Семинар-практикум для родителей «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»
учебно-методический материал по теме

Поцелуева Елена Васильевна

сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка и способах профилактики плоскостопия у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»

Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка и способах профилактики плоскостопия у детей.

Предварительная работа:

 • Интервьюирование детей.

 • Анкетирование родителей.

 • Изготовление с детьми пригласительных для родителей.

 • Оформление зала и подготовка оборудования.

 • Оформление письма – приглашения.

План проведения:

 1. Консультация «Профилактика плоскостопия у дошкольников», вручение памяток.

 2. Совместная двигательная деятельность детей и родителей «Играем пальчиками».

 3. Выставка методической литературы и пособий по проблеме.

 4. Презентация нестандартного физкультурного оборудования по профилактике плоскостопия.

Консультация для родителей

 «Профилактика плоскостопия у дошкольников»

Слайд 1

 Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.

 Анкетирование, проведенное в вашей группе, показало, что всех родителей без исключения волнует вопрос сохранения и укрепления здоровья своего ребёнка. Но в силу разных причин (дефицита времени, усталости, собственной лени) детям уделяется недостаточно внимания со стороны родителей. К большому сожалению, далеко не все родители делают вместе с детьми зарядку, регулярно гуляют на свежем воздухе, делают им массаж, к тому же отдают предпочтение не подвижным играм, а интеллектуальным и развивающим. Всё это подтверждают и результаты опроса, проведённого среди детей.

 Показатели ежегодных медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников (растёт число детей состоящих на диспансерном учете в детской поликлинике с различными заболеваниями, увеличении числа детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием. Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

 Плоскостопие – болезнь серьезная из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что многие годы человеку прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью: вкалывать – так до упаду, заболел – не раскисай, и вообще – если уж умирать, так с музыкой, и непременно на работе.

 Но времена громких лозунгов миновали, оставив человека наедине со своими недугами, смертельными и несмертельными. В число последних и входит плоскостопие.

 Что же такое плоскостопие?

Слайд 2

Это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов.

Почему у современных детей всё чаще и чаще наблюдаются данные нарушения, какие факторы влияют на формирование свода стопы?

Слайд 3

 Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.

 Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза.

 К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.

Слайд 4

 До 4, 5-5 лет у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы является патологией. Поэтому медицинское заключение о плоскостопии выносят лишь с пятилетнего возраста.

Слайд 5

 Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.

 Важно как можно раньше начать профилактику дефектов и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо! Но следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Слайд 6

 Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».

 Поэтому в нашем детском саду мы пытаемся создать все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД по ф/р, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, ЛФК, лечебный массаж, корригирующая гимнастика после сна, занятия плаванием в бассейне.

Слайд 7

 Но как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:

Слайд 8

 * общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,

Слайд 9

 * правильный подбор обуви для ребенка,

Слайд 10

 * массаж,

Слайд 11

 * проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны,

Слайд 12

 * специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,

Слайд 13

 * использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.

Слайд 14-20

 В нашей практике мы успешно используем различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия (массажные дорожки и коврики, массажеры, игры, изготовленные из всевозможных материалов).

Слайд 21

 На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки — это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец — голова и шея, ладонь — туловище, указательный и мизинец — руки, средний и безымянный — ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким (показать массажные шарики) .

Слайд 22

 Значение пальчиковой гимнастики велико:

 — способствует овладению навыками мелкой моторики;

 — помогает развивать речь;

 — повышает работоспособность коры головного мозга;

 — развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

 — снимает тревожность.

 Но в нашем случае, массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка.

Слайд 23

 С целью установления единых подходов в укреплении здоровья детей в детском саду регулярно проводятся родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек и нетрадиционного физкультурного оборудования.

Слайд 24

 Внимательное отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями, личный пример родителей позитивно влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Родителям необходимо помнить об этом, вместе с детьми делать дома утреннюю гимнастику, вместе играть и гулять. Однако при подборе игр и упражнений родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо использовать те игры и упражнения,

которые наиболее полезны детям. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (материалы регулярно выставляются в родительском уголке и представлены на выставке) .

 Учитывая, что формирование правильного свода стопы — процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно.

 Сейчас мы пригласим в зал ваших детей и предпримем попытку провести первое совместное физкультурное мероприятие, где в интересной игровой форме вы будете взаимодействовать со своими малышами и узнаете несколько довольно простых, несложных упражнений, способствующих профилактике плоскостопия. И пусть этот первый опыт двигательного взаимодействия станет для вас небольшим открытием, вы узнаете своего ребёнка с новой стороны, пусть это занятие доставит радость и вам, и вашим детям.

