Доклад к педсовету на тему «Формирование навыков и привычек поведения у детей дошкольного возраста».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Думчева Инна Александровна

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки - это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формирование навыков и привычек поведения у детей дошкольного возраста».

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были хорошими, чтобы они были счастливы и большинство родителей осознает, что для этого детей нужно заботливо воспитывать. Однако, даже понимая, как важно правильное воспитание, многие родители не умеют практически взяться за это дело и не приступают к воспитанию своих детей своевременно.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и педагогов являются увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери. Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей.

Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам - сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умения занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминания, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

В различных развивающих видах деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные отношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его социально-нравственных качеств.

Необходимо помнить, что дошкольное нравственное воспитание детей должно сочетаться с предельным уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Воспитатели дошкольных учреждений должны учитывать индивидуальные черты характера детей, их возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт. Формирование основ нравственного поведения ребёнка не должно сопровождаться подавлением его инициативы, нивелированием индивидуальности.

Дошкольное нравственное воспитание детей требует систематических усилий. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю.

Родители своим советом и поддержкой могут помочь своим детям

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки - это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....

Доклад на тему: «Формирование навыков и привычек поведения у детей дошкольного возраста».

Привычки - это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно....

Доклад на семинар на тему" Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста"

Доклад на семинар на тему" Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста"...