторы отмечают эффективность воздействиядыхательных упражнений на различные стороны функционального состоянияорганизма. В связи с этим для коррекции отдельных показателей дыхательнойсистемы детей и доведения их до уровня оптимальных в разработанной намипрограмме в качестве дополнительных воздействий на занятиях физическойкультурой включается комплекс дыхательных упражнений, разработанный на основерекомендаций кафедры физиологии и химии ВГАФК и включающий в себя освоениенавыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к среднему, верхнемуи полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания«Ха».
Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдоховчерез плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.
Обучение грудному и брюшному дыханию проводится с помощьюспециально разработанных игровых упражнений («Шарик»,«Трубач», «Петух», «Мяч» и т.д.). После глубокоговдоха детям предлагается выдохнуть воздух, произнося при этом различные звуки.Ставится задача как можно дольше задержать звук, до ощущения напряжения мышцбрюшного пресса. В виде контроля используется БОС о величине и правильностидыхания. Ребенку, находящемуся в исходном положении лежа на спине, на животставится кубик. Выполняется упражнение «дыхание животом»: кубикподнимается и опускается в ритме дыхания. При неправильном дыхании кубик стоитнеподвижно (зрительная ОС).
Для профилактики простудных заболеваний с детьмиразучивается и регулярно применяется точечный массаж: по инструкции воспитателяребенок использует сильное пальцевое давление непосредственно на точку в течениепримерно 1,5-3 мин. Ощущение в процессе выполнения давления в разных точкахнеодинаково: в одних — это напряжение, в других — болезненность. Поэтомудавление должно быть достаточно сильным, чтобы выполняющий массаж прочувствовалграницу между приятным, энергичным нажатием и причинением боли. При выполнениимассажа детям предлагается про- анализировать свои ощущения. По результатуанализа педагог может понять, правильно ли ребенок выполняет задание или необходимокорректировать его действия. В одном сеансе массируется не более 4-5 точек.
Возможность целенаправленного формирования основпсихической саморегуляции у детей 5-летнего возраста в настоящее время доказанаэкспериментально, причем достигаемые с помощью психической саморегуляцииуправление эмоционально-вегетативными функциями, оптимизация состояния покоя иактивности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервоворганизма позволяют использовать психическую саморегуляцию и для оздоровления,в качестве психопрофилактического и психогигиенического средства.
С этой целью, согласно разработанной нами программе, врежим дня и в занятия физической культурой включаются такие методы, как:
— гетеротренинг, способствующий снятию возбуждения, вызванногоэмоциями или физическим перенапряжением (применялся в завершение физкультурногозанятия);
— подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультпаузы.
Комплексы гетеротренинга с соответствующим музыкальнымсопровождением применяются с целью контроля за степенью релаксации различныхмышечных групп и направлены на тренировку расслабления скелетной мускулатуры,переключение или пассивную концентрацию на определенных ощущениях,сопровождающихся чувством глубокого успокоения, снятия напряжения, возбужденияи тревоги.
С целью профилактики нарушений ОДА используются элементыйоги или суставной гимнастики. Предполагается, что это может способствоватьпрофилактике дефектов осанки, нарушений в работе внутренних органов, а такжетравм.
Состояние здоровья детей определяется комплексной оценкойуровня здоровья и физической работоспособности: в результате анализа медицинскихкарт (динамика простудных заболеваний в течение периода исследований) и порезультатам унифицированного степ-теста.
Дополнительно к основной программе используютсяспециальные методы закаливания:
— полоскание горла и полости рта растворами трав(эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическимдействием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской солипроводилось ежедневно после завтрака в течение 2 недель поочередно;
— спелеотерапия — пребывание в искусственной солянойпещере, основным лечебным фактором которой является высокодисперсионная среда,насыщенная аэрозолем хлорида натрия, отрицательными аэроионами при влажностисвыше 80% и стабильной температуре +18 — +240 (курс — не менее 10 сеансов двараза в год, продолжительность сеанса — 15 — 20 мин). «Соляная пещера»воссоздает климат лучших горных и морских курортов. Во время сеансов происходитвлажная сверхмелкодисперсионная ионизация воздуха, вдыхание которогообеспечивает улучшение кровообращения в слизистой оболочке верхних дыхательныхпутей, нормализацию клеточного дыхания, восстановление тонуса бронхов. Втечение каждого сеанса используется функциональная музыка, что способствуетпсихотерапевтическому расслабляющему воздействию на нервную систему ребенка,снятию нервного напряжения, стресса;
— использование в помещениях, где находятся дети,электронных воздухоочистителей «Супер-плюс» способствует очищению воздухаот пыли, вирусов, бактерий, обогащению легкими отрицательными аэроионами;
— кислородный коктейль, в приготовлении которогоиспользовались натуральные соки и гидролизат казеина (курс — 15 дней, два разав год за 30 мин до еды).
Данная программа была апробирована в ДОУ № 45 г. Соликамска. В исследованиях участвовали 42 ребенка (18 мальчиков и 24 девочки).
