Родительское собрание на тему:"Организация режима дня – залог здоровья дошкольника"
материал (подготовительная группа) по теме
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родительское собрание на тему "организация режима дня -залог здоровья дошкольника" | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: "Организация режима дня – залог здоровья дошкольника"
Подготовила:
воспитатель подготовительной
к школе группы
Имангалиева Р.М.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.
Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой семьи, рождения и воспитания детей.
Всем нам хочется видеть не только умное, воспитанное, но и здоровое будущее поколение. Как известно, все закладывается в детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром.
Ну а каков он, здоровый ребенок?
Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям, взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходит гармонично.
Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах.
Следует обратить внимание на то, что основы здоровья закладываются в детстве, что любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.
Поэтому факторами, влияющими на здоровье человека, являются:
– четкий и правильный распорядок дня;
– высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим является важнейшим условием успешного физического воспитания и здорового образа жизни. Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
В результате ритмического повторения всех составляющих компонентов режима у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей. Дети, живущие по строгому режиму любознательны, активны на занятиях и в повседневной жизни. Они растут организованными, дисциплинированными, послушными и самостоятельными. Точное выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
Требования к режиму дня определяются особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.
Основное требование к режиму – учет возрастных особенностей детей.
В процессе выполнения режима необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития. Детям, ослабленным или перенёсшим заболевание, увеличивается время на сон, пребывание на воздухе, вносятся необходимые изменения и в содержание воспитательно-образовательной работы.
Следующее требование – постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности.
Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень не уравновешенной нервной системой. Своими бесконечными капризами они взвинчивают себя и выводят из равновесия вас, родители. Некоторые родители обращаются к врачу, считая, что их ребёнок нуждается в лечении и успокоительных лекарствах. И не понимают, что лучшим лекарством для их малыша будет постоянное соблюдение режима дня, без которого он не может правильно развиваться. Ребёнок должен в определённое время вставать и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня надо предусмотреть время для прогулок и игр. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными.
При составлении режима дня учитывается время года. Так, в летний период увеличивается время для пребывания детей на свежем воздухе, уменьшается количество занятий, а значит, увеличивается время для игр и сна.
Таким образом, режим дня играет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе. Постоянство режимных процессов, их последовательность и постепенность, а также единство требований к детям со стороны воспитателей и семьи поможет нам вырастить ваших детей здоровыми, бодрыми, деятельными и дисциплинированными.
Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение.
Режим дня дошкольников в подготовительной группе включает в себя следующие компоненты:
- учебные занятия в детском саду;
- учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
- сон;
- питание;
- занятия физическими упражнениями;
- отдых;
- занятия в свободное время.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.
Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
- Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школьных занятий. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
- Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
- Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
- В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.
- Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 7-8 лет- от 9,5 до 11,5 часов,в 10-12 лет – 9-10 часов, в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
Возраст | Ночной сон | Дневной сон | Общее количество сна в сутки |
5 лет | 10 до 12 часов | 0 до 2.5 часов (1 или ни одного раза) | 10 до 12.5 часов |
6 лет | 10 до 11.5 часов | Не спит в обед | 10 до 11.5 часов |
7 лет | 9.5 до 11.5 sчасов | Не спит в обед | 9.5 до 11.5 часов |
8 лет | 9.5 до 11.5 часов | Не спит в обед | 9.5 до 11.5 часов |
*Примечание: Если ребенок спит в обед, то ночной сон может быть длиннее или наоборот |
Питание
Народная мудрость гласит:
- «Какова еда и питье – таково и житье».
- «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
Качественный состав питания должен удовлетворять потребности растущего организма. Оно должно быть разнообразным и содержать все необходимые вещества и в нужных количествах.
Потребность детей в калориях в зависимости от возраста
Возраст, лет | Потребление энергии в день (калорийность рациона/ккал) |
7-10 | 2300 |
11-13 |
|
Питание должно быть регулярным.
Продолжительность «активного дня» составляет 11-13 часов. Интервал между приемами пищи, по мнению физиологов, не должен превышать 4-4,5 часа. Это способствует хорошей работе желудочно-кишечного тракта, хорошему аппетиту, правильному усвоению пищи.
Итак, наиболее рационален четырех-пятиразовый прием пищи в одни и те же часы.
Часы приема пищи
Завтрак дома | 6.45 – 7.15 |
Второй завтрак | 11.00-11.30 |
Обед | 14.00 – 14.30 |
Полдник | 15.30 – 16.30 |
Ужин дома | 18.30 – 19.30 |
Прописные истины:
- Ешьте часто, но понемногу.
- Не забывайте о сахаре, белках – ешьте творог, сыр, рыбу, мясо, яйца; фосфоре – яйца, морская рыба; о кальции – в молочных продуктах, о витамине С, который содержится в овощах и зелени, в апельсинах, лимонах, яблоках, квашеной капусте.
Сейчас, к сожалению, встречается много гиперактивных детей (это неусидчивые дети, невнимательные, импульсивные, не могут ни на чем сосредоточиться).
Согласно исследованиям, проведенным в институте по проблемам питания в университетской клинической больнице в Германии, среди причин, вызывающих гиперактивность, выделяется непереносимость определенных продуктов питания.
Продукты, от которых следует отказаться:
- молоко, творог;
- кока-кола, многие фруктовые соки;
- продукты из овса;
- орехи и продукты из орехов;
- попкорн, нуга, продукты из какао, шоколад.
Рекомендуемые продукты:
- овощи (горошек, морковь, капуста всех видов, бобы);
- салат листовой;
- фрукты: яблоки, груши, бананы;
- гарнир: картофель, нешлифованный рис;
- хлеб пшеничные и ржаной;
- приправы: йодированная соль;
- мясо: говядина, телятина, птица, рыба.
IV. РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ» ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ
Нельзя:
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
- кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
- сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребенка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- не прощать ошибки и неудачи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление тифлопедагога на общем родительском собрании Тема: «Организация учителя-дефектолога в группах коррекционной направленности».
Выступление тифлопедагогоа перед родителями с подробным рассказом об особенностях развития и обучения дошкольников с нарушением зрения....
Конспект родительского собрания Тема: «Как сохранить и укрепить здоровье детей в условиях ДОУ»
(с применением фасилитативного метода «Саммит позитивных перемен»)...
Статья. Соблюдение режима дня - залог здоровья дошкольника.
В данной статье рассказывается о значении соблюдения режима дня для сохранения психического и физического здоровья дошкоольника....
Родительское собрание Тема: «Организация досуга детей в семье».
Мы знаем время растяжимо.Оно зависит от того,Какого рода содержимымВы наполняете его. ...
Родительское собрание Тема: «Как сохранить и укрепить здоровье детей»
Собрание для родителей старшей группы....
Консультация для родителей. «Организация режима дня – залог здоровья дошкольника
Консультация для родителей.«Организация режима дня – залог здоровья дошкольникаСоблюдение режима дня поможет расслабиться, а расслабление создаст условия для нормальной работы всего органи...
Родительское собрание Тема: «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста дома и на улице».
Родительское собраниеТема: «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста дома и на улице»....