Комплексное занятие «Путешествие в страну опасных предметов» старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Гурина Екатерина Валентиновна

занятие по ОБЖ участвовало в конкурсе лучший урок и заняло з место

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obzh.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие

«Путешествие в страну опасных предметов»

старшая группа

Цель: расширить знания детей старшего дошкольного возраста об источниках опасности: рабочих инструментах, предметах для рукоделия и шитья.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к миру предметов;

- формировать представления о правилах использования опасных предметов и условиях их хранения;

- воспитывать положительное отношение к запретам взрослых, которые направлены на охрану жизни и здоровья детей.

Предварительная работа:

* чтение сказки  В. Шорыгиной «Дело мастера боится»,  

* художественное творчество «Опасность вокруг нас»,

* рассматривание слайд-шоу «Инструменты».

Оборудование: доска, маркеры; картинки «молоток», «гвозди», «отвертка»; инструменты: молоток, гвозди, отвертка, шило, топор, дрель, ножовка, рубанок, специальный ящик для инструментов; фланелеграф, дидактическая игра «Сложи инструменты», корона, накидка для Королевы, булавки, шило, иголки в игольнице, ножницы, спицы для вязания, крючок, ножницы по количеству детей, бумага цветная, сложенная в четверо, стебельки с серединками; большая игла, шелковая нить красного цвета, музыкальный центр, диск с записью песни «Веселое путешествие» музыка Старокадамского, слова Михалкова.

Словарная работа: опасные предметы, инструменты: молоток, ножовка, дрель, гвозди, предметы для рукоделия: иголка, спицы, ножницы, булавка.

ХОД

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель: Сегодня мы с вами, друзья, отправимся в дальнее путешествие, а будет оно в страну Опасных Предметов. На чем мы отправимся в путешествие, вы догадаетесь сами, если посмотрите на этот рисунок (на рисунке изображены  дорога и два колеса).

Воспитатель: Что это может быть?

Дети: Автобус, легковая машина, карета, телега, …

Воспитатель: Конечно, на любом из этих видов наземного транспорта можно отправляться в путешествие. Мы с вами, чтобы всем было удобно поедем на автобусе. Давайте его и дорисуем (дети дорисовывают автобус).

Звучит песня «Веселое путешествие» музыка Старокадамского, слова Михалкова

Дети «подъезжают» к столу, на нем лежат молоток, гвозди и отвертка.

Воспитатель: Что это такое? Отгадайте без промедления мои загадки.

  1. Не хочу я молчать - дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской он железной головой (молоток)

     2. А у этого Антошки только шляпка да деревянная ножка (гвоздь)

     3. Быстрая и верткая, зовут ее… (отверткою)

Во время ответов детей воспитатель демонстрирует предметы; предлагает  рассмотреть инструменты: молоток, гвозди, отвертку, шило, топор, дрель, ножовку, рубанок.

Воспитатель: Как называются эти предметы?

Дети: Инструменты.

Воспитатель: Кто видел их у себя дома? Для чего они нужны? Что ими делают?

Дети: Ремонтируют, строят, делают мебель, заколачивают гвозди, сверлят дыры; выравнивают поверхность древесины.

Воспитатель: Что случилось? У вас молоток, гвозди и отвертка? Почему вы так далеко от своей страны?

Дети садятся полукругом перед фланелеграфом, на нем выкладываются картинки молоток, гвозди и отвертка.

Молоток: Мы уже давно живем в стране Опасных Предметов. И никак не можем понять, почему нас таких нужных и важных называют опасными?

Нужные вещи - молоток и клещи,

И отвертки, и винты, знаешь ли об этом ты?

Стол помогут починить, и скворечник смастерить,

Гвоздик вынуть старый – и кривой, и ржавый.

И минут за десять полочку повесить.

Работяги дружные - эти вещи нужные:

И отвертка, и пила, и топорик, и игла.

Воспитатель: Ребята, почему таких нужных друзей: молоток, гвозди и отвертку мы называем опасными вещами?

