Выступление тифлопедагога на общем родительском собрании Тема: «Организация учителя-дефектолога в группах коррекционной направленности».
консультация на тему
Выступление тифлопедагогоа перед родителями с подробным рассказом об особенностях развития и обучения дошкольников с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_tiflopedagoga_na_obshchem_roditelskom_sobraniino2.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление тифлопедагога на общем родительском собрании
Тема: «Организация учителя-дефектолога в группах коррекционной направленности»
1.Уважаемые родители! Я очень рада встрече с вами.
Сейчас я расскажу о работе учителя-дефектолога, а более подробно об особенностях видения детей при разных зрительных диагнозах расскажет Юрлина О. Ф.
В нашем детском саду объединила свои усилия педагогика и медицина. Тифлопедагог стоит на стыке их. Тифлопедагог - это узкое понятие, «Тифло» в переводе с греческого означает слепой, т. е., педагог, работающий с детьми с нарушением зрения, иначе учитель-дефектолог.
Его ключевая задача – лечить педагогическими средствами и осуществлять всестороннее развитие детей в условиях зрительной недостаточности.
Основная цель коррекционной работы учителя-дефектолога – помощь детям, в усвоении учебным материалом, соответствующего возрастным возможностям.
При организации и планировании своей работы мы руководствуемся коррекционной Программой под редакцией Л.И.Плаксиной. Наш детский сад тесно сотрудничает с Институтом коррекционной педагогики.
Тифлопедагог проводит с детьми коррекционные занятия по следующим направлениям:
1.Развитие зрительного восприятия (формирование представлений о форме, цвете, величине).
2.Развитие навыков ориентировки.
3. Социально-бытовая ориентировка, ознакомление детей с окружающим: формирование представлений о предметном, растительном и животном мире.
4.Занятия по развитию осязания и мелкой моторики рук.
Для чего этим занимается тифлопедагог?
Чтобы повышать остроту зрения, через специальные задания, упражнения, способствующие развитию у детей с патологией зрения всех свойств зрительного восприятия (цвета, формы, величины) формированию предметно – практических действий и преодолению недостаточности образов.
Мы знаем, что нарушение зрения - это первичный дефект, в результате которого у всех детей возникают вторичные отклонения. Дети с нарушением зрения испытывают затруднения в восприятии формы, цвета, величины предметов. У них наблюдаются соскальзывание взора с контура при рассматривании, частые изменения направлений движения, увеличение фиксации взора. Так же возникают ошибки в ориентировке в пространстве. Все эти трудности помогает преодолеть детям тифлопедагог, проводя с детьми специальные коррекционные занятия.
Занятия тифлопедагога по развитию восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязано с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.
В период плеоптического лечения для повышение остаточного зрения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д.
В период ортоптического лечения для развитие плоскостного бинокулярного зрения; с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.
На этапе стереоскопического лечения т.е. умение видеть на расстоянии, различать глубину пространства, тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.
Кроме развития зрительных функций, данные пособия, которые использует тифлопедагог способствуют развитию таких важных психических процессов, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение;
Формируются следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развивается мелкая моторика рук.
Работа тифлопедагога проводится во взаимодействии с воспитателем.
Тифлопедагог осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомит детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателем. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и обрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
Отдельные упражнения и игры со специально подобранной наглядностью учитель–дефектолог предлагает включить воспитателю в его индивидуальную работу. А также рекомендует воспитателям на занятиях по математике включать задания на счет движущихся объектов, прыжков, выкладывание плоскостных фигур. Большое внимание уделяется упражнениям для глаз, способствующим расслаблению глаз, тренировке глазных мышц, насыщению их кислородом, кровоснабжению. Детям предлагается прохождение лабиринтов (для развития прослеживающей функции глаз, обводка контуров, рисование силуэтов через кальку и другое. Для развития руки используется мозаика, косточки, пуговицы, конструктора, бросовый материал, игры с песком, водой. Кроме того, изучаем математические понятия, связанные с мерами, количеством, весом, размером, развиваем глазомер.
Взаимосвязь со специалистами:
Каждый день ваши дети получают внимание не только воспитателя и тифлопедагога, но и многих других специалистов, таких как логопеда, психолога, музыкального руководителя, хореографа, эстета, инструктора по физкультуре, медсестры глазного кабинета.
Н: Специалисту по изобразительной деятельности советуем предусматривать работу с фланелеграфами и трафаретами. На музыкальных занятиях, праздниках, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движений в пространстве, его красоты, иногда можно снимать окклюзию. На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, равными их по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве. Это положительно сказывается на развитие глазодвигательных функций, повышения интереса к заданиям, обогащении сенсорного опыта. Все специалисты, а также логопед и психолог выполняет тифлопедагогические требования это подбор пособий которые должны соответствовать зрительным возможностям
Соблюдая рекомендации врача – офтальмолога, тифлопедагог направляет свою работу на развитие зрительного восприятия ребенка, имеющего нарушения зрения, восприятие формы, цвета, ориентировки в пространстве, психических процессов, моторики.
Уважаемые родители, учите детей видеть и говорить об увиденном, знакомьте их с предметами окружающего мира, с его красками, обращайте внимание на красоту природы. В Ваших руках – помочь вашим детям. Успехов Вам! Любую консультацию Вы можете получить у тифлопедагога и других специалистов детского сада.
Хочу отметить, что не только дети с нарушением зрения имеют нарушения зрительного восприятия цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве, зачастую и дети без патологии зрения в силу соматических заболеваний Н: часто болеющие, ослабленные дети. Поэтому если вы заметили, что ваш ребенок, в чем-то отстает, обращайтесь к услуге учителя-дефектолога. Любое занятие с дефектологом – это шаг вперед к знаниям.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....
Выступление на общем родительском собрании. Тема: "Сенсорная комната как технология мультисенсорной реабилитации дошкольников"
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая. среда, включающая различного рода стимуляторы, которые воздействуют на. органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные. рецепторы. Фун...
Выступление на общем родительском собрании "Об особенностях организации музыкальной деятельности с детьми в домашних условиях "Музыка на кухне"
выписка из протокола...
Родительское собрание. Тема: «Особенности образовательного процесса в группе компенсирующей направленности
Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; на...
Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка НМР РТ Тема «Давайте познакомимся. Возрастные особенности детей второй группы раннего возраста».
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения: «Отвели ребенка в сад». Отвели ребенка в сад -Мама рада, папа рад:Не меш...