Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
статья по физкультуре

худынцева жанна вениаминовна

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Она обеспечивает полноценное вовлечение дошкольника с особенностями развития в жизнь детского сада. Смысл инклюзии в дошкольной образовательной организации – не просто поместить ребенка в обычную группу, а таким образом изменить организацию пространства, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в детский круг, конечно не забывая при этом про педагогов ДОО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Одной из важных проблем современного образования сегодня является развитие новых подходов к работе с детьми, имеющими особенности развития. Одним из таких подходов может стать внедрение инклюзивной модели образования. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Она обеспечивает полноценное вовлечение дошкольника с особенностями развития в жизнь детского сада. Смысл инклюзии в дошкольной образовательной организации – не просто поместить ребенка в обычную группу, а таким образом изменить организацию пространства, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в детский круг, конечно не забывая при этом про педагогов ДОО. В этом случае любая дискриминация детей должна быть исключена и это является основой инклюзивного образования. Должно быть обеспечено равное отношение ко всем участникам образовательного процесса, при этом создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Общение является главным ведущим видом человеческой деятельности, оно необходимое условие для всестороннего развития ребенка. Общение направлено на познание самого себя. Л.С. Выготский в своей концепции отмечает, что, все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а как минимум два человека. Занятия физической культурой способны стать одним из средств работы с детьми с особыми образовательными потребностями. «В результате проведённых наблюдений за игровой деятельностью детей с ЗПР отмечается: недостаточная адресность высказываний сверстнику, низкий уровень коммуникативных навыков, поверхностность интересов, неумение адекватно привлечь к себе внимание, неумение посмотреть на ситуацию глазами другого ребёнка, нарушение самооценки и т.д.» [8]. Для таких детей возможна организация совместных физкультурных занятий с воспитанниками из общеразвивающей группы ДОО. 

Для организации совместных физкультурных занятий первоначально создаются благоприятные условия, на которых будет протекать общение детей и взрослых. Задача педагога, в данном случае, инструктора по физкультуре, повысить уровень положительных эмоций у ребёнка, когда он идет на общение с другими детьми. Возможно, использовать ритмопластику, куклотерапию, сюрпризные моменты. Особое внимание надо уделить созданию доброжелательности при взаимодействии детей. Для этого можно использовать игры на сплочение группы, они помогут настроить детей на совместную   деятельность. Например, «Назови ласково», «Комплименты», «Подари улыбку», «Подарки» и т. д. В процессе общения педагогу необходимо показывать, как правильно обращаться с просьбой, а именно: посмотреть на собеседника, назвать по имени, и только потом высказывать своё предложение.

Далее в работе основное внимание уделяется формированию навыков адекватного социального восприятия. Сначала мы наблюдаем, чем ребёнок занимается, затем по возможности присоединяемся к его деятельности. Возможно использование игр на подражание типа «Обезьянки», «Зеркало», «Что мы делали - не скажем, а что видели - покажем» и т. д. Для того, чтобы особенный ребенок чувствовал себя комфортно на физкультурном занятии, мы должны других детей научить следующему:

  • Доброжелательно общаться к сверстнику, предлагая вместе выполнить то или иное упражнение;
  • Вежливо отвечать на просьбу;
  • Принимать в подвижную игру как участника;
  • В случае несогласия — деликатно отказать;
  • Обращаться к любому ребенку как к равному;
  • Быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их состояния психического и физического здоровья.

Сегодня педагогу необходимо быть особенно внимательным к организации образовательной деятельности и конечно приспосабливаться к потребностям детей с особенностями здоровья.

