статья "Необходимость привития привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста"
статья (младшая группа) по теме

Сасова Нурья Шамильевна

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию привычек здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья "ЗОЖ "17.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Необходимость привития привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Автор:  Сасова  Н.Ш.

Москва, 2011


«ЗОЖ у детей дошкольного возраста».

    Настоящее время характеризуется достаточно быстрым изменением природной и социальной среды. Такие стремительные перемены ведут к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим изменениям каждого человека, тем более детей. Поэтому одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является укрепление здоровья дошкольников.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у дошкольников мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

      «Образ жизни» – это деятельность личности, которая протекает в конкретных условиях жизни, реагирует на них и зависит от них. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни целенаправленно и постоянно. 

     «Здоровый образ жизни» - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Формирование здорового образа жизни через изменение стиля и уклада жизнедеятельности является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья человека, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками.

Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья детей являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия.

Развивающая предметная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности, и рационально организованный режим дня с чередованием различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) способствуют развитию интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств у дошкольников. При использовании этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

       Важным в любых определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Именно поэтому  любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать  «фундаментом  здорового стиля жизни»  детей. И любая деятельность детей (учебная, спортивная,  досуговая, а также прием пищи и двигательная активность) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

      Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.  Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским:  трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

      Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). Необходимо вести систематическую работу с родителями: проводить беседы, консультации о физическом воспитании в семье.

Формирование привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Физическое воспитание

Закаливание

Психологические и психопрофилактические средства и методы

Преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости

Одежда (на открытом воздухе и в помещении), соответствующая погоде. Необходимо избегать одежды из синтетических тканей

Использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми, имеющими аффективные и невротические проявления

Ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе

Проведение занятий по физической культуре босиком эффективное закаливающее средство при условии его постепенного внедрения

Организация комнаты психологической разгрузки в образовательном учреждении и по возможности уголка живой природы в каждой группе

Проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме

Контрастные ванны и души. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни ребёнка

Обеспечение условий для преобладания  положительных эмоций в ежедневном  распорядке каждого ребёнка

Обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре

Циклические упражнения, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движений одежде на занятиях (особенно на открытом воздухе) и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом

Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении

Осознанное отношение детей к выполнению упражнений

Отличные закаливающие результаты можно получить в оздоровительном комплексе, включающем бассейн, сауну, фитобар, горячие и холодные обтирания и т. д

Обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для психического и физического самосовершенствования

Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства

Рациональное применение «музыкотерапии», «цветотерапии» для нормализации эмоционального состояния детей.

   Только совместная работа детского сада и семьи поможет осуществить правильное физическое воспитание. Решив воспитать ребенка спортивным, нужно начать в первую очередь с себя, тогда ребенок будет воспринимать педагогические приемы позитивно, стараясь стать таким же: как мама, как папа и любимая воспитательница, которые сами любят спорт.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Привитие любви к природе детей дошкольного возраста»

  Заложить основы экологического образования в интересной и  доступной форме детям  дошкольного возраста – одна из задач воспитателей. Понятие экологического образования включает...

Доклад к педсовету на тему «Формирование навыков и привычек поведения у детей дошкольного возраста».

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходи...

Презентация "Опыт по формированию привычки ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.Фундамент активного здорового долголетия закладывается именно в период до...

«Формирование привычки ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

laquo;Формирование привычки ЗОЖ у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Привитие культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста"

Мастер-класс содержит задания для родителей, фотоматериалы к заданиям....

Статья "Необходимость приобщения к родному краю детей дошкольного возраста "

патриотическое воспитание является важным компонентом во всестороннем развитии детей...

«Организация работы с родителями по привитию навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста»

laquo;Организация работы с родителями по привитию навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста»...