(Дети дают ответы)

Воспитатель: Правильно вы сказали. Все эти предметы просты в обращении, но все они требуют внимательного и бережного отношения. Когда мы ими пользуемся, необходимо соблюдать правила безопасности. Молоток, ты со своими друзьями-инструментами предназначен только для взрослых. Молоток: А разве вы, дети, не можете нами работать?

(Ответы детей).

Воспитатель: Есть два золотых правила: первое правило:

- Инструменты нельзя брать и работать ими без разрешения взрослых. Почему?  

(Ответы детей).

Воспитатель: второе правило:

- Никогда не стойте рядом с человеком, работающим с молотком,  топором, потому что он может случайно вас ударить.

Воспитатель: Друзья-инструменты – вы наши добрые помощники, но вы для нас опасные, потому что многие из вас имеют острые, колющие и режущие края. Вами можно пораниться – порезаться или оцарапаться, получить более серьезную травму.

Молоток: Нам надо возвращаться в нашу страну Опасных Предметов.

Воспитатель: Давайте вы поедете вместе с нами (воспитатель складывает инструменты в специальный ящик для инструментов).

Игра «Сложи инструменты в ящик»

Звучит песня «Веселое путешествие» музыка Старокадамского, слова Михалкова

(Дети отправляются в дорогу, подходят к столам, садятся; воспитатель в это время переодевается в Королеву страны опасных предметов)

Королева садится, берет иголку с ниткой, на столе у королевы лежат: булавки, шило, иголки в игольнице, ножницы, спицы для вязания, крючок.

Королева: Здравствуйте, детишки! С чем вы ко мне пожаловали? Вы пришли с моими слугами: молотком, гвоздями и отверткой. В моей стране  много опасных предметов, а что это  -  вы отгадайте.   Слушайте внимательно.

Загадка первая: Вяжет шарфик  мастерица.

                           Весело мелькают … (спицы).

Загадка вторая: Она без нитки шить не может,

                            Но катушка ей поможет.

                            Нитку даст катушка,

                            Вденем нитку в ушко (иголка)

Загадка третья: Режем мы бумагу, ткани

                           Кто мы? Догадайтесь сами!  (ножницы)

Загадка четвертая: Я иголкина подружка,

                                 Только нет у меня ушка (булавка)

Молодцы, все знаете. Скажите мне, а дома где у вас хранятся мои верные слуги: иголки, ножницы, спицы, крючок, пуговицы, кнопки и булавки?

(Ответы детей).

Королева: Правильно, каждая вещь должна храниться на своем месте: инструменты для ремонта – в  специальном ящике, а принадлежности для рукоделия, шитья и вязания – в шкатулке или коробке.

                          Подальше, подальше - опасные штучки,

Малыш, постарайся не брать в свои ручки.

Королева: Если все мои подданные предназначены только для взрослых, то ножницами вас, наверняка, научили работать в детском саду. Вы умеете вырезать? (Ответы детей)

Королева: Какие правила вы соблюдаете, когда ими пользуетесь? (Ответы детей)

Королева: Давайте подведем итог:

Первое правило: передавать ножницы друг другу только кольцами вперед.

Второе правило: ножницами играть запрещается.

Третье правило: держать левую руку дальше от правой руки, чтобы не порезать пальцы.

Сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете эти правила? Я прошу вас помочь, вырезать для моих цветов лепестки. (В руках у королевы стебель и серединка цветка.)

Практическое задание «Лепестки для цветка Королевы»

Королева: Молодцы, красивые у вас получились лепестки для моих цветов, правила при работе с ножницами вы тоже соблюдали. Сейчас соберем цветы из лепестков (дети коллективно собирают цветы для Королевы).

За ваши старания я расскажу вам поучительную сказку «Хороший совет».

Сказка «Хороший совет».

   Давным-давно в одном небольшом городке жила искусная Мастерица-рукодельница. Она умела не только хорошо вязать спицами и крючком, но и вышивать красивые узоры на салфетках, полотенцах и скатертях. С каждым днем заказов у рукодельницы становилось все   больше, вот и решила она обучить свою племянницу Марию всему, что умела сама, чтобы та стала ей хорошей помощницей.

   Девочка оказалась смышленой и трудолюбивой и скоро научилась ловко управляться  с иголкой, спицами и крючком.