Слайд 25

 Перед вами «Правила для участников встречи», огромная просьба их придерживаться:

 * На протяжении всего мероприятия выступать в разных ролях: партнёр, помощник, тренер.

 * Контролировать поведение своего ребёнка, но без угроз и сравнения с другими детьми.

 * Принимать ребёнка таким, каков он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.

 * Быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

 * Не допускать критических высказываний в адрес других участников.

Приложение 1

Интервьюирование детей

 Цель.  Выяснение особенностей совместной двигательной деятельности ребенка с родителями. Знакомство родителей с результатами опроса.

Дети отвечают на вопросы:

 1. В какие игры любишь играть с родителями?

 2. Часто ли играешь с родителями?

 3. Занимаешься ли зарядкой вместе с родителями?

 4. Делает ли мама тебе массаж ног, спины, рук?

 5. Как часто вы гуляете вместе с мамой, папой?

Приложение 2

Анкетирование родителей по проблеме «Влияние детско-родительских отношений на психофизическое развитие ребёнка»

Ваши искренние ответы помогут нам организовать эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей.

 1. Влияют ли сложившиеся отношения в семье на психофизическое развитие ребенка?

 2. Всегда ли Вы понимаете настроение ребенка?

 3. Используете ли тактильный контакт в общении с ребенком?

 4. Как Вы обращаетесь к своему ребенку?

 5. Сравниваете ли своего ребенка с другими детьми?

 6. Как поощряете ребенка?

 7. Что мешает Вашему полноценному общению с ребенком?

 8. В какие игры с Вами играли Ваши родители?

 9. В какие игры любите играть вместе со своим ребенком?

 10. Как часто играете с ребенком?

 11. По чьей инициативе занимаетесь физическими упражнениями вместе с

 ребенком?

 12. Уделяете ли Вы внимание профилактике плоскостопия и нарушений осанки у ребенка?

 13. Занимаетесь ли с ребенком пальчиковой гимнастикой?

 14. Делаете ли ребенку массаж?

Благодарим Вас за сотрудничество. Мира, здоровья и добра вашей семье!

Приложение 3

Приглашение на мероприятие для родителей оформляется в виде детской ладошки:

 Уважаемые родители!

 О детках своих узнать не хотите ли?

 Просим отбросить все ваши дела

 И поспешить к нам в садик сюда!

 Дорогие мамы и папы!

 Приглашаем вас принять участие в совместном мероприятии с детьми

 «Играем пальчиками», которое состоится 21 ноября в 17.00.

 С нетерпением ждём вас!

 Захватите с собой спортивную форму и хорошее настроение!

 Дети и педагоги детского сада

Приложение 4

Памятка для родителей

Плоскостопие. Как его выявить?

 Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) — плантографию.

 Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.

 ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.

 Оценка плантограммы. Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии.

 Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы — стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

 Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается) ; тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.

 Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?

 • Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.

 • Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

 • При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

 • Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5, 5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

 • Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

 • Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

 • Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.

 Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т. д. Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребенка отводится семье. Поэтому комплекс упражнений, направленных на укрепление свода стопы, следует ежедневно выполнять дома.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

 1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, — мощный фактор предупреждения плоскостопия.

 2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.

 3. Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга) .

 4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

 5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

 6. Хождение на внешней стороне стопы.

 7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед) ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.

 8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.

 9. «Утюжки». Сидя на полу потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами ног по голеням, затем — круговые движения.

 10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) по полу в течение трех минут.

Используемая литература

 1. Доценко Л. Я здоровым быть мечтаю / Здоровье дошкольника. 2009. №1. С. 37-41.

 2. Кириллова Ю. А. Наглядно методическое пособие. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников. СПб.

 3. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., 2005.

 4. Колотова К. В. Лисичке помогаем – вместе по лесу гуляем / Ребёнок в детском саду. 2010. №2. С. 50-52.

 5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение. М., 2004.

 6. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 60—64.

 7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

 8. Шапко О. Физкультурное занятие для детей и родителей / Здоровье дошкольника. 2010. №2. С. 43-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение с элементами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата "Красная шапочка и серый волк"

Это развлечение я проводила с детьми старшей группы в начале учебного года. Роли исполняли дети этой же группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...

Консультация для родителей «Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата в домашних условиях».

Профилактику нарушения ОДА могут проводить не только педагоги , но и родители самостоятельно в домаашних условиях....

Двигательные упражнения в режимных моментах как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

Систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников предусматривается, прежде всего, в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в ...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата"

Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата"...

Памятка для родителей «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в семье»

Памятка   для родителей«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в семье»...