Физкультура в детском саду, реализующем инклюзивную практику, имеет ряд особенностей. Образовательный процесс должен быть эффективными для всех детей и строиться c учетом их особенностей и возможностей. Занятия по физической культуре для детей – как правило, праздник. Малыши любят играть в подвижные игры, любят демонстрировать свои физические возможности и вообще двигаться. Не надо забывать, что, необходимым условием всестороннего развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. «Необходимо уделять внимание ребёнку с ЗПР, нужно стараться наравне с нормально развивающимися сверстниками чаще назначать его «помощником педагога» и давать поручения» [7]. Когда сформируются устойчивые потребности в общении, педагог проводит работу по усложнению форм контактов, предлагаются новые формы взаимодействия, а именно разыгрываются ситуации взаимодействия детей. Существуют методы, способные помочь в работе педагога:

  • Моделирование, предполагает демонстрацию примеров адекватного поведения;
  • Ролевые игры, когда воспитанники представляют себя в ситуации, требующей реализации коммуникативных умений. Это даёт возможность проверить на практике образцы, которым дети уже научились;
  • Установление обратной связи — данный способ может сочетаться с двумя предыдущими. Воспитанники поощряются или вознаграждаются за желательное и адекватное поведение;
  • Перенесение навыков из игры в реальную жизненную обстановку.

Игровые ситуации, в которые включаются дети должны содержать множество элементов, характеризующих реальную жизнь. Если же возникают конфликты между детьми, то педагог предлагает решить конфликт с помощью беседы. Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами, одним из которых является конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка. В своем большинстве семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но самое главное, они надеются на полноценное общение детей со сверстниками, которые не имеют особенностей развития. Задача педагогов ДОО построить работу с родителями (законными представителями) на уважительном отношении, на признании родительской компетентности, исходя из веры, в их способности понимать ребенка. Это и есть самый правильный подход к работе, он открывает путь к партнерским отношениям родителей и специалистов дошкольной организации. После установления доверительного и уважительного отношения между родителями становится возможным конструктивное сотрудничество.

Основными задачами работы с родителями являются:

  • формирование у родителей адекватного представления о проблемах и возможностях ребенка, умение видеть положительные стороны ребенка, его достижения, успехи, развитие, а не только его нарушения;
  • формирование активной позиции родителей в помощи ребенку, участие родителей во всех совместных мероприятиях;
  • вовлечение родителей в работу по реализации индивидуально-ориентированной программы сопровождения;
  • обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия (совместные спортивные упражнения, подвижные игры станут наилучшим методами);
  • оказание информационной помощи.

Вся практика деятельности специалистов, сопровождающих инклюзивное образование, в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями, обеспечить ему социальную адаптацию во время его нахождения в ДОО, а также создать адаптационный ресурс для начальной и средней школы. Физкультурные занятия не отменная часть этой работы. Специалисты ДОО не должны пропустить ни одну грань развития ребенка с особенностями развития. Особое значение в реализации в ДОО инклюзивного образования могут сыграть педагоги по физической культуре. Организация адаптивной физкультурно-оздоровительной работы, должна включать в себя занятия физической культурой, релаксирующие упражнения, лечебную физкультуру, а также интеграцию двигательной, игровой и познавательной деятельности на физкультурных занятиях. Специалистам необходимо вовлекать воспитанника в образовательную деятельность всеми средствами физической культуры. Не отменная часть работы инструктора по физической культуре — это учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Но существуют и проблемы, которые препятствуют реализации инклюзии в дошкольной образовательной организации, и это недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов. Необходимо профессионально готовить специалистов дошкольного образования, включая специалистов по физической культуре, к реализации инклюзивного образования.

Человечество прошло долгий и противоречивый путь в отношении к детям, да и вообще к людям, с особенностями развития. Этот путь включал себя и духовное становление, и полное равнодушие, и агрессию общества, и принятие. И только одного не было в прошлых человеческих отношениях – сотрудничества на равных условиях. Система образования нового времени должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзии. Принятие индивидуальности каждого отдельного малыша и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка – главная цель современного детского сада.

Литература

  1. Ребёнок в интегрированной группе/ под ред. Н.В. Микляевой. М., 2012
  2. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида/ под ред.О.А. Денисовой. М., 2012
  3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании/ под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М., 2011
  4. Семаго Н.Я.  Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М., 2012
  5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии. Спб., 2003
  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб., 2008
  7. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону, 2007
  8. Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Волгоград, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...