Заключение
В результате проделанной работы нами проведен анализлитературы по теме исследования; рассмотрена организация условий физическоговоспитания детей дошкольного возраста; выявлены проблемы физического воспитанияи развития детей дошкольного возраста; проанализирован аспект сохраненияздоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания;проведена диагностика физического здоровья дошкольников; рассмотренывозможности разработанной программы физического воспитания.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметитьследующее. В процессе разработки программы физического воспитания дошкольников изученэффект использования приемов биоуправления путем насыщения каналов обратныхсвязей при: обучении движениям и формировании первых навыков ЗОЖ удошкольников; использовании нетрадиционных средств восстановления, приемов ЗОЖи формирования основных движений; составлении карт функционального профиля иакценте на их динамике для укреплении мотивации; обучении приемам релаксации исаморегуляции для снятия психоэмоционального напряжения; использовании системдыхательных упражнений для совершенствовании аэробных возможностей и т.д.
Исследование показало, что обучение приемам биоуправленияповышает уровень мотивации и осознанности при осуществлении движений и приемовЗОЖ; повышается точность самооценки величины и динамики различных параметровфункционального состояния, в том числе при мышечной деятельности и в условияхтренировки; улучшается точность самодозировки и самоконтроля за объемом иинтенсивностью упражнений, повышаются скорость обучения и эффективностьбиоэнергетической реабилитации при патологии опорно-двигательного аппарата;наблюдается положительная динамика респираторной системы, аэробнойпроизводительности и улучшение показателей здоровья.
Разработанная нами программа физического воспитания оказываеттренирующее влияние на организм ребенка, способствует расширению адаптационныхвозможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешнейсреды.
Таким образом, использование в практике работы пофизическому воспитанию разработанной нами программы, базирующейся на учетевозрастных особенностей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективностьпроцесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояниездоровья и динамику физической подготовленности, а также на формированиеинтереса детей к систематическим занятиям, физическим упражнениям.
Проведенные исследования в области совершенствованияфизического воспитания позволили сделать нам следующие выводы.
Мощным оздоровительным средством для детей дошкольноговозраста является рационально организованная активность.
Двигательная активность, создавая энергетическую основудля работы и формирования систем организма, способствует нормальномуфизическому и психическому развитию.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в разработкепрограммы физического воспитания детей дошкольного возраста достигнута, задачивыполнены.
Список литературы
1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающихтехнологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г.Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа«Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе //Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
3. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа»,2006, № 8. С. 98.
4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общегообразования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
5. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающейстратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольноевоспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
7. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольноевоспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
8. Давыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г. Методика оценки физическогоразвития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста.Волгоград, 1993.- 27 с.
9. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета// «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53./>
10. Екжанова, Е.А. Об особенностях организации физического воспитания вдошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида / Е.А. Екжанова //Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях.–М. – С. 66-69.
11. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе:проблемы и пути их решения // Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
12. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школаздоровья» // Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
13. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М.: Медицина, 1989. — 128с.
14. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольныхучреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25.
15. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995, № 6,с. 11-17.
16. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей //«Начальная школа», 2005. — № 1. С. 91.
17. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельностив образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
18. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационныеподходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» //Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
19. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающихтехнологий // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 75.
20. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознаниев школе.-2005.-№5.-С.50-55.
21. Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре. — Волгоград:ВГАФК, 1998. — 155 с.
22. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановлениездоровья учащихся в условиях педагогического лицея // Школьныетехнологии.-2004.-№1.-С.76-84.
23. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающейдеятельноси в образовательных учреждениях сельского района//Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.
24. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. — № 10. С. 86.
25. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра //«Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
26. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающегообучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.
27. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
28. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома ишколы-интерната // Методист.-2005.-№2.-С.45-49.
29. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при созданиимуниципальной образовательной сети предпрофильного образования/ /Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.
30. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельскойшколе // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 78.
31. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей:[гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г.Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
32. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровьешкольников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред. Ю.В.Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу«Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).
33. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьноговозраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
34. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
35. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современнойшколе. — М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
36. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психологияздоровья в школе/Н.К.Смирнов. — М.АРКТИ, 2003.-270с.
37. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся вшколе // Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
38. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М.:Медицина, 1991. — 270 с.
39. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика// Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
40. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей вобразовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтическиетехнологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психическихсостояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условияхмодернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.: АПКиПРО,2004.-36с.
41. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательнойсреды в дошкольном образовательном учреждении // Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
42. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья //Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.
43. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающегосопровождения в системе непрерывного образования//Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.
44. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа»,2006, № 8. С. 89.
45. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложениек журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия«Педагогические советы»).
Комментарии
Нина Дмитриевна, перед
Нина Дмитриевна, перед отправкой работы надо было познакомиться с Положением конкурса http://nsportal.ru/konkurs/1914.Каким образом Ваша работа соответствует тематике конкурса, посвящённого Первой мировой войне?.
С уважением Мария Викторовна
Конкурс посвящён Первой
Конкурс посвящён Первой мировой. Ваша работа не соответствует тематике.
конкурс
Уважаемая Нина Дмитриевна! Ваша работа не соответствует тематике конкурса. С уважением Галина Ивановна.
Работа не соответствует теме
Работа не соответствует теме конкурса.