   Однажды Мастерица уложила в корзинку готовые заказы и ушла в город, а Мария оказалась дома одна. Она тот час достала резную деревянную шкатулку, в которой хранились нитки, иголки, наперсток и ножницы, и принялась вышивать салфетку.        

   Эту красивую салфетку с бахромой Мария хотела подарить тете на именины. Девочка старательно вышивала на салфетке букетик фиалок.

Лучи солнца скользили по обеденному столу, за которым сидела Мария. За окном звонко чирикали воробьи, а в открытую форточку влетал ветерок, пахнущий талым снегом и капелью.

   Девочка на минутку отложила рукоделье, зажмурила глаза и не заметила, как задремала. Сквозь сон ей почудилось, будто она слышит чей-то тихий разговор, такой тихий, словно журчание ручейка. Это разговаривали между собой иголки, булавки, пуговицы, ножницы и прочие портновские принадлежности.

- Ах, какой чудесный денек! – пропела Булавка с золотой головкой.

- Обратите внимание, как мы переливаемся и блестим под солнечными лучами! – воскликнула маленькая перламутровая пуговица.

- Да, да! Вы правы! Мы очень похорошели! – согласились Ножницы.

- Здесь просторно и светло. Обеденный стол такой большой! Не то что тот столик, за которым всегда работает Мастерица, - сказала вязальная Спица.

- Нам надоело лежать в шкатулочке, давайте останемся здесь! – дружно закричали иголки.

- Не могу понять, почему Мастерица всегда прячет нас в шкатулку и не дает нам пожить на воле? – тоненьким голоском пропищал маленький Крючок.

- Давайте спросим совета у дядюшки Наперстка, ведь он давно живет в доме рукодельницы, - предложила Катушка.

- Дядюшка наперсток, - обратилась к Наперстку бойкая Иголочка. – Не знаете ли вы, почему Мастерица всегда после работы убирает нас в шкатулку?

- Знаю, как не знать, - важно ответил Наперсток. – Я живу в доме Мастерицы много лет и помню, что к порядку и аккуратности ее с самого детства приучала бабушка. Она говорила, что иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы – опасные предметы! Их нельзя бросать, где попало,  а следует убирать в специальную шкатулку. Вот эту деревянную шкатулку бабушка подарила мастерице на день рождения, когда той исполнилось всего лишь шесть лет.

Слова дядюшки Наперстка обидели всех. Иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы возмущенно зашумели:

- Какие же мы опасные? Мы очень даже полезные и нужные предметы! Без нас нельзя ни пуговицу пришить, ни дырку заштопать. Кто же поможет людям сшить платья или рубашку, связать носки?

- И мы нужны! И мы нужны! – хором пропищали пуговицы, петельки и крючки.

- Спору нет, - согласился дядюшка Наперсток. – Все вы, друзья, нужны и полезны людям. Но согласитесь, что иголками, булавками, спицами можно больно уколоться, а ножницами поранить пальцы. Чтобы этого не случилось, нас и убирают после работы в шкатулку. Кроме того, Мастерица любит и бережет свои вещи. Она не хочет, чтобы кто-то из нас потерялся.

- Почему нельзя шить,  сидя за обеденным столом? – поинтересовалась булавка.

- Да потому, что за обеденным столом люди едят, а маленькие предметы могут незаметно попасть в пищу, - объяснил умный Наперсток.

- Понятно, - протянула Катушка. – Значит, Маша зря разбросала нас по столу.

  В это время девочка зашевелилась и открыла глаза. Разговор тотчас смолк. Машенька оглянулась и увидела, что на столе в беспорядке лежат портновские принадлежности, а на часах – время обеда, значит, скоро из города должна вернуться Мастерица.

   «Какой удивительный сон мне приснился», - подумала девочка.

   Она аккуратно все сложила в шкатулку, поставила ее на столик для шитья и стала поджидать возвращения тети.

Королева: Ребята, вам понравилась сказка?

(ответы детей)

Королева: Что научилась делать племянница Мастерицы Мария?

Королева: Какой подарок Маша хотела приготовить для Мастерицы?

Королева: Чей разговор девочка услышала во сне?

