Индивидуально-коррекционная работа по развитию социально - бытовой ориентировки детей с нарушениями зрения»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Дружные ребята»
Выступление на педсовете:
«Индивидуально-коррекционная работа по развитию социально - бытовой ориентировки детей с нарушениями зрения»
Подготовила воспитатель
Солдатова О.И.
г. Старый Оскол,2016г.
«Ориентировка в пространстве – один из самых важных разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Пространственные представления» сугубо математическая.
Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно – творческой, трудовой; совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Например, качество рисунка определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность – чередованием элементов. А освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Формирование навыков и умений ориентироваться в пространстве – это подготовка к социально - бытовой ориентировке детей с нарушениями зрения.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий – основа географических и геометрических знаний в будущем.
Выделяют несколько этапов по обучению детей ориентировке в пространстве.
I ЭТАП. Обучение детей ориентировки на себе.
Здесь идет формирование у детей четких представлений о своем теле и его симметричности. Детей учат различать парно противоположные стороны своего тела. У детей создают представления о пространственном расположении частей тела.
На этом этапе дети приобретают навыки практической ориентировки на себе (на своем теле). У детей формируется целостное представление о схеме своего тела.
Используются приемы:
- Зрительно – осязательное обследование ребенком своего тела, дидактической куклы;
- Рассматривание ребенком себя в зеркале;
- Соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка, стоящего рядом, напротив;
- Использование меток (бантики, резиночки, значки);
- Закрепление через нахождение деталей собственной одежды (карман, рукав, воротник и т.д.)
II ЭТАП. Учить определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя». А также пространственное расположение предметов по отношению друг к другу.
Здесь необходимо создать представление детей о себе, как о пространственном теле, являющемся точкой отсчета при ориентировке в направлениях.
Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, четко дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа –направо, слева – налево).
Развивать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направления движения.
Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, между, рядом, напротив, за, перед).
III ЭТАП. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.
На этом этапе детей учат анализировать и самостоятельно создавать простейшие пространственные построения из игрушек. С целью подготовки детей к самостоятельному соотношению пространственных построений, детей учат обследовать пространство. Обучение моделированию помещений начинается с совместного обследования, с определенной точки отсчета (от двери, слева – направо). Это дает детям возможность запомнить расположение мебели в помещении. Такое обследование лучше проводить индивидуально и неоднократно.
Для моделирования используют детали конструктора, строительного материала. С помощью педагога дети обследуют детали и выбирают те, формы которых соответствуют форме предметов мебели. Анализируют форму помещения и соотносят с формой стола или листа картона. Форма модели должна соответствовать форме комнаты.
IY ЭТАП. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.
Этап проводится по следующим направлениям:
- Обучение ориентировке по картинке – плану;
- Знакомство детей с условными изображениями предметов;
- Формирование у детей умений соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой;
- Обучение детей самостоятельному составлению схем.
Используется такой прием «Оживи картинку». Подбираем цветную картинку, на которой ребенок может узнать все, подбираются такие же игрушки и детей учат располагать игрушки на картинке.
На всех этапах обучения большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки (тут, здесь, там).
Используются специальные приемы. На первых этапах – совместные выполнения действий, неоднократный показ, повтор инструкций, поощрительные слова и словесная коррекция действий ребенка. Используется разнообразный игровой материал. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, по возрастающей сложности, с учетом результативности предыдущих занятий, задания могут быть аналогичные, но в других вариантах.
В подготовительной группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» обозначает главной задачей: «Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку». В практических ситуациях умения совершенствуются.
«Геометрия плоскости листа» частично уже освоена. Необходимо закреплять приобретенный опыт. С этой целью используют «зрительный диктант», «слуховой диктант». Под диктовку дети размещают геометрический орнамент или отдельные формы, знаки, элементы рисунка. Это сложная задача, но будущий первоклассник должен быть подготовлен к ее решению. Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении материала на уроках чтения, письма, рисования и других.
В этой группе важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомит их с графиками, схемами, моделями.
Работа по ориентировке в пространстве должна вестись не только на занятиях по математике, но и на занятиях по развитию речи, ИЗО, физкультурном и музыкальном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по проблеме развития социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения
Это методический материал из опыта работы по теме: «Игра, как средство развития социально – бытовой ориентировки». Он поможет воспитателям при организации специальных коррекционных занятий с детьми....
Статья "Использование игр В. В. Воскобовича в социально-бытовой реабилитации детей с нарушением зрения"
Использование игр Воскобовича для развития зрительного восприятия детей, мелкой моторики....
Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (теоретические подходы)
Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников....
Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
"Эффективные формы и методы работы по развитию графических навыков у детей с нарушениями зрения"
Из опыта работы...
Конспект тифлопедагогического занятия по развитию социально-бытовой ориентировки в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему: «Транспорт».
Коррекционные задачи:1. Учить описывать транспорт по алгоритму.2. Формировать умение узнавать транспорт в силуэтном и контурном изображении.3. Расширять представление о людях разных профессий (шофер, ...