Королева: Чем были не довольны иголки, Спица и Крючок?

Королева: О чем портновские принадлежности спросили дядюшку Наперстка?

Королева: Что ответил им Наперсток?

Королева: Что сделала Маша, когда проснулась?

Королева: Всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шитья?

Королева: Почему нельзя шить на диване или за обеденным столом?

Королева: Молодцы, ребята, на все мои вопросы вы дали верные ответы, поэтому я вас отправлю в детский сад по волшебству. Вы готовы? Для этого вы должны отгадать еще одну загадку: Маленькая, светлая, больно кусается

(ответ детей)

Королева: Правильно, это моя помощница иголка. Вот вам золотая иголка и шелковая нитка. Вам надо  вдеть нитку в иголку, и дружно всем взяться за нитку и произнести заветные слова: «Пятеро толкают, пятеро держат, а двое смотрят». Вы догадались, что это?

(ответы детей)

Королева: Правильно, это пальцы руки  и глаза, когда вставляют нитку в иголку. Счастливого вам возвращения, до свидания, в добрый путь.

Воспитатель вставляет нитку в иголку, дети все берутся за нитку, закрывают глаза и произносят хором заветные слова.

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Чудесное путешествие у нас получилось. Что нового вы узнали во время путешествия?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, не забывайте, чтобы опасные предметы стали помощниками необходимо, соблюдать правила при их использовании и условия хранения этих предметов в детском саду и дома.

Пояснительная записка.

   Занятие «Путешествие в страну опасных предметов» проводится в старшей группе, как комплексное занятие по формированию основ безопасности жизнедеятельности  с элементами аппликации.

   При составлении данного занятия использовались методические разработки:

- Т.А. Шорыгиной «Беседы об основах безопасности»,

- К.А. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольника»,

- Л.Ф. Тихомирова  «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5 – 8 лет».

Данное занятие часть проекта «Береги себя».

Цель проекта: формировать ценности здорового образа жизни и навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе и в общественных местах.

Задачи:

1. сформирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правил поведения при контакте с незнакомыми людьми;

2.  знакомство со строением организма человека;

3. знакомство детей с местом, где может возникнуть опасность для его жизни: квартира (дом), подъезд, общественные места, улица, природа;

4.  знакомство с действиями, которые могут повлечь травму и другие серьезные последствия по схеме «действие  - вред – следствие»;

5. знакомство с мерами самопомощи и взаимопомощи по схеме «что случилось – что делать».

Проект делится на четыре блока:

  1. Ребенок и другие люди.
  2. Ребенок один дома.
  3. Ребенок на улице.
  4. ребенок и природа.

   Каждый блок представляет собой группу занятий, которые раскрывают его содержание. Проект реализуется в рамках клуба по интересам в вечернее время один раз в неделю. За учебный год с детьми проводится 35 встреч.  В работе клуба принимают участие  десять детей. При подборе детей и тем работы клуба были учтены пожелания детей и родителей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группе

Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группе П.С:- Познакомить детей с разными проявлениями эмоций;-Учить детей различать эмоции;Задачи:ОбразовательныеОбласть по...

Конспект занятия «Путешествие в страну музыкальных звуков» старшая группа

Цель:- формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте.-развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах.- воспитывать любовь к муз...

Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группы.

Цель:- Познакомить детей с разными проявлениями эмоций;-Учить детей различать эмоции;Задачи:ОбразовательныеОбласть познания «Коммуникация»: закрепление знаний художественных выразительных ...

Игра-занятие «Путешествие в страну занимательной математики» старшая группа

Цель: развитие у детей любознательности и познавательной активности.Задачи:-развивать умение анализировать и сравнивать герметрические фигуры по форме, цвету, величине, толщине;-совершенствовать умени...

Открытое интегрированное занятие «Путешествие в страну знаний» в старшей группе детского сада

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад №7 «Радуга» ул. 50 лет СССР 13Кулундинского района Алтайского края       «Путешествие...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба» в старшей группе (с применением технологии развития критического мышления)

МБДОУ детский сад «Солнышко»     Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»в старшей группе(с применением технологии